Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хоровое творчество Александра Георгиевича Флярковского

Хоровое творчество Сергея Слонимского

С. Слонимский (род. 1935)- яркий представитель композиторов «новой фольклорной волны». Хоры, созданные им в 70-80-е годы отра­зили суть изменений, произошедших во всех жанрах музыкального твор­чества. Слонимский остался верен фольклорному направлению, но по­степенно он изменил способ воплощения фольклорной интонации. Про­изошло углубление лирического начала.

Для его стиля характерно сочетание вокального и «кластерного» звучания, кварто-секундовых попевок, красочность хорового письма. С. Слонимский (род. 1935) - яркий представитель композиторов «новой фольклорной волны». Хоры, созданные им в 70-80-е годы отра­зили суть изменений, произошедших во всех жанрах музыкального твор­чества. Слонимский остался верен фольклорному направлению, но по­степенно он изменил способ воплощения фольклорной интонации. Про­изошло углубление лирического начала. Для его стиля характерно сочетание вокального и «кластерного» звучания, кварто-секундовых попевок, красочность хорового письма.

 

(1931)

Композитор, воспитанник Московского хорового училища, народный артист России. Сочинения:

 

1. Оратории:

 

«Колодники»

«Бессмертие»

«На гражданской войне»

«Песни Куликова поля»

«Александр Матросов»

«Песни остаются» (военный реквием)

 

2. Кантаты:

«Москва»

«Эстафета поколений»

«И мир глядел на нас»

 

3. Поэмы:

«Белорусские песни»

«Аве Мария»

«Песни, вырвавшиеся из ада» (поэма-кантата)

 

4. Хоровая сюита «1905 год» (7 пьес на стихи различных поэтов)

 

5. Хоровые циклы:

«Времена года»

«Ленинградская тетрадь»

 

6. Отдельные хоры

«Дуб»

«Подмосковная береза»

«Над ручьем»

Хоровая песня «Что тебе нужно для счастья?»

 

Особенности творческого почерка:

· В хоровом творчестве отразилась неразрывная связь героических образов прошлого и современности;

· Яркий мелодизм;

· Тесная связь со словом;

· Интерес к гражданско-патриотической тематике;

· Богатство гармонического языка.

 

Хоровое творчество Борис Петрович Кравченко

Борис Петрович Кравченко (1929-1979) - русский, советский ком­позитор, продолжатель традиций русской хоровой музыки. Среди хоро­вых сочинений: оратории: «Год 1917» (1958) на стихи В. Маяковского и Д. Бедного, «Октябрьский ветер» (1966), «Размышления о мире и войне» для чтеца, солистов, смешанного хора по поэме М. Дудина «Дорога жиз­ни» (1968), цикл «Поэмы о Ленине», кантата «Край комсомольский» (1958) для солистов, хора и оркестра народных инструментов (на стихи Г. Гоппе), четыре хоровые поэмы, циклы хоров, хоры на народные тек­сты («Комарики-мухи», «Захотела баба скоро богатети», «Говорили, говорили»). Кроме этого Кравченко писал оперы (кукольная опера для детей «Ай-да, Балда!»), оперетты, концерты для различных народных инструментов.

Одним из лучших произведений Б. Кравченко являются «Русские фрески» (1965) - хоровая сюита для хора и оркестра народных инст­рументов, основанная на материале народных песен. Это произведение о России, о красоте, о людях, о вечных ценностях жизни. Шесть поэм цикла самостоятельны по содержанию и могут испол­няться отдельно. Объединены они по принципу контраста.

I часть - «Петухи» (сл. В. Крутецкого), в которой через призму вос­поминаний возвращается мысль к героике гражданской войны. Музыка номера проста и лаконична. Зачин - в характере колыбельной с простой мелодией народного склада в чередовании женского и мужского групп хора звучит легко, прозрачно и спокойно. Средняя часть (мужской хор) звучит драматично, взволнованно; появляются звукоизобразительньге элементы - звонкое цоканье конских копыт - подводящая к трагической кульминации, переданной широким распевом. Реприза хора - вновь про­зрачна, как картина, наполненная воздухом.

II часть - «В одном вагоне - четыре гармони» (ст. А. Вознесенско­го). Музыка стремительная и легкая, звукописующая движение поезда, подчеркивает особенности стиха, его порыв, жизнерадостность. Основ­ная музыкальная тема- задорная, пронизана светом, предчувствием счастья. В центре части - лирический эпизод, контрастирующий веселой разноголосице молодежного поезда.

III часть - «Кувшинки» (ст. Л. Молчанова). Композитор вскрыл фило­софский подтекст этого стихотворения. Многозначность художественного образа: красота, спокойное звучание женского хора и сочетание кварто-секундовых ходов вызывает ассоциации с колокольным перезвоном и соз­дают возвышенное настроение, связанное со сферой русских образов. На пом фоне разворачивается распевная мелодия у мужского хора - повест­вование «от автора». В среднем эпизоде фактура меняется: переклички хоровых групп подводят к кульминации в полнозвучном tutti хора.

IV часть - «Ярмарка» - центральная, самая значительная по масшта­бу. Текст хора составлен из двух стихотворений В. Цыбина: «Ярмарка» и "Карусель» и представляет яркую жанровую картину. Начинается зачи­ном мужского хора: «На ярмарке! На ярмарке!», затем сменяется сцен­ками, полными юмора, изобретательности по средствам музыкальной выразительности. Аккордово-гармонический эпизод, хоровое tutti имитируют зовы торговок, сменяется более спокойным, повествовательным, рисующим богатства ярмарки. В 3-м эпизоде композитор пользуется изобразительным приемом: «вращающаяся» попевка зримо рисует веселое кружение карусели. Разговор мужчин и женщин, юмористический эпизод сменяется грустной вальсовой мелодией, имитирующей звучание шарманки (чередование трезвучия тоники и натурального D-dur). Завер­шает «Ярмарку» - как обрамление разнохарактерных тем - вариант на­чальной фразы хора.

V часть «Ворон» (на сл. В. Кострова) - о борьбе добра и зла. Музыка номера сурова, драматична. Средний эпизод, имитирующий инструментальное звучание, живописует картину сражения. Заканчивается хор мужествен­ным, волевым утверждением.

VI часть - финал цикла «Весна в Суздале» (на сл. А. Вознесенского), (звучание хора наполнено светом, радостным чувством весеннего обновления). Звонкий, весенний гомон, праздничный колокольный благовест - таковы образы финала, прославляющего Русь.

Первым исполнителем «Русских фресок» был хор Всесоюзного pадио и телевидения под управлением К. Б. Птицы, затем произведение вошло в репертуар лучших хоров России и зарубежья. В 1975 году вы шла 2-я тетерадь «Русских фресок» (соч. 56), «Потешки» (9 детских хо­ров), «Веселые хоры» (1976) - цикл хоров а'капелла, хоровые поэмы для хора а'капелла на стихи советских поэтов (1976), хоры а'капелла на сги хи М. Лермонтова (1978). Хоровая музыка Б. Кравченко, как и музыка для оркестра народных инструментов, отличается красочностью, сочным народным колори­том, современным музыкальным языком, юмором, который проявляет­ся в неожиданных гармонических сопоставлениях, нетрадиционном использовании тембровых красок.

 

Хоровое творчество Николая Сидельникова

Николай Сидельников (1930-1992). Кантата «Сокровенные раз­говоры» - (концерт) на народные тексты для смешанного хора без со­провождения (с эпизодическим участием ударных инструментов).

Строение кантаты: 1. Эпиграф - «Зима». 2. «Ходил-гулял Ванюша». 3. «Разбойная песня». 4. «Уж вы горы, мои». 5. «Шла эскадра». 6. «Туманы». 7. «Послед­ний плач гармошки» (возвращение «Зимы»). Здесь раскрыта тема страда­ний, несчастной доли. В основе - тексты старинных народных песен.

Сидельников с виртуозной точностью использует широкий спектр красок - от приемов народно-подголосочного письма до разнообразных сонорных эффектов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хоровое творчество Радиона Щедрина | Функции и цели государственного и муниципального кредита. Вопрос 1 Общие принципы государственного и муниципального кредитования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.