Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика конъюнктуры

Тема 7. Конъюнктура рынка товаров и услуг

1. Характеристика конъюнктуры

2. Виды и методы прогнозирования спроса

Результаты деятельности хозяйствующего субъекта всегда зависят от особенностей конъюнктуры.

Конъюнктура - современное, сегодняшнее состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товара, формируемое определенными факторами и выраженное в показателях.

Процесс исследования конъюнктуры состоит из следующих последовательных этапов:

1. Сбор информации и анализ конъюнктуры.

2. Разработка собственного прогноза конъюнктуры на ближайший планируемый период.

3. Оценка эффективности использования результатов конъюнктурного прогноза.

Исследование конъюнктуры рынка включает 2 основных этапа:

1. Изучение общехозяйственной конъюнктуры (или анализ общеэкономической ситуации);

2. Изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка (исследование спроса (потребителей), исследование предложения, определение тенденций развития рынка). Изучение и прогнозирование конъюнктуры конкретного товарного рынка опирается на результатыанализа общеэкономической ситуации.

 

Основные показатели конъюнктуры рынка:

1. Масштаб рынка – его ёмкость, объем операций по купле-продаже товара, число предприятий различных типов, выступающих на рынке.

2. Степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения.

3. Тип рынка – конкурентный, монополистический и т.д.

4. Динамика рынка – изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции.

5. Степень деловой активности - заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.д.

6. Уровень устойчивости / колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (географическом и экономическом – показатели вариации).

7. Уровень рыночного риска – оценка вероятности потерпеть поражение на рынке.

8. Сила и размах конкурентной борьбы – число конкурентов, их активность

9. Цикличность рынка – положение рынка в определенной точке (стадии) экономического или сезонного цикла.

10. Средняя норма прибыли – сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности.

В процессе исследования определяются направление и сила воздействия конъюнктурообразующих факторов на товарные рынки с помощью изучения динамики показателей конъюнктуры.

11. Анализ конъюнктуры обычно завершается разработкой прогноза её развития.

Предметом прогнозирования в области конъюнктуры являются следующие показатели конъюнктуры:

Ø объем материального производства

Ø объем спроса

Ø уровень цен.

Содержание и результаты исследований конъюнктуры обобщаются в виде документа под названием «Конъюнктурный обзор» (табл.1).[1]

Таблица 1.

Конъюнктурный обзор(примерная схема)

Название разделов Основные освещаемые вопросы
Введение Краткая характеристика основных явлений, характерных для рынка в предыдущие 3-5 лет.
Производство Динамика рынка в предыдущие 3-5 лет, география, развитие НТП, особенности государственного регулирования.
Потребление Объем и динамика рынка в целом и в распределении по основным потребителям; влияние НТП (появление новых технологий, а также товаров - заменителей); Деятельность фирм по совершенствованию ФОССТИС субсидирование потребителей.
Запасы Движение запасов у производителей, в товаропроизводящей сети, у потребителей; зависимость уровня запасов от транспортировки товара; размер государственных резервов и их регулирование.
Торговля Объем и динамика в целом и в распределении по регионам и крупнейшим продавцам; Доля крупнейших продавцов и покупателей; Регулирование торговли (тарифными и нетарифными методами); Новые формы и методы торговли.
Цены Выявление всех рядов цен с подробным описанием реквизитов (качества, условий поставки, сроков поставки, упаковки и пр.); Выбор ориентира или базисной цены, в наибольшей степени отражающей ситуацию на рынке.
Прогноз Производство. Потребление. Торговля. Цена

Основные рыночные показатели, которые должны учитываться в процессе работы (рис.2):

Ø объем продаж (в физических показателях) и товарооборот (в стоимостных показателях)

Ø прибыльность

Ø размер рынка (ёмкость)

Ø доля рынка

Ø количество и величина покупателей, их характеристики, влияющие на процесс принятия решения о покупке

Ø количественные и качественные характеристики основных конкурентов, их основные стратегические установки.

Доля рынка (Др)


Ёмкость рынка (Ер)
t’
t
Темп роста (Тр)
Насыщенность рынка (Нр)
Рынок
Рынок

 

Рис.2.П

Рис.2. Показатели конъюнктуры

При обзоре конъюнктуры рынка используется карта рынка.

Карта рынка помогает обозначить формальные связи между участниками рынка. Нарисовать карту рынка (рис.3) - означает получить полную информацию о том, кто на нем играет заметную роль. Прежде всего надо составить список основных игроков рынка:

1. Производители (или импортеры).

2. Посредники (местные, национальные, международные).

3. Продавцы.

4. Потребители – для предприятий и частных лиц.

Рис.3. Карта рынка[2]

 

Нарисовав карту рынка можно выяснить, как товар от производителя доходит до потребителя. Здесь главное – выявить все связи и определить все существенные «влияния». На карте уместно рядом с линиями связей проставить объемы продаж, а если изучаемое предприятие играет заметную роль, то рядом можно поставить долю его рынка. Чтобы проследить все заметные связи - можно воспользоваться более подробной формой карты.

Основные принципы прогнозирования конъюнктуры:

Ø системность, т.е. максимально возможный учет взаимосвязи конъюнктурообразующих факторов

Ø оптимизация, т.е. анализ взаимосвязи факторов осуществляется на основе логики (не формализуется)

Ø ограниченность в выборе прогнозируемых показателей, определяемому возможностями информационной базы

Ø дисконтирование, т.е. приоритет новой информации по сравнению с устаревшей

Ø избирательность базы для прогнозирования, т.е. в расчет не принимаются данные, характеризующие экстремальную ситуацию на рынке

Ø аналогичность, т.е. сравнение с прогнозами развития “смежных” явлений или рынков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты налогообложения | Виды и методы прогнозирования спроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.