Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы, основные подходы и критерии создания территорий муниципальных образований

2.1. Принципы формирования территорий муниципальных образований

О тенденциях, которые необходимо учитывать при определении территории, на которой функционирует местная публичная власть. Первая – отражает стремление максимально приблизить власть к населению. Вторая связана с укрупнением территориальных образований, на которой осуществляется местное самоуправление.

При рассмотрении вопроса о принципах формирования территорий муниципальных образований в практике муниципального управления необходимо учитывать не только интересы органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и исходить из интересов местных сообществ.

Можно выделить два основных принципа, которые могут быть использованы органами государственной власти при выборе модели муниципально-территориального устройства местного самоуправления в регионе.

Реализация принципа «муниципального унитаризма» предполагает формирование одноуровневой модели муниципально-территориальной структуры местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.

Для унитарного способа муниципально-территориального устройства местного самоуправления характерна жесткая централизация публично-властных и социально-экономических (хозяйственных) функций органами и должностными лицами местного самоуправления на территории муниципального образования, которое создается, как правило, в границах крупного городского поселения или территориального образования (район, округ и т.п.). При этом не предусматривается формирований в его границах других муниципальных образований с правами самостоятельного субъекта.

На территориях проживания местных сообществ функционируют структурные подразделения или представители администрации муниципального образования. Свое право на осуществление местного самоуправления население может реализовывать через различные формы самоорганизации и самодеятельности граждан по месту своего жительства. Однако, как правило, значительная часть населения равнодушна к предлагаемой форме муниципальной организации местного самоуправления, так как она не обеспечивает условия для привлечения жителей к решению насущных проблем жизнедеятельности местных сообществ.

При отсутствии территориальных органов государственной власти на местах, данная модель отвечает интересам и потребностям региональной элиты, так как позволяет ей осуществлять жесткий административный контроль за деятельностью органов муниципальной власти и «регулировать» самоорганизацию и самодеятельность граждан в их участии в местном самоуправлении.

Принцип муниципального «децентрализма». Его суть состоит в создании такой региональной модели муниицпально-территориальной структуры местного самоуправления, которая допускает формирование в границах муниципального образования (муниципального района, городского округа) менее двух муниципально-территориальных уровней управления местными сообществами. Каждый из них наделяется определенными полномочиями и функциями, необходимыми для решения вопросов жизнедеятельности местных сообществ.

Среди других принципов формирования территории муниципальных образований выделим следующие.

Принцип эффективности самоорганизации местного сообщества. В его основе лежит осознание населением общих интересов и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения.

Принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению. Его реализация потребует максимально возможной ограниченности территории, представляющей населению возможность оперативно реагировать на действия местной власти;

Принцип доступности органов местного самоуправления для жителей в течение короткого времени. Выполнение этого условия определяется развитостью транспортной инфраструктуры. (5)

 

2.2. Основные подходы в формировании территории муниципальных образований

Поселенческий подход. В его основе лежит приоритет приближения органов местного самоуправления к населению.

Экономический подход. Основным критерием для создания муниципальной власти в территориальном образовании выступает уровень экономического развития, наличие инженерной и социальной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги населению.

Подход, основанный на создании двухуровневой системы создания муниципальных образований в соответствии с административно-территориальным делением субъектов РФ.

Преимущественно политический подход в своей основе имеет стремление различных групп интересов получить в свое распоряжение максимально возможное количество ресурсов для своих целей.

Преимущественно функциональный подход, который направлен на максимальный учет инфраструктуры и ресурсов, имеющихся на территории формируемого муниципального образования, что позволяет ему исполнять в полном объеме функции местного самоуправления, связанные с его компетенцией.

В рамках функционального подхода проблема оптимизации территориальной организации местного самоуправления должна решаться с учетом определенных граничных условий.

Первое условие – максимально возможная локализация, второе условие – подконтрольность органов и должностных лиц местного самоуправления населению, третье условие - коммуникативная доступность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций.

Вывод: При установлении территории конкретного муниципального образования определяющим условием должно быть наличие территориального коллектива, в интересах которого осуществляется местное самоуправление. Вторым по значению условием можно считать наличие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию компетенции местного самоуправления. Третьим условием (желательным, но не определяющим) является наличие в пределах устанавливаемой территории достаточной ресурсной базы. (6)

 

2.3. Критерии оптимальности территории муниципального образования

Вопрос о критериях оптимальности территории муниципального образования в теории и практике муниципального управления недостаточно разработан. Не вдаваясь в дискуссию, попытаемся обобщить позиции исследователей и выделить основные критерии, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при определении оптимальности территориальной основы муниципальной организации местного самоуправления.

Остановимся более подробно на анализе критериев оптимальности территории сельского муниципального образования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Муниципальное образование как территориальная основа муниципальной организации местного самоуправления | Критерий оптимальности территориально-поселенческой структуры в муниципальном образовании и проживающего в нем населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.