Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое регулирование - развитие аудита в Казахстане




Оперативное регулирование - создание условий для становления аудита;

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Казахстан

Международный опыт аудиторской деятельности

Опыт регулирования аудиторской деятельности за рубежом

Профессиональная этика аудиторов

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

Вопросы для самопроверки

1. Почему возникла необходимость в проведении аудита и кто является пользователем услуг аудитора?

2. В чем заключается основная суть аудита?

3. Какова история и основные этапы развития аудита?

4. Какова основная цель и задачи аудита?

5. Назовите основные функции аудита.

Лекция 2 «Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности»

в Республике Казахстан

В мировой практике существует две принципиально разные концепции регулирования аудиторской деятельности, во многом обусловленные задачами, решаемыми аудиторами.

Первая концепция распространена в таких странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудит ориентирован по большей части на интересы банков и государственных организаций как основных пользователей финансовой отчетности. В этих странах аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция получила развитие в англоязычных странах, таких как США и Великобритания, где аудиторская деятельность в некотором роде само регулируется. Здесь аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других субъектов хозяйствования. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется главным образом профессиональными общественными объединениями.

В Казахстане система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Идет процесс структурирования органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение их роли и функций.

С начала 90-х годов были приняты нормативные акты различных уровней, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в республике. Основным документом, регулирующим аудиторскую деятельность в РК является «Закон об аудиторской деятельности». Данный закон состоит из шести глав, которые включают в себя 25 статей.

В первой главе раскрываются понятия: «аудит», «виды аудита», «аудиторская деятельность», «основные принципы аудиторской деятельности».

Во второй главе даны определения: «аудитор», «аудиторская организация», а также дана характеристика «Палаты аудиторов и ее полномочия.

Третья глава посвящена изложению условий и порядка аттестации кандидатов в аудиторы и лицензирования аудиторской деятельности.

Четвертая глава раскрывает порядок осуществления аудиторской деятельности.

В пятой и шестой главах излагаются права, обязанности и ответственность аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых субъектов.

Все функции регулирования аудиторской деятельности, в том числе аттестация кандидатов в аудиторы находятся в ведении профессионального объединения аудиторов «Палата аудиторов Республики Казахстан», созданная в декабре 1998 года на IV Республиканской конференции аудиторов, как правопреемник одноименной общественной организации, действующей с 20 апреля 1994 года. Целью ее создания является содействие развитию, совершенствованию, унификации аудиторской деятельности в стране, ее независимости, повышению профессионального потенциала аудиторских кадров, представление и защита прав и законных интересов членов Палаты аудиторов в законодательных, исполнительных и судебных органах.

Регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Членами Палаты аудиторов могут быть граждане РК, получившие в установленном порядке Квалификационное свидетельство на право занятия аудиторской деятельностью, специалисты РК в области бухгалтерского учета, финансов, экономики и права, не являющиеся аудиторами.

В настоящее время Палата аудиторов объединяет 386 аудиторов и 116 аудиторских фирм из 200 зарегистрированных, что составляет 85% от общего числа сертифицированных аудиторов, проживающих и практикующих в Казахстане.

Организационную основу Палаты образуют создаваемые в областных центрах Казахстана и гг. Астана и Алматы по территориальному признаку филиалы. Филиалы образуются учредительным собранием, созданным решением Совета Палаты на основе письменных заявлений. Деятельность Палаты аудиторов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и в рамках Устава, утвержденного Конференцией Палаты аудиторов.

Основные цели и предмет деятельности Палаты аудиторов отражены в его Уставе:

«2.1. Палата в рамках действующего законодательства Республики Казахстан создана в целях содействия:

1. Удовлетворению профессиональных интересов специалистов в области аудита. А также содействие в подготовке стандартов, методических рекомендаций по проведению аудита, мероприятий по повышению квалификации аудиторов и их помощников;

2. Обеспечение аудиторских фирм и аудиторов нормативными документами в области аудита, бухгалтерского учета, налогообложения и финансов;

3. Созданию условий для активной профессиональной деятельности членов Палаты, защита прав и интересов членов палаты;

4. В оказании консультативно-методической и практической помощи аудиторам и аудиторским фирмам в организации аудиторского дела;

2.2. Предмет деятельности Палаты:

1. Изучение рынка аудиторских, экспертных и консультативных услуг;

2. Содействие в формировании профессионального корпуса аудиторов через курсовую систему обучения и содействие в повышении квалификации аудиторов и помощников аудиторов, в организации их стажировки в аудиторских фирмах страны и за рубежом, в разработке программы заочной профессиональной аудиторской подготовки;

3. Содействие организации изучения, обобщения и распространения опыта аудиторов, аудиторских фирм;

4. Участие в формировании квалификационных и экзаменационных комиссий по аттестации аудиторов;

5. Содействие в разработке стандартов, квалификационных требований предъявляемых к аудитору, в определении стандартов квалификационных экзаменов по всему блоку дисциплин, выносимых на экзамен, а также в разработке программ и методических пособий, по которым должны буду готовиться соискатели звания аудитора».

Полномочия Палаты аудиторов закреплены в ст. 8 «Полномочия палат аудитор» Закона об аудиторской деятельности: «Республиканская палата аудиторов:

· осуществляет координацию деятельности палат аудиторов на основе устава;

· представляет интересы аудиторов, аудиторских организаций и палат аудиторов в государственных органах, общественных объединениях, иностранных и международных организациях;

· разрабатывает на основе международной практики стандарты аудита и обеспечивает соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов, утвержденных уполномоченным органом;

· рассматривает споры аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых субъектов, связанных с осуществлением аудиторской деятельности;

· организует обучение и подготовку к аттестации кандидатов в аудиторы, профессиональную учебу, повышение квалификации аудиторов и других специалистов;

· осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству и международным договорам».

Существенную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности играют системы лицензирования аудиторской деятельности и квалификационной аттестации аудиторов.

Аттестация кандидатов в аудиторы осуществляется Квалификационной комиссией. Комиссия является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме негосударственного учреждения, образованной на республиканской конференции палат аудитов, являющихся ее учредителями. Под аттестацией понимается определение комиссией квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным органом. Аттестация подтверждает профессиональную готовность кандидатов в аудиторы к оказанию аудиторских услуг. В статьях 9, 10, 11 «Закона об аудиторской деятельности» излагаются основные положения об аттестации кандидатов в аудиторы. Механизм аттестации призван обеспечить соблюдение высокого профессионального уровня выполнения аудитором его обязанностей. В идеале квалификационный аттестат аудитора должен служить гарантией наличия у его владельца профессиональных качеств, соответствующих установленных стандартам.

Аудиторы, работающие самостоятельно и аудиторские фирмы вправе заниматься аудиторской деятельностью в РК при наличие лицензии на осуществление этого вида деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе) осуществляется Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК

Лицензии на проведение аудита деятельности банков выдаются Национальным банком РК.

Основные положения о лицензировании аудиторской деятельности в РК изложены в статьях 11, 12 «Закона об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность лицензируется в целях осуществления государственного контроля за соблюдением фирмами требований законодательства РК, предъявляемых к аудиторской деятельности.

Наличие квалификационного аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему право заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской деятельности.

Функцию государственного контроля за аудиторской деятельностью выполняет Министерство финансов РК имея в своей структуре Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита, основными задачами которого являются:

1. Участие в разработке единой политики в области аудита;

2. Участие в проведении аттестации кандидатов в аудиторы (одна треть в составе квалификационной комиссии составляют представители государственных органов);

3. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4. Осуществление публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действий лицензий.

Подготовку квалифицированных специалистов в области учета и аудита осуществляет Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов РК.

К документам второго уровня, регулирующих аудиторскую деятельность можно отнести стандарты по аудиту.

В процессе аудиторской деятельности аудиторы должны придерживаться определенных принципов, обязательных для соблюдения независимо от конкретных условий, в которых осуществляется аудит. Во всем мире такие принципы излагаются в аудиторских стандартах.

Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе. Однако они не превалируют над национальными стандартами, и для разных стран играют различную роль.

Международные стандарты аудита (МСА) призваны повысить степень единства аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире. Эти стандарты разрабатываются и публикуются Международным комитетом по аудиторской практике при Международной ассоциации бухгалтеров и аудиторов (IFAC).

В Казахстане разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов. До их принятия руководством для осуществления аудиторской деятельности в республике являются опубликованные Палатой аудиторов РК «Международные стандарты аудита в РК». Ниже приведены названия Международных стандартов аудита в РК (табл.1):

Таблица 1 – Название международных стандартов аудита в РК

Номер стандарта Название стандарта
  Цели и основные принципы, связанные с аудитом финансовой отчетности
  Условия аудиторских заданий
  Контроль качества работы в ходе аудита
  Документация
  Мошенничество и ошибка
  Учет законов и правил при аудите финансовой отчетности
  Планирование
  Знание бизнеса
  Существенность в аудите
  Оценка риска и внутренний контроль
  Аудит в среде компьютерных информационных систем
  Особенности аудита, относящиеся к юридическим лицам, использующим сервисные организации
  Аудиторское доказательство
  Аудиторское доказательство – дополнительное рассмотрение для специфических статей учета
  Первоначальные задания – вступительные сальдо
  Аналитические процедуры
  Аудиторская выборка
  Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете
  Взаимосвязанные стороны
  Последующие события
  Продолжающаяся деятельность
  Заявления руководства
  Использование работы другого аудитора
  Учет работы внутреннего аудитора
  Использование работы эксперта
  Заключение аудиторов по финансовой отчетности
  Сравнимые значения
  Прочая информация, содержащаяся в документах, связанных с финансовой отчетностью, подлежащей аудиту
  Заключение аудитора по специальным аудиторским заданиям
  Изучение прогнозируемой финансовой информации
  Задания по общей проверке финансовой отчетности
  Задания по выполнению согласованных процедур, связанных с финансовой информацией
  Задания по компиляции финансовой информации
  Межбанковские процедуры подтверждения
  Среда компьютерных информационных систем – отдельные микрокомпьютеры
  Среда компьютерных информационных систем – компьютерные системы в режиме «он-лайн»
  Среда компьютерных информационных систем – системы без данных

 

Стандарты аудиторской деятельности определяют общий подход к аудиторской проверке, устанавливают единые требования к качеству и надежности независимого аудиторского заключения. Применение стандартов является своеобразной гарантией качества оказываемых услуг. Все стандарты условно можно разделить на три основные группы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.