КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Национализация банков, транспорта и промышленностиПервым действием советской власти в области промышленности стало установление, а точнее — законодательное закрепление рабочего контроля на предприятиях. Еще при Временном правительстве на заводах стали возникать рабочие комитеты как органы революционной власти с всеобъемлющими функциями. Это и было потом названо термином «рабочий контроль». Система таких органов была закреплена ноябрьским декретом 1917г. Чаще всего заводские комитеты просто брали власть на предприятиях в свои руки. Впрочем, иногда, отстранив предпринимателей от управления, они потом предлагали им вернуться. Дело в том, что рабочие не были достаточно компетентными, чтобы управлять производством. Как показало специальное обследование, только 87 органов рабочего контроля в Москве смогли установить финансовый контроль, т.е. контроль над экономикой производ- Экономика Союза Советских Социалистических Республик сии. Выло и друюе: рабочие, считая предприятие теперь сноеи собственностью, продавали запасы и оборудовани, а вырученное использовали на свои потребности. Гак же, как декрет о земле, рабочий контроль не соответствовал программе большевиков, которая предполагала всю промышленность объединить в руках государства. Перед революцией Ленин писал, что необходим государственный надзор и регулирование промышленности, чго вотличиеот других органов старой власти, государственный аппарат учета и контроля не следует уничтожать, его нужно сохранить и использовать. В работе Ленина «Государство и революция» было сказано: «Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного государственного «синдиката». Поэтому при обсуждении декрета о рабочем контроле были возражения, что он противоречит «планомерному регулированию народного хозяйства и распыляет контроль над производством вместо того, чтобы его централизовать». Декрет соответствовал программе анархо-синдикалистов, которые выступали против государства вообще, настаивая на передаче средств производства в руки трудящихся (синдикалисты-«профсоюзники»). Итак, в этом деле столкнулись две противоположные тенденции: одна, которая исходила из программы большевиков — централизовать производство под руководством государства, и вторая шла снизу, от рабочих, стремления которых и отражали анархо-синдикалисты — передать производство в руки самих рабочих. Как и в случае декрета о земле, большевики были вынуждены на время отказаться от своей программы. Уже потом, в качестве теоретического обоснования декрета, было дано объяснение, что он выполнял две главные задачи: 1. Не допустить саботажа администрации, ее действий по рас 2. Научиться управлять производством. Органы рабочего кон Борьба рабочих за самоуправление, за самостоятельность профсоюзов продолжалась еще несколько лет. Л ишь в 1918-1921 гг. была разгромлена «рабочая оппозиция». Рабочий контроль существовал недолго. Чтобы преодолеть ею центробежную тенденцию, в декабре 1917 г. был создан первый советский орган по управлению хозяйством страны — ВСНХ — Высший совет народного хозяйства. Сложность н1К.1ючи шсь в том, что бур ж \и woe государство не имею (функции управления \о1>шсшвом, а иедоншнаьно, ч не оы ю Раздел VII соответствующих органов. Надо было впервые со uiatui тына кис ор.-а ны и вырабатывать методы государственного \правлении мини ством. Но тут-то и сыграла свою роль особенность Гон и и,,■<)<• на протяжении всей истории существовал большой г<к удирстчечныи сектор хошиства, государство регулировало хомисшвсннио ж и <ш>, а во время войны функции государственного управления хошиством усилились и существовш! бюрократический аппарат такого управления. И этот аппарат был теперь использован. Сначала система государственного управления промышленностью строилась по образцу пирамидальной структуры соне юн, к которым она и была привязана: ВС в центре и совнархозы на местах. Но оказалось, что управление промышленностью требует определенных знаний, компетенции, причем особых знании по каждой отрасли. И тогда в состав ВС под названием главков стали включать прежние, дореволюционные органы отраслевого управления, которые состояли из государственных чиновников и промышленников. Прежняя «Центроткань» была переименована в «Центротекстиль», а «Расмеко» — Комитет по распределению металлов — вошел в ВСНХ под прежним названием. Попадавшие сюда иностранцы обнаруживали в кабинетах ВСНХ тех же людей, с которыми они имели дело при прежней власти. Создание государственного аппарата управления было шагом к национализации. Как известно, национализация у нас была проведена в простейшей форме — простой конфискации без возмещения. В. И. Ленин считал, что это не лучший способ национализации, что с национализацией вообще спешить не следует. Будет лучше, писал он, «если обстоятельства сложатся так, что заставят капиталистов мирно подчиниться и культурно, организованно перейти к социализму на условиях выкупа». Это было бы лучше, потому что методов социалистического хозяйствования еще не существовало. Их предстояло еще вырабатывать, искать. А делать это было лучше не в условиях политической борьбы и разрухи. Капиталисты же могли действовать прежними капиталистическими методами. Более того, широкая национализация первоначально не была частью бол ьшеиистской программы. Она рассматривалась лишь как репрессивная мера при «особых обстоятельствах». Ленин разрабатывал теорию «государственного капитализма», коюрая и должна была лечь в основу организации промышленности Он восхищался централизованной государственной машиной управления хозяйством в Германии, созданной в военные годы, и увидел в России и Германии «две разрозненные половинки социализма»: в России революция установила политический строй социалшма. а в Германии была сошна экономическая организация социалп зма. Экономика Союза Советских Социалистических Республик
По ею проему следовало К тому же буржуазия не стремилась «культурно, организованно» переходить к социализму. Хозяева и администрация предприятий нередко бежали с советской территории, оставив предприятия без управления. В друг их случаях они действительно саботировали, явно или скрыто выступая против новых порядкон. В подобной ситуации предприятие национализировалось в качестве репрессивной меры. Первым в руки новою государства перешел Российский государственный банк. Это не было национализацией, поскольку он и прежде был государственный. Акционерные банки пока остаиалисьн собственности прежних хозяев. Но, поскольку логика революции требовала ликвидации ка[ пиал пс шческой собствен! юс т, декретом от 14 декабри 1917г. была объявлена национализация всех банков в стране и государственная банковская монополия. Принято считать, что это было ответом на саботаж администрации банков, которая нарушала соыашение с государством. В ходе национализации акционерные банки закрывались или становились отделениями Народною банка, как теперь стал называться бывший Государеiвенный банк. Вторым актом в деле национализации и стала национализация транспорта, т.е. же.1ешм\ дорог, морскою и речного cp.ioi а. Панно Раздел VII нализациюже 1езных дорог об те гч ал о то обстоя ii ikihh чинна неишиеiiopoi и и прежде находились и государе ми imoiu о(к ми н ностп Правда Викжель ~ Всероссийский hciioimiiil ними ко митет профсоюза железнодорожников, выступи i npoi ииГю мни виков и объявил забастовку Однако к лету I918i и.щнонинш ция транспорта была закончена Входе национализации промышленности можно вы к иш, три этапа 1-й этап — до весны 1918г. Национализация на лом)гапе шла стихийно По разным причинам одно предприятие за ipvi им переходило в собственность государства Предприятия национали зировались или потому, что были оставлены без > правления хозя евами и администрацией, бежавшими от советской власти, или потому что хозяева и администрация саботирова ш решения советской власти На этом этапе предприятия национализировались в основном решениями рабочих комитетов Они брали управление в свои руки, сообщали об этом в центр, а центр только подтверждал национализацию 2-й этап — с марта по июнь 1918г. Теперь национализация шла уже организованно, под руководством ВСНХ От н щионализации отдельных предприятий государство перешло к национализации целых отраслей промышленности В первую очередь было объявлено о национализации нефтяной и сахарной промышленности Нефтяной — потому что в этой отрасли действова mi тресты наиболее высокоорганизованные монополии, аппарат которых можно было использовать для организации государственного управ ления Сахарной — потому что она находилась преимущественно в руках помещиков, которым принадлежали посевы сахарной свеклы, и национализация этой промышленности непосредственно вытекала из декрета о земле Впрочем, эта национализация была преимущественно декларативной основные районы нефтяной и сахарной промышленности находились вне сферы контролируемой советской властью 3-й этап начался в июне 1918г, когда декретом была объявлена национализация всей крупной промышленности т е всех предприятии с капиталом свыше 1 млн руб Издание декрета не означало, что все крупные предприятия сразу автоматически перешли в руки государств i С оветское государство тогда издавало именно декреты а не i нконы Декрет — нечто среднее между законом и воззванием. Издавая lCKpeibi, государство не поручало их исполнение конкретным opi л нам, поэюму и\ выпо шеиие определялось конкретной расстановкой си i на \itcu\ В аире к. 1918 г была объявлена национачизлаия внешней п>р-ЮВ1И ошыне внешней торговлей могло мним шеи iom.koiocn Экономика Союза Советских Социалистических Республик i.ipc г но Впрочем и jro время Сопыское государство нахози юн n жономическои изоляции его нообще не признавати как ioc>ji.ipc гно полом\ хекрч о н щиопалиiamni инешнеи горгон ли име 1 1ишь принципиальное значение д >я бмущего §3. Предпосылки военного коммунизма Воина отрезала Украин> Сибирь, Урал, Кавказ Эти районы да вали 90% добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть 85% железной руды, 70°с стали весь хлопок В р\ках Советского государства оставался только центральный район, правда, район наиболее насыщенный фабриками и заводами но здесь не бы ю топлива и сырья для этих заводов Началась разруха Она проявлялась в катастрофическом сокра щении промышленного производства В 1920 г было получено в Ь раз меньше промышленной продукции, чем в 1913 г Производи тельность труда, т е среднее количество продукции на рабочего, vna ла в 4 с лишним раза А это значит, что происходило не только ко личественное но и качественное изменение — от машин возвра щались к ручному труду Одной из павных трудностей бьпо потожение с тотивоч Главные угольные и нефтяные раионы Донбасс и Кавказ бьпи отрезаны поэтому пришлось переключаться на дрова и торф Дтя населения была введена дровяная повинность каждый трудоспособный человек должен был за полмесяца заготовить 2 кубичес ких сажени, 16 кубометров К лесам в спешном порядке проводились железные дороги Но дрова и торф пригодны не для всякого производства На торфе нельзя плавить металл В 1920 i выплавка чугуна составипа только 2,4% довоенного уровня Без металла и топлива не могло действовать машиностроение Большинство машиностроительных заводов было закрыто в ос тавшихся действовали только отдельные цеха в которых техника преимущественно ремонтировалась Хлопчатобумажные фабри ки прекратили работу потому что не было хлопка В крайне тяжелом попожении находился транспорт Граждан екая воина шла в основном вдоль дорог По железным дорога м пли военные эшелоны а бронепосзы бьпи одним из традиционных боевых средств Но воина разрушает Из 70 тыс верст железных дорог европейской России только 15 тыс оставались неразр> шеи ными 60% паровозов вышло из строя Естественно, точные г ра фики и расписания не соб подапись Нередко поезд останав шва.1 Раздел VII____________________________________________________ ся и пассажиры выходили «готовлять тотиво ыя паровоза -ломали окрестные заборы и сараи Особенно существенной стороной разрухи было то, что vдeль ный вес крупной, фабрично-заводской промышленности сокращался эти предприятия не могли действовать без налаженных связей без регулярного поступления топлива и сырья И по мере гого как они прекращали работу, все более преобладавшими становились мелкие, мелкотоварные, кустарные и полукустарные заведения Очевидно главной задачей в этих условиях ста ia мобилизация всех оставшихся ресурсов на нужды обороны. Это и стало главной целью политики военного коммунизма. Но поскольку в условиях разрухи перестали действовать экономические регуляторы хозяйственной жизни — деньги, рынок, прибыль, материальная заинтересованность — их приходилось заменять принуждением, мерами административного, а не экономического порядка Поэтому политика военного коммунизма означала военную диктатуру с широким применением принудительных мер в хозяйстве. Однако следует оговориться, что эта вынужденность мер составляла лишь одну сторону политики военного коммунизма К полному определению этой политики мы еще вернемся §4. Сельское хозяйство и продразверстка Если в 1917 г хлеба в стране было еще достаточно то к 1922 г посевные площади сократились более чем вдвое и значительно упала урожайность По сравнению с предвоенными годами урожай 1920-1921 гг уменьшился почти втрое Вдвое сократилось поголовье скота В результате нарушения товарооборота между городом и деревней сельское хозяйство стало натуральным, т е. не производило товарной продукции. Получить продовольствие для города теперь стало возможно только путем принуждения. Главной мерой военного коммунизма в деревне стала продразверстка крестьяне должны были сдавать все продовольствие за исключением необходимого для жизни минимума сначала по твердой государственной цене т е за номинальную плату, а по том и совсем бесплатно Правда Наркомпрод в обмен на хлеб иногда отправлял в де ревню промышленные товары, которые удавалось добыть но их получали не те кто сдавал хлеб промтовары распреаелялись преимущественно среди бедняков Само название «продразверстка» отражает противоречивость этого понятия развёрстывалось то количество продовольствия которое надо было заготовить т е объем заготовок определятся Экономика Союза Советских Социалистических Республик не наличием товарных «излишков» у крестьян а государстпен ными потребностями Естественно, для выпопнения своей зада чи продовольственные органы были вынуждены забирать у крестьян не только «излишки» Продразверстка была введена с начала 1919 г беспорядочные поиски «излишков» продотрядами были заменены плановой системой, при которой количество хлеба, которое было минимально необходимо для армии и для рабочих, развёрстывалось на сельские районы Комбеды были распушены, органами власти в деревне снова ста ли сельские советы Дело в том, что комбеды, действуя в интересах только бедняков и объявляя врагами советской власти не только kv лаков, но и середняков, направляли карательные действия против тех, кто производил хлеб разрушали их хозяйства, тогда как сами бедняки продовольствия не производили, а только потребляли Правда, советы должны были действовать по классовому при и ципу, но когда приходило время сдавать «излишки», срабатывали уравнительные рефлексы сельского схода вместо того, чтобы воз дожить весь груз поборов на зажиточных крестьян, его распреде ляли пропорционально возможностям Планы хлебозаготовок регулярно срывались В 1918 г, при комбедах, план заготовок был выполнен на 38% В 1920 г он был вы полнен на 34% Это и стало, пожалуй, основной причиной ликвидации комбедов Одной из причин было «осереднячивание» деревни, которое стало результатом перераспределения земли комбедами Доля относительно крупных хозяйств с посевами свыше 8 десятин сократилась с 9% в 1917 г до 1,7% в 1920 г, а доля хозяйств с посевами до 4 десятин увеличилась с 58 до 86% Мелкие хозяйства не только меньше производили, но и сами потребляли весь свой продукт, не производя излишков У них нечего было взять Таким образом «осереднячивание» сокращало приток продовольствия в город Торговля продовольствием была запрещена, потому ч го она мог ла вестись лишь в обход разверстки ведь всю товарную продукцию надо было сдать государству Впрочем, запрещалась она и потому, что считалась важнейшей составной частью буржуазной экономики В программе партии 1919 г провозглашалась «замена торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов». Все продовольствие поступало в распоряжение Наркомпроаа и распределялось в городах по карточкам Но тогда еще не было сети государственных магазинов да и снабжение продовольстви ем бесплатно или по номинальной цене не явтялось торговлей nojTOMy продукты и промтовары распределялись через потреби Li Раздел VII____________________________________________________ тельскис кооперативы Такие кооперативы при прелприя nuix uiu во время мировой воины закупали в деревнях нролово пепин, и распре кляли среди своих членов Теперь они бы ш привя iain.i к еоветекои административной машине и превращены в е uhivio распределительную сеть В 1919 г специальным декретом вся ко операция была преобразована в распределители ю организацию — «потребительскую коммуну» При этом производственные кооперативы ликвидировались, а их имущество передавалось потребительским Впрочем государство по карточкам могло обеепечивать пюдеи лишь таким минимумом продуктов, который позволял не умереть от голода Нормы были голодные Самый высохни месячный паек который полагался для рабочих военных заводов составлял в среднем в месяц 10 кг муки, 1-2 кг крупы, 800 г сахара 400 г жиров, 1-2 кг мяса Но так как у государства не хватало продуктов, то официальная норма не обеспечивалась Самые большие пайки получали рабочие военных заводов 3-5 кг муки, половину положенного мяса и сахара (400 г сахара и 0,5-1 кг мяса), четверть жиров (100 г) в месяц Остальные получали еще меньше Контрастом общей нищете населения были привилегии партийных чиновников, которые могли позволить себе тропические фрукты тичные автомобили содержать любовниц и т д Из всех подуктов, поступавших в города, только 35-40% проходило через юсударственную распределительную сегь Остальную часть давал и «мелочники» Официально считалось, что это спекулянты-перекупщики, и репрессии против них бы in довольно суровые В действительности же обычно это были горожане, которые ездили в деревню, чтобы обменять на продовольствие одежду, обувь, предметы собственного быта Власть была вынуждена идти на уступки В результате забастовки петроградских рабочих по их требованию рабочим было разрешено привозить из деревни мешки с продовольствием, но только не более полутора пудов После это! о часть зарплаты рабочим стали выдавать промышленными товарами, которые производило предприяже, для обмена их на хлеб и картошку §5. Военный коммунизм в промышленности В промышленности военный коммунизм означал полную национализацию, цен 1 рализацию управления и внеэкономические методы хозяйствования. В 1918 I дело закончилось национализацией крупных пред приятии Нос усилением разрухи эти крупные предприятия пре Экономика Союза Советских Социалистических Республик краныли работу их уд с 1ьныи Военный коммунизм ознича i вес уменьшался и и 1920 г полную национализацию, они состанли ш только \% or централизацию управления и нес х jape гис i p пропан ных внеэкономические методы предприятии, и на них была хозяйствования занята только четверть рабо-чих страны В конце 1920 г была объявлена национализация средних и мет ких предприятии В руки государства переходили все предприя тия с механическим двигатетем, на которых было занято более 5 рабочих и заведения без механического двигателя, на которых трудилось более 10 рабочих Таким образом, национализации подлежали теперь не только капиталистические предприятия, но и та кие, которые Ленин относил к докапиталистической стадии про стого товарного производства Для чего-1 Сами эти предприятия как производственные ели ницы государству не были нужны Обычно этот акт национати-зации объясняется тем, что масса мелких предприятии создавала анархию, не поддавалась государственному учету и поглощала ре сурсы, нужные для государственной промышленности Очевит, но, все-таки решающую роль сыграло стремление к всеобщему \че ту и контролю, к тому, «чтобы все работали по одному общелп п ш ну на общей земпе, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку», как требовал Ленин В результате национализации мет кие заведения обычно закрывались Впрочем, v властей было много других забот, идо национализации мелких заведении дело часто не доходило Другим проявлением военного коммунизма в промышленности была строгая централизации управления или система «главкнз-ма». «Главкизма» — потому что все предприятия каждой отрасли подчинялись своему отраслевому главку — отделу ВСНХ Но главное заключалось не в том, что предприятия подчинялись своим центральным органам, а в том, что все экономические отношения прекращались и использовались административные методы Предприятия бесплатно получали от государства все необходимое для производства, бесплат но сдавали готовую продукцию Бесплатно, т.е. без денежных расчетов. Рентабельность, себестоимость про дукции теперь не имели значения Важным элементом военного коммунизма была всеобщая трудовая повинность. Она бы пл провозпашена как закон еше в 191S i с появлением нового Кодекса законов о труде Труд теперь рассматривался не как товар, подлежащий продаже, а как форма стужения государству, как обязательная повинность. «Свобода трчца> бы ia объявлена буржуазным предрассудком Буржуазным этеменгом Раздел VII объявлялась и заработная плата «При системе протетарекои uik татуры, писал Бухарин, — рабочий получает iрудовой паек а не заработную плату» Эти теоретические положения были реализованы в январском декрете 1920 i которым регламентировалась мобилизация населения на разного рода трудовые повинности — топ швную, дорожную, строительную и др Только на лесозаготовки в первои половине 1920 г было мобилизовано 6 млн человек toi да как рабочих в то время числилось около миллиона Сначала предполагалось, что принудительный! руд будет применяться только к «буржуазным элементам», а дня рабочих стимулом к труду будет классовое сознание и революционный энтузиазм Однако от этой гипотезы вскоре пришлось отказаться Троцкий говорил «Мы идем к труду общесгвенно-нормиро-ванному на основе хозяйственного плана, обязательного для всей страны, те принудительного для каждого работника Это основа социализма» Троцкий в то время был одним из главных руководителей страны и выражал общие представления партии Уклонение от трудовой повинности считалось дезертирством и каралось по законам военного времени В 1918 г для нарушителей были организованы исправительно-трудовые лагеря, а для повинных в антисоветской деятельности — концентрационные Вариантом трудовой повинности были и трудовые армии с прекращением военных действий военные формирования не распускались, а превращались в «трудовые», выполняя наибопее срочные работы, не требовавшие специальной квалификации
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |