КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отраслевая организация системы социального страхования
Система страхования социально-трудовых рисков в Российской Федерации Отраслевая организация системы социального страхования – это структура видов компенсации социального ущерба. Ее содержанием выступает целевое распределение страховых средств в соответствии с общественно признанной необходимостью и мерой покрытия различных групп социальных рисков. В целях такого распределения, в зависимости от форм проявления и последствий для трудовой деятельности людей все социальные риски объединяют в отдельные группы. В настоящее время в Российской Федерации таких отраслей четыре: - социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - обязательное медицинское страхование - обязательное пенсионное страхование
4.2. Фонды социального страхования: источники и механизм формирования Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов обязательного страхования от важнейших социальных рисков. Фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах законодательно установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, определение их размера и достаточности зависят от целей и задач государственной социальной политики. Финансовый механизм формирования и использования средств фондов представлен на рис.
Внебюджетные фонды социального назначения являются специализированными финансово-кредитными учреждениями при Правительстве РФ, осуществляющими управление средствами государственного социального страхования на всей территории страны. Денежные средства фондов не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Средства фондов формируются за счет: - страховых взносов работодателей - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью - ассигнований из Бюджетов различных уровней - добровольных взносов граждан и юридических лиц - доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады - прочих поступлений. Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы. Они представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости, государством. По своему содержанию взносы на социальное страхование являются частью фонда заработной платы, которая изымается в принудительном порядке на покрытие возможного ущерба, связанного с наступлением социальных рисков. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательности и порядка их уплаты, но отождествление их с налогами неправомерно по сути. Налоги – безэквивалентный и безвозвратный платеж, а взносы предполагают осуществление страховых выплат на принципе эквивалентности. Взнос зависит от индивидуального трудового дохода. Методы финансового участия государства в формировании фондов: - прямое дотирование фондов социального страхования. Применяется при временной нехватке средств страховых взносов и осуществлении фондами выплат носящих нестраховой характер. - государственные субсидии. Предполагают постоянное финансирование за счет средств бюджета определенных целевых расходов фондов социального страхования. - введение специальных налогов, зачисляемых в фонды. Такие налоги напрямую поступают в распоряжение фондов, существует практика использования косвенных налогов, связанных с потреблением дорогостоящих или вредных для здоровья товаров.
С 1 января 2010 г. гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу. ЕСН был заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование. Принятие Федерального закона N 212-ФЗ свидетельствует, что за многие годы реформ у государственных деятелей, наделенных полномочиями, так и не сформировалось четкое представление о том, чем налог отличается от страхового взноса и каковы принципы функционирования системы пенсионных выплат. В результате того, что законодатель фактически не видит разницы между налогом и страховым взносом, Федеральный закон № 212-ФЗ просто переписал значительную часть Налогового кодекса РФ. В итоге меняется название платежа (ранее - ЕСН, теперь - страховые взносы), но сущность меняется не значительно. То есть "новые" страховые взносы в том виде, в каком они предлагаются, так же не будут отвечать страховым принципам, как и отмененный ЕСН. Возможно, единственная цель этого "обратного переворота" - передача контрольных полномочий по взиманию взносов от налоговых органов к органам внебюджетных фондов. Кроме этого глобальной проблемой функционирования системы социального страхования в Российской Федерации является наличие большого количества нестраховых выплат в составе выплат из страховых фондов, например: - материнский капитал – из Пенсионного фонда; - различные выплаты пострадавшим при аварии на Чернобыльской АЭС – из фонда социального страхования; и т.д. Наличие таких выплат не повышает прозрачности расходов внебюджетных фондов, а наоборот, создает лишние финансовые потоки, которые поступают в фонды и выходят из них. Чем больше таких потоков, тем сложнее отследить общий баланс. Если ситуация с ЕСН в 2005 году была понятна и прозрачна: бюджет получил налоговых поступлений на несколько млрд. руб. больше, чем перечислил затем в фонды, т.е. фактически получил беспроцентный кредит; то сейчас такое скрытое кредитование отследить становится чрезвычайно сложно. Разумеется, в такой ситуации отчисления во внебюджетные фонды всегда будут недостаточны, при любой величине ставок Формальной причиной для законодательных изменений, послужила насущная необходимость в отмене регрессивной шкалы взимания ЕСН. При существующей единой ставке подоходного налога регрессивная шкала ЕСН способствует уклонению от его уплаты. Контрольными органами зафиксировано немало случаев создания схем налоговой минимизации с участием высокооплачиваемых управленческих структур, а также получения многомиллионных заработных плат. До конца 2009 г. единый социальный налог взимался по регрессивной шкале ставок, причем действовавшие пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога (отношение фактических совокупных поступлений ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет к налоговой базе, которой является начисленная зарплата и прочие виды выплат), начиная с 2006 года снижалась темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. По оценкам Министерства финансов РФ, величина эффективной ставки налога в 2005 году составила 24,5%, а в отсутствие индексации порогов регрессии по итогам 2009 года снизилась до 20,2%. Очевидно, что когда вводили регрессивную шкалу, то не предполагали столь быстрого роста размеров оплаты труда. К примеру, за 2006 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла на 24,3%, за 2007 г. - на 27,2%. А показатель 2008 г. уже выше среднего показателя за 2007 г. на 29,6%. Тем не менее следует отметить, что действовавшая до 1 января 2010 г. шкала предусматривала максимальную налоговую ставку (26%) в тех случаях, когда налоговая база на каждое физическое лицо составляла до 280 000 руб. в год. Неудивительно, что с отмеченным ростом номинальных зарплат порог этот стал во многих компаниях легко преодолимым. Применение регрессивных ставок отменено. Однако с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не будут взиматься, за исключением уменьшенного взноса в пенсионный фонд – 10%. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона о страховых взносах).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |