КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и методы прогнозирования спроса
Общий рыночный спрос как элемент рыночной конъюнктуры представляет особый интерес для товаропроизводителей. Управление маркетингом может рассматриваться так же как управление спросом. Спрос можно подразделить: · на существующий спрос в данный момент на рынке, · потенциальный спрос, определяемый покупательной способностью и числом потенциальных потребителей, · желательный спрос с точки зрения фирмы. В зависимости от характера существующего и объема желательного спроса используют и соответствующий вид маркетинга (табл.1). Таблица 1[3] Виды маркетинга по состоянию спроса
Общий рыночный спрос на продукцию или услугу – это общий объем товаров (услуг), который может быть приобретен определенной группой потребителей, в определенном географическом рынке, в течение определенного периода времени, в определенной маркетинговой среде, при определенном уровне и соотношении маркетинговых усилий. Он не является фиксированной величиной, а зависит зачастую от расходов на маркетинговые воздействия. Общий рыночный спрос непосредственно связан с понятием общего потенциала рынка. Общий потенциал рынка – это максимальный объем продаж, которого могут достичь все предприятия отрасли в течение определенного периода времени при определенном уровне маркетинговых усилий и условий внешней среды. Его принято рассчитывать по формуле: Q = n*q*p, где Q – общий потенциал рынка; n – число покупателей конкретного товара на конкретном рынке; q – среднее число покупателей за год; p – средняя цена единицы покупки. Спрос на товар компании – это часть общего рыночного спроса, приходящаяся на товар данной компании. Его рассчитывают по формуле: Qi = , где Qi – cпрос на товар данной компании; S1 – рыночная доля данной компании; Q – совокупный рыночный спрос. Далее необходимо определиться с понятиями «размер», «объем», «емкость», «доля» рынка». Размер рынка – количество людей, которые воспользовались услугой или продуктом за определенный период времени, например за год. Объем рынка – это количество товаров или услуг, которые были приобретены / проданы на рынке за какой-либо период времени, как правило, за год, в денежном выражении или натуральном выражении (единицы, штуки, метры, тонны и т.д.). Емкость рынка – это потенциально возможное количество товаров / услуг, которые могут быть приобретены / реализованы на рынке при существующем соотношении цен в каждый конкретный период времени. Емкость рынка потребительских товаров определяется анализом факторов, влияющих на общий спрос потребителей: общая численность населения, распределение по демографическим критериям, уровню доходов, стоимостью жизни, занятости и т. д. и уровнем товарного предложения, а измеряется в тех же показателях, что и объем рынка. Емкость рынка товаров производственного назначения оценивается с помощью анализа тенденций развития и инвестиционной политики отраслей, потребляющих данные товары. Если же такая информация отсутствует, то емкость рынка определяется путем рассмотрения тенденций продаж в прошлом и их экстраполяции с поправками на текущий период. Способы измерения их. 1. Оценка от производителя товаров – определение количества предприятий отрасли в интересующем регионе, объемов продаж этих предприятий в регионе, средней стоимости единицы продукции в отрасли. После суммирования объемов продаж предприятий отрасли в регионе мы получим региональный объем рынка по продукту. После умножения суммарного объема производства на среднюю стоимость единицы товара / продукта получим объем рынка в стоимостном выражении. В случае отсутствия прямых данных об объемах продаж каждого предприятия – продавца емкость рынка определяется расчетным способом по формуле: Ор = Оп – Э + И, где Ор = объем рынка; Оп – объем производства; Э – экспорт или вывоз из региона; И – импорт или ввоз в регион. Рассчитать объем рынка b-2-b можно с использованием синдикативной информации или/и собственными силами при условии, что рынок узкий, а компания знает большинство потребителей продукта. 2. Оценка от потребителя – определение численности населения региона (данные представлены на сайте Росстата или в издаваемых им статистических сборниках), определение среднего потребления товара / услуги на человека в регионе (найти там же). Объем рынка определяется как среднее потребление продукта на человека. Данный метод применим только для рынка b-2-c. Для дополнительных расчетов можно обратиться к синдикативной информации. Показатель объема рынка дает возможность оценить конкурентную среду, состав конкурентов и их рыночных долей. Исследование емкости рынка тесно связано с определением долей рынка, принадлежащих отдельным предприятиям. Доля рынка рассчитывается как отношение объема продаж конкретного предприятия (в физических единицах или денежном выражении) к общей емкости рынка. Si = или Si = , где Si – доля данного предприятия; ОПФ – объем продаж данной фирмы; Ер – емкость рынка; ОПО – объем продаж отрасли. На основе этих показателей и прежде всего прогноза спроса предприятие строит свою товарную политику, определяет уровень цен, разрабатывает каналы сбыта и проводит мероприятия по продвижению продукции. Потенциал рынка, выраженный в показателях прогноза спроса, используется в расчете емкости рынка предприятия. Прогнозирование спроса, таким образом, является ни чем иным, как прогнозированием покупательского поведения в отдельных потребительских группах. Методы прогноза спроса подразделяются на две большие группы: формализованные методы и интуитивные методы. К формализованным методам прогнозирования относятся: 1. Экстраполяция: а) метод трендов; б) метод экспоненциального сглаживания; в) метод скользящей средней. 2.Экономико-математические методы. К интуитивным методам прогнозирования относятся: 1. Метод экспертных оценок: а) метод интервью; б) аналитический метод; в) метод написания сценариев. 2. Метод коллективных экспертных оценок: а) метод «комиссий»; б) метод «Дельфи» и пр.
[1] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Изд-во «Финпресс». 2000. С. 124. [2] Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2002. С. 95. [3] Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2002. С. 98.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |