КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формулировка цели, задач и объекта маркетингового исследования
Цели исследования вытекают из выявленных проблем. Достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Цели исследования представляют собой рабочие и исходные представления исследователей о желаемых его результатах. Цель – это то ради чего осуществляется исследование, поиск алгоритмов решения поставленной проблемы, выдача практических рекомендаций. При формулировке цели элемент новизны не обязателен, возможно, типовое решение проблемы. В свою очередь, цель исследования определяется характером существующих проблем. Например, проблема увеличения доли предприятия на рынке может предполагать проведение анализа конкурентов с целью определения сильных и слабых сторон конкурирующих фирм, или анализ вкусов и предпочтений потребителей продукции, оценку ими качественных характеристик товара. Все цели исследования принято подразделять на поисковые, описательные и экспериментальные. Поисковые цели предусматривают сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему и позволяющих выработать рабочие гипотезы (например, в качестве такой цели может быть выявление круга факторов, влияющих на потребительский спрос). Описательные цели предусматривают описание определенных явлений (например, к таким целям можно отнести описание процесса принятия решения о покупке). Экспериментальные (каузальные) цели предполагают проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи (например, исследования влияния цвета, упаковки товара на реакцию покупателя). В соответствии с целью исследования формулируются более частные цели, именуемые задачами. Это теоретические и практические действия, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели. Краткое и четкое определение таких шагов составит перечень задач исследования. Итак, задачи маркетингового исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. В силу того, что социальные проблемы имеют многоуровневую структуру, среди задач выделяют основные задачи, направленные на решение проблемной ситуации в целом, и неосновные (дополнительные), направленные на изучение отдельных сторон проблемы. Например, в рамках темы «Маркетинговые средства конкурентоспособности банка «Х»», целью работы может являться: «Разработка практических рекомендаций по оптимальному использованию маркетинговых средств с целью повышения конкурентоспособности банка «Х»». В качестве задач для достижения поставленной цели здесь можно выделить: · проанализировать источники литературы, освещающие вопросы конкурентоспособности банка «Х»; · проанализировать существующую систему маркетинговых средств банка «Х». · провести исследование конкурентных позиций банка «Х» на рынке банковских услуг г. Екатеринбурга; · предложить пути совершенствования маркетинговых средств банка с целью усиления его конкурентных позиций на рынке. Задачи нередко в курсовых работах выглядят в виде параграфов содержания работы. Разработка цели и задач осуществляется с учетом логической схемы и операционализации основных понятий темы исследования. Цель тесно связана с названием темы исследования. Например, тема – «Удовлетворенность работников трудом», а цель - определить факторы удовлетворенности работников трудом. Следует отметить, что цели и задачи для каждого метода социологического исследования формулируются отдельно. Например, одни цели и задачи для, допустим, глубинного интервью экспертов, другие - для формализованного интервью руководителей, и третьи для анкетирования рабочих и рядовых служащих организации. В некоторых случаях задачи формулируются после выдвижения рабочих гипотез. Для проверки каждой гипотезы ставится своя задача. Приведем пример. В лесу нашли труп неизвестного человека (проблемная ситуация, проблема). Цель – найти виновника. Перед оперативниками стоят задачи: найти и опросить возможных свидетелей, выяснить круг знакомых жертвы, установить возможную мотивацию преступления и т.д. Одно вытекает из другого, а все они – логически связанные причиной связью звенья единой цепи: проблема – цель – задачи. В качестве объектов исследования могут выступать: продукция и услуги, покупатели, торговые посредники, конкуренты, сотрудники, подразделения или само предприятие и пр. При всем разнообразии объектов маркетинговых исследований центральное место среди них занимают рыночные исследования.
2.4. Определение типа требуемой информации Логика любого исследования включает последовательность работы с уже имеющейся информацией в соответствии с поставленной целью исследования. В этой части методического раздела программы исследователю предстоит определить, с помощью каких методов, он будет собирать эмпирическую информацию для последующего анализа. Выбор метода определяется целым рядом моментов – характером исследуемой проблемы, общим замыслом исследования, целью и задачами исследования, а также стоимостью и доступностью информации. Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных (рис.) Под вторичной информацией понимаются любые данные, которые уже были собраны кем-то в целях, не связанных с решаемой задачей, но имеющие то или иное отношение к задаче. Вторичная информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Система внешней информации – это сведения о событиях и ситуации во внешней среде. Внешними источниками могут быть данные официальной статистики, периодической печати, бизнес-информация, специализированные интернет-ресурсы, отраслевые справочники. Такая информация собирается и обрабатывается коммерческими организациями для продажи. Также – это данные переписи населения, каталоги и проспекты, рекламные материалы предприятий, данные о доходах и сбережениях населения, пульсы цен, годовые и финансовые отчеты предприятий и т. п. Эти данные собираются вне предприятия.
Рис.2. Последовательность отбора информации
За последние годы в связи с развитием компьютерных сетей появилась возможность пользоваться Интернет. С помощью Интернет можно проводить опросы посетителей собственного сервера, использовать данные опросов, проводимых на других серверах. Изучение конкурентов может осуществляться путем посещения их серверов. Система внутренней информации – это сведения, отражающие различные стороны деятельности предприятия и его состояние. Внутренними источниками служат отчеты предприятия, организации: бухгалтерские, финансовые, плановые, информация о продажах, документы отдела кадров и других служб, результаты маркетинговых и социологических исследований, проведенных ранее в организации, а также беседы с сотрудниками компании. Часть этих данных предназначена для органов государственной статистики, часть – для налоговой службы, часть – для руководства фирмы. Все они могут использоваться исследователем. Т.е. эти данные собираются внутри того предприятия, для которого и проводиться социологическое исследование. Работу по сбору, обработке и анализу вторичной информации в маркетинге называют кабинетным исследованием. Кабинетные исследования являются наиболее дешевым и доступным методом проведения социологических и особенно маркетинговых исследований для малых и средних фирм. Собрать вторичные данные можно быстро и без больших затрат. Но объем существующей информации может оказаться огромным. Хотя вторичные данные редко дают ответы на все поставленные вопросы, они могут помочь: - в определении проблемы; - в постановке задач; - в определении плана исследования; - в тестировании некоторых гипотез; - разработке инструментария исследования. Достоинства его заключаются в следующем: · сравнительно небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; · быстрота сбора материала; · наличие нескольких источников информации; · достоверность информации от независимых источников. Недостатки кабинетных исследований: · не всегда подходит для целей проводимого исследования; · информация может быть устаревшей, неполной, неточной и т.д. Любое исследование начинается со сбора, обработки и анализа вторичной информации. Последовательность работы с источниками вторичной информации показана на рис. 3.
Рис. 3. Последовательность процедур отбора источников, сбора и анализа вторичной информации
Как видим из данных рис. 3, первичная информация становится необходимой в тех случаях, когда анализ вторичных источников не позволяет достигать поставленных целей и задач. Достоинства кабинетных исследований: · небольшая стоимость работ; · оперативность сбора материала; · наличие множества источников информации; · объективность и достоверность информации; · возможность предварительного анализа проблемы Недостатки кабинетных исследований: · не всегда подходит для целей проводимого исследования в силу общего характера; · информация может быть устаревшей, неполной, неточной; · методология, по которой собраны данные, может не соответствовать целям настоящего исследования. Первичная информация имеет свои достоинства и недостатки (табл. 1). Таблица 1 Достоинства и недостатки первичной информации
Каждый из указанных источников информации имеет свои преимущества и недостатки, причем, недостатки первичной информации могут стать достоинствами вторичной информации и наоборот Как мы уже обозначили в рис. 3, в том случае, если организация не удовлетворена качеством и количеством вторичной информации, она вправе прибегнуть к сбору первичной информации, т.е. проведению маркетингового исследования.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |