КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегическое регулирование - развитие аудита в Казахстане
Оперативное регулирование - создание условий для становления аудита; Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Казахстан Международный опыт аудиторской деятельности Опыт регулирования аудиторской деятельности за рубежом Профессиональная этика аудиторов Система нормативного регулирования аудиторской деятельности Вопросы для самопроверки 1. Почему возникла необходимость в проведении аудита и кто является пользователем услуг аудитора? 2. В чем заключается основная суть аудита? 3. Какова история и основные этапы развития аудита? 4. Какова основная цель и задачи аудита? 5. Назовите основные функции аудита. Лекция 2 «Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности» в Республике Казахстан В мировой практике существует две принципиально разные концепции регулирования аудиторской деятельности, во многом обусловленные задачами, решаемыми аудиторами. Первая концепция распространена в таких странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудит ориентирован по большей части на интересы банков и государственных организаций как основных пользователей финансовой отчетности. В этих странах аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Вторая концепция получила развитие в англоязычных странах, таких как США и Великобритания, где аудиторская деятельность в некотором роде само регулируется. Здесь аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других субъектов хозяйствования. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется главным образом профессиональными общественными объединениями. В Казахстане система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Идет процесс структурирования органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение их роли и функций. С начала 90-х годов были приняты нормативные акты различных уровней, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в республике. Основным документом, регулирующим аудиторскую деятельность в РК является «Закон об аудиторской деятельности». Данный закон состоит из шести глав, которые включают в себя 25 статей. В первой главе раскрываются понятия: «аудит», «виды аудита», «аудиторская деятельность», «основные принципы аудиторской деятельности». Во второй главе даны определения: «аудитор», «аудиторская организация», а также дана характеристика «Палаты аудиторов и ее полномочия. Третья глава посвящена изложению условий и порядка аттестации кандидатов в аудиторы и лицензирования аудиторской деятельности. Четвертая глава раскрывает порядок осуществления аудиторской деятельности. В пятой и шестой главах излагаются права, обязанности и ответственность аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых субъектов. Все функции регулирования аудиторской деятельности, в том числе аттестация кандидатов в аудиторы находятся в ведении профессионального объединения аудиторов «Палата аудиторов Республики Казахстан», созданная в декабре 1998 года на IV Республиканской конференции аудиторов, как правопреемник одноименной общественной организации, действующей с 20 апреля 1994 года. Целью ее создания является содействие развитию, совершенствованию, унификации аудиторской деятельности в стране, ее независимости, повышению профессионального потенциала аудиторских кадров, представление и защита прав и законных интересов членов Палаты аудиторов в законодательных, исполнительных и судебных органах. Регулирование осуществляется в двух основных направлениях: Членами Палаты аудиторов могут быть граждане РК, получившие в установленном порядке Квалификационное свидетельство на право занятия аудиторской деятельностью, специалисты РК в области бухгалтерского учета, финансов, экономики и права, не являющиеся аудиторами. В настоящее время Палата аудиторов объединяет 386 аудиторов и 116 аудиторских фирм из 200 зарегистрированных, что составляет 85% от общего числа сертифицированных аудиторов, проживающих и практикующих в Казахстане. Организационную основу Палаты образуют создаваемые в областных центрах Казахстана и гг. Астана и Алматы по территориальному признаку филиалы. Филиалы образуются учредительным собранием, созданным решением Совета Палаты на основе письменных заявлений. Деятельность Палаты аудиторов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и в рамках Устава, утвержденного Конференцией Палаты аудиторов. Основные цели и предмет деятельности Палаты аудиторов отражены в его Уставе: «2.1. Палата в рамках действующего законодательства Республики Казахстан создана в целях содействия: 1. Удовлетворению профессиональных интересов специалистов в области аудита. А также содействие в подготовке стандартов, методических рекомендаций по проведению аудита, мероприятий по повышению квалификации аудиторов и их помощников; 2. Обеспечение аудиторских фирм и аудиторов нормативными документами в области аудита, бухгалтерского учета, налогообложения и финансов; 3. Созданию условий для активной профессиональной деятельности членов Палаты, защита прав и интересов членов палаты; 4. В оказании консультативно-методической и практической помощи аудиторам и аудиторским фирмам в организации аудиторского дела; 2.2. Предмет деятельности Палаты: 1. Изучение рынка аудиторских, экспертных и консультативных услуг; 2. Содействие в формировании профессионального корпуса аудиторов через курсовую систему обучения и содействие в повышении квалификации аудиторов и помощников аудиторов, в организации их стажировки в аудиторских фирмах страны и за рубежом, в разработке программы заочной профессиональной аудиторской подготовки; 3. Содействие организации изучения, обобщения и распространения опыта аудиторов, аудиторских фирм; 4. Участие в формировании квалификационных и экзаменационных комиссий по аттестации аудиторов; 5. Содействие в разработке стандартов, квалификационных требований предъявляемых к аудитору, в определении стандартов квалификационных экзаменов по всему блоку дисциплин, выносимых на экзамен, а также в разработке программ и методических пособий, по которым должны буду готовиться соискатели звания аудитора». Полномочия Палаты аудиторов закреплены в ст. 8 «Полномочия палат аудитор» Закона об аудиторской деятельности: «Республиканская палата аудиторов: · осуществляет координацию деятельности палат аудиторов на основе устава; · представляет интересы аудиторов, аудиторских организаций и палат аудиторов в государственных органах, общественных объединениях, иностранных и международных организациях; · разрабатывает на основе международной практики стандарты аудита и обеспечивает соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов, утвержденных уполномоченным органом; · рассматривает споры аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых субъектов, связанных с осуществлением аудиторской деятельности; · организует обучение и подготовку к аттестации кандидатов в аудиторы, профессиональную учебу, повышение квалификации аудиторов и других специалистов; · осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству и международным договорам». Существенную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности играют системы лицензирования аудиторской деятельности и квалификационной аттестации аудиторов. Аттестация кандидатов в аудиторы осуществляется Квалификационной комиссией. Комиссия является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме негосударственного учреждения, образованной на республиканской конференции палат аудитов, являющихся ее учредителями. Под аттестацией понимается определение комиссией квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным органом. Аттестация подтверждает профессиональную готовность кандидатов в аудиторы к оказанию аудиторских услуг. В статьях 9, 10, 11 «Закона об аудиторской деятельности» излагаются основные положения об аттестации кандидатов в аудиторы. Механизм аттестации призван обеспечить соблюдение высокого профессионального уровня выполнения аудитором его обязанностей. В идеале квалификационный аттестат аудитора должен служить гарантией наличия у его владельца профессиональных качеств, соответствующих установленных стандартам. Аудиторы, работающие самостоятельно и аудиторские фирмы вправе заниматься аудиторской деятельностью в РК при наличие лицензии на осуществление этого вида деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе) осуществляется Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК Лицензии на проведение аудита деятельности банков выдаются Национальным банком РК. Основные положения о лицензировании аудиторской деятельности в РК изложены в статьях 11, 12 «Закона об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность лицензируется в целях осуществления государственного контроля за соблюдением фирмами требований законодательства РК, предъявляемых к аудиторской деятельности. Наличие квалификационного аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему право заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской деятельности. Функцию государственного контроля за аудиторской деятельностью выполняет Министерство финансов РК имея в своей структуре Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита, основными задачами которого являются: 1. Участие в разработке единой политики в области аудита; 2. Участие в проведении аттестации кандидатов в аудиторы (одна треть в составе квалификационной комиссии составляют представители государственных органов); 3. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций; 4. Осуществление публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действий лицензий. Подготовку квалифицированных специалистов в области учета и аудита осуществляет Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов РК. К документам второго уровня, регулирующих аудиторскую деятельность можно отнести стандарты по аудиту. В процессе аудиторской деятельности аудиторы должны придерживаться определенных принципов, обязательных для соблюдения независимо от конкретных условий, в которых осуществляется аудит. Во всем мире такие принципы излагаются в аудиторских стандартах. Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе. Однако они не превалируют над национальными стандартами, и для разных стран играют различную роль. Международные стандарты аудита (МСА) призваны повысить степень единства аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире. Эти стандарты разрабатываются и публикуются Международным комитетом по аудиторской практике при Международной ассоциации бухгалтеров и аудиторов (IFAC). В Казахстане разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов. До их принятия руководством для осуществления аудиторской деятельности в республике являются опубликованные Палатой аудиторов РК «Международные стандарты аудита в РК». Ниже приведены названия Международных стандартов аудита в РК (табл.1): Таблица 1 – Название международных стандартов аудита в РК
Стандарты аудиторской деятельности определяют общий подход к аудиторской проверке, устанавливают единые требования к качеству и надежности независимого аудиторского заключения. Применение стандартов является своеобразной гарантией качества оказываемых услуг. Все стандарты условно можно разделить на три основные группы:
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |