Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хоровое творчество Дмитрия Шостаковича

Читайте также:
  1. Аристотель о государстве и о праве на творчество
  2. Аристотель о государстве и о праве на творчество
  3. Воображение и творчество
  4. Лекция 3-4: Хоровое творчество композиторов второй половины ХХ столетия
  5. Лекция 5. Жизнь и творчество Сервантеса.
  6. Лекция 8. Испанская школа. Творчество Диего Веласкеса (1599-1660).
  7. Народное художественное творчество
  8. Распри между потомками Дмитрия Донского за власть и феодальная война второй четверти XV в. (1389—1462).
  9. Творчество А.Вивальди.
  10. Творчество А.Я.Алексеева-Яковлева
  11. Творчество Дж.Верди (1813-1901).
  12. Творчество Ж.Бизе.

Большим событием в советской хоровой культуре явилось сочинение Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) «Десять по­эм» для смешанного хора без сопровождения. Они написаны в зените творческой зрелости композитора (1951) и являются чрезвычайно важ­ным этапом в развитии хорового стиля композитора. Темы революции волновали композитора в самом начале творческого пути: вторая симфо­ния - «Посвящение Октябрю» (1927) и третья - «Первомайская» (1929) написаны для оркестра и хора.

В основу сюжета «Десяти поэм» положены стихи из сборника «Револю­ционных поэтов (1890-1917). /Авторами стихов были профессиональные революционеры, люди разносторонне образованные, отдавшие все свои силы и знания борьбе за свободу, за счастье угнетенного народа. Леонид Радин (1861-1900) известен как создатель песни «Смело, товарищи, в ногу», Аркадий Коц (1872-1943) перевел на русский язык текст «Интернационал», уче­ный Владимир Тан-Боюраз (1885-1938) - автор известной революционной песни «Мы сами копали могилу себе», революционеры Евгений Тарасов (1882-1943) и Алексей Гмырев (1887-1911) написали много стихов о рево­люционной борьбе. Страстность, лиризм, стремление к свободе, самоотвер­женность в борьбе составляют главное содержание революционной поэзии, привлекшей внимание Шостаковича. Шостакович глубоко продумал и со­чувствовал музыкальный текст своих поэм и, вдохновленный суровой красо­той героических и трагических образов, создал подлинную вокальную сим­фонию, покоряющую разнообразием музыкальных идей и эмоциональным накалом. Хоры этого цикла композитор назвал поэмами, так как разнообра­зие и конкретность содержания стихов требовали более развернутого, чем куплетная форма воплощения. В литературе рассматривается вопрос о том, что объединяет их как целостную концепцию. Кроме тематической общно­сти революционных стихов, отмечается сюжетная линия: образы и настрое­ния предреволюционной поры, события 9-го января, реакция на них и далее устремление к светлому будущему. В. Бобровский и Ю. Левашов пишут об особой внутренней архитектонике цикла. Несмотря на законченность и само­стоятельность каждого хора, они объединены общей драматургической линией в одно целое, составляют своеобразную хоровую сюиту.

П. Левандо отмечает особенности композиторского решения этого необычного по замыслу цикла. К ним он относит: 1) большую протяжен­ность цикла (40 минут звучания); 2) единый состав исполнителей (сме­шанный хор), что потребовало от композитора совершенного владения хоровой фактурой; 3) выбор жанра поэмы, который предполагает извест­ную композиционную свободу, что определило богатство и разнообразие формы номеров цикла (от хоровой миниатюры до масштабной компози­ции); 4) наличие определенной сюжетной линии.



Наличие определенной сюжетной линии обусловило деление цикла на три крупных раздела. Первый раздел (I-V поэмы) - лирико-драматического характера - воссоздает обобщенный образ русского революционера. Второй раздел (VI-VIII поэмы)- отражает тра­гические события 1905 года. Третий раздел (IX- X поэмы) пред­ставляет собой своеобразный финал эпилог.

По содержанию и характеру музыки поэмы делятся на три основные груп­пы. В первой повествуется о трагических судьбах революционеров (2, 4, 5). Мелодический язык этих поэм близок русским революционным песням. Взволнованная декламационность сочетается в них с напевностью и задушев­ной лирикой. Интонации сдержанной скорби, драматизм отдельных эпизодов напоминают революционные песни: «Замучен тяжелой неволей», «Узник», «Колодники», «Слушай» По мнению К. Дмитревской, «монолитность хоровых поэм обусловлена не ггросто единством текста, творческим использованием революционного фольклора и наличием некоторой сюжетной линии, но также приемами чисто музыкальной драматургии, при этом такими действенными приемами, как драматургия сонатного принципа».

В начале цикла даны две контрастные интонационные сферы - пер­вая поэма «Смелей, друзья», которая связана с кругом идей и чувств собирательного образа русского революционера и вторая «Один из мно­гих», раскрывающая трагическую сторону этого образа. Они аналогичны главной и побочной темам сонатно-симфонического цикла. После их экспозиции 3-я поэма «На улицу» (музыкальная фреска-плакат), начинает развиваться вторая «тема» цикла в хорах «При встрече во время пере­сылки» и «Казненным». Кульминацией разработки является «9-е января», затем поэма-реквием «Смолкли залпы запоздалые» и 8-я - взрыв гнева «Они победили». Девятая и десятая поэмы являются финалом - динами­зированной репризой.

1-я поэма «Смелей, друзья», представляющее завещание поэта) выполняет функцию вступления. Она выдержана в жанре революционной песни с характерным лаконизмом, выразительностью и пластичностью мелодического рисунка, боевым и решительным характе­ром музыки. Она ассоциируется с его «Песней о встречном» и «Песней о мире» (та же и тональность фа-мажор). Мелодика сочетает в себе упругую собранность, мужественность и простоту с жизнерадостностью. Почти каждая фраза начинается с восходящего мотива (кварты). Обилие восхо­дящих мотивов в сочетании с упругой амфибрахической стопой и разме­ром 9/8, благодаря которому ритм воспринимается как плавно бегущий триольный - все это создает ощущение стремительной юной полетности, радостной целеустремленности. Немалое значение для этой легкой поступи имеет выключение басов после унисона («Вперед, друзья!»). Жанровое переосмысление маршевости, смягчается просветленной распевностью, переходящей в патетику. Лапидарная суровость хоровой инструментовки передается однородным составом смешанного хора.

Тематический материал 1-й поэмы состоит из фанфарных оборотов, гаммообразных мотивов и «мотивов-носителей лирического начала», по­строенных на опевании какого-либо звука. Большое значение для рас­крытия выразительности этих интонаций играет и строгая диатоника, (с лидийским оттенком) и, особенно, хоровая инструментовка, благодаря которой все голоса пребывают в высоком, но удобном для них регистре, давая тем самым яркое, но не напряженное, а естественно звонкое звуча­ние. При этом тенора часто удваивают сопрано, и верхние голоса посто­янно «собираются» в мажорное трезвучие. Тональный план с терцовыми сопоставлениями мажоров характерен для торжественно гимнических произведений Шостаковича и, в частности, для «Песни о лесах». Дмитревская К. подробно анализирует строение «главной партии», которая содержит героические и лирические элементы, отмечая, «что в ней потенциально заключен весь тематический материал цикла».

Структура хора куплетная, три варьированные строфы. Трехчастность номера выделена тональным планом. Интонационная перемен­ность тематического материала хора преломляется и в переменности структур формы, ив варьировании запева. Переменность функции тематизма в дальнейшем используется в качестве важнейшего фактора взаи­мосвязи форм и сквозного развития в цикле.

2-я поэма «Один из многих» - экспозиция образной сферы, преобла­дающей в первой половине цикла - рассказ о трагической судьбе моло­дого революционера. Поэма выдержана в печально-повествовательных и жалобных интонациях. Своим сумрачным колоритом (низкий регистр, тусклые тембры альтов и басов) она резко контрастирует 1-й части (фа-минор в низких регистрах всех хоровых партий).

Поэма открывает цепь композиционных модуляций, основанных на переменности функций формы и тематических связей номера, которые обеспечивают непрерывность идейно-образного развития в цикле. Хор состоит из пяти строф-куплетов. Соотношение основных функций выяв­ляет трехчастность. Два первых куплета схожи между собой и составля­ют экспозицию. Середина отмечена появлением новой тональности ля-минор и вариантным преобразованием основной темы. Новая тональ­ность показана как периферийная зона исходного фа-минора. Реприза начинается в ля-миноре, но завершается на тонике. Продолжение репри­зы перебивается «интермедией-вставкой», в которой сосредоточенная повествовательность сменяется вспышкой пафоса - клятвой мести. Сме­на тональности в репризе преломляет переменность функции формы, отражает полифоническую противоречивость формы, которая может быть трактована как репризная двухчастная.

Вторая поэма как «побочная» партия цикла приобретает огромное формообразующее значение. Являясь контрастирующей первой поэме, она вносит конфликт в развитие целого и становится источником ряда после­дующих частей. Так мелодический рисунок темы второй поэмы становится основополагающим в хоровой ткани 4-й, самой мрачной поэмы «При встрече во время пересылки». Статичный миксолидийский мажор с низкой второй ступенью, назойливо повторяющаяся тема в унисоне басов и со­прано- все это производит впечатление мертвенной «застылости» и пере­кликается с картиной Дворцовой площади в 11 симфонии Шостаковича. Близка эта поэма и композиционными приемами письма, которые прояв­ляются в нивелировке тоники, акцентировании переменных функций, что подчеркивает сквозной принцип строения цикла.

3-я поэма «На улицу» - призывная песня-плакат - массовая сцена ки­пучего народного движения (шумное многоголосие, с divisi в партиях, на громкой звучности). Форма хора - рондально-вариационная.

4-я поэма «При встрече во время пересылки» - это лирико-драматический эпизод (ариозо тенора на фоне вокализа хора с причудливым сплетением под­голосков). Тональность - Соль-мажор с низкой VII и II ступенями.

7-я поэма «Смолкли залпы запоздалые»- своеобразный реквием памяти погибших, окрашенный твордей уверенностью в своих силах. Скрытая мощь новых сил слышится в плотной фактуре аккордового изложения, маршеобразности двухдольно­го движения. Последние слова «На неслыханном пожарище мы помянем вас» выделены октавным унисоном, контрастирующим пятиголосному гармоническому складу предшествующего раздела. Итоговая мысль хора дана в середине, на кульминации. Динамическая реприза завершает хор в основной тональности соль-диез минор. В заключительном кадансе на слова «спят не здешним сном» музыка возвращает нас к сосредоточен­ному началу поэмы. Звучание замирает на чистой квинте.

«Они победили» (восьмая) завершает драматическое повествование о событиях 1905 года. Это гневное обличение царской реакции после по­ражения революции. Аккордовая фактура, стремительное движение при­дают звучанию хора энергию и силу. Эту поэму сближает с хором «На улицу» сходство формообразующих принципов стихотворений: варьиро­ванная строфа, а также их сходная функция - контраста по отношению к окружающим их частям.

«Майская песня» (девятая) и «Песня» (десятая) - радостно-приподнятый финал, где совершенно преобразуется лирическая тема цикла. Эти две поэмы объединены многообразными связями. Это сказы­вается также и в тональном обособлении светлого Соль-мажора, тональ­ности коды хора «Девятое января». В тематическом плане мелодическая вариантность «Майской песни» представляет новую ступень симфониче­ского развития. Главная тема «Майской песни» построена на «горизон­тальном» распеве рефрена «Празднуйте Первое Мая» - торжественно-статичное опевание верхней тоники. Важное значение в сквозном «дей­ствии» цикла имеет тематизм и его гармоническое развитие в середине хора. Выделяется преодоление «доминирования» гармонических последо­вательностей, связанных с введением VI низкой ступени, предстающих в терцовом соотношении мажора - Ре-Си-бемоль - Соль-бемоль, которые нивелируются малотерцовым соотношением тональностей - Соль-бемоль - Ми-бемоль - До.

Последний хор «Песня» грандиозный по размаху и наиболее своеоб­разный по структуре. Начальная тема выделяется бетховенской мощью и непосредственным преломлением трехдольности стиха (амфибрахия) в трехдольности движения, который отталкивается от периодически ак­центированной тоники ми-бемоль минора. Тема косвенно связана с «Майской песней» и «Смолкли залпы».

Вокально-хоровой стиль «Поэм» Шостаковича определяется важностью декламации. В этом проявляется преемственность с Мусоргским и принци­пами хорового творчества Давиденко. Совершенно невозможно представить себе дирижирование поэм «по их размерам». Запомнить их ритм можно только по фразе стиха. Авторы статей о «Поэмах» совершенно справедливо отмечают амфибрахий как преобладающую стопу в них и указывают на влияние в данном случае характерной стопы русских революционных песен. Так, в 5-й поэме «Казненным» контраст ритмической стопы участвует в формировании контраста между частями формы, придавая первой части оттенок траурного шестая, а второй - речитации, типичной для русской революционной песни. Наиболее глубокие преобразования претерпевает амфибрахий в поэме «9-е января», усиливая ее эпический характер. Ритм 8-й поэмы является по сути «шестидольным амфибрахием», но как бы «alla breve». Декламационность «Поэм» определяет и разнообразие ритмов, и использование жанровых связей ритмических стоп, и активное взаимодейст­вие ритма музыкального и стихотворного, во всех случаях направленного на раскрытие целостного художественного образа. Существенно, что в принци­пе воплощения поэтического текста в «Поэмах» Шостаковича соединяются два полюса: точность воспроизведения детали (слова) с самостоятельно­стью музыкального раскрытия самой глубинной идеи, для которого малоинтересная структура стихов не служит стимулом. Шостакович использует в «Поэмах» самое ценное качество стихов - их высокую гражданственную идейность, преобразуя их чисто музыкальными средствами и поднимая со­вершенно на другую художественную высоту. «Мелос «Десяти хоровых поэм" - это чрезвычайно сложный интонацион­ный сплав перекрещивающихся жанровых линий всего предшествующего творчества гениального художника.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хоровое творчество Вадима Николаевича Салманова | Хоровое творчество Радиона Щедрина

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3712; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.