Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европеизация русского общества

Со времён принятия православия и до Петра русское общество воспитывалось под влиянием византийского аскетизма, который запрещал многие стороны человеческого развития. Православная Церковь ставила идеалом жизни суровое монашество, отрицала всякие житейские наслаждения и радости, противопоставляя им пост, молитву, как существенное средство для достижения загробного блаженства.

Еще в Немецкой слободе молодой Пётр увидел другой мир, другой стиль жизни, который был больше по душе его любознательной и деятельной натуре. В период пребывания в составе «Великого посольства» в Западной Европе, Пётр окончательно пришёл к выводу, что русское общество отстало от стран Западной Европы и в культурном отношении.

И он решил европеизировать русское общество, т.е., перенести западноевропейские культурные традиции на русское общество. Указы, коренным образом менявшие старый русский быт, следовали один за другим. Бояре в них с трудом разбирались, роптали, стенали, но нужно было покоряться воле государевой. Следует отметить, что некоторые западноевропейские традиции стали проникать в Россию после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Так, бритье бород по польскому образцу стало распространяться среди дворянства в середине ХVII в. В 1672 г. в России появился первый театр под руководством немецкого пастора И.- Г. Грегори при дворе Алексея Михайловича. В 1687 г. при царевне Софье появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Пётр запретил носить бороды (за ношение бороды полагался ежегодный налог в 100 рублей), дворянам велел пить кофе, солдатам курить.

До Петра I школа была подчинена Церкви. Она не могла дать обществу технически грамотных и образованных людей. При Петре I отношение к школе стало политикой государства. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, «навигацким» (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из - за границы учителей, начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России светская Школа математических и навигацких наук. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа. Причём, в этих учебных заведениях могли учиться как дети дворян, так и других сословий. В 1705 г. саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. Так, при Петре I в России было положено начало системе образования в России.

При Петре, с 1 января 1700 г., Россия перешла на европейское летоисчисление на основе юлианского календаря от «рождества Христова».

В 1703 г. в России появилась первая газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». В редактировании газеты принимал участие сам царь. В1708 г. церковнославянский шрифт был заменён на латинизированный «гражданский».

Просвещению народа должен был способствовать театр. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актёра и драматурга Куншта. Здание для театра построили на Красной площади, и он стал общедоступным для всех сословий..

Пётр I положил начало складывания наградной системы России. В 1699 г. был учреждён первый российский орден - Андрея Первозванного, ставший высшей государственной наградой в России. В 1713 г. Пётр учредил орден Святой Екатерины, ставший высшей наградой для дам. Царь задумал также учредить орден для награждения за воинские успехи. Он обратился к имени Александра Невского. В 1710 г. на берегу Невы, на том самом месте, где в 1240 г. состоялась Невская битва, по воле Петра был основан монастырь в память Александра Невского. В 1724 г. сюда из Владимира были перевезены останки князя и преданы земле. После этого указом Петра монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру. В 1722 г. был учреждён орден Святого Александра Невского. Но первые награждения орденом были произведены в царствование его жены, императрицы Екатерины I.

Петром были произведены перемены в быту дворян - в 1717 г. для дворянских детей был переведён и издан специальный учебник «Юности честное зерцало или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов», где просто и доходчиво объяснялись правила поведения образованного, воспитанного дворянина в обществе. В 1718 г. для проведения досуга дворян были учреждены Ассамблеи - вольные собрания. До петровского времени русская женщина вела теремной (закрытый) образ жизни. При этом жизнь мужчин и женщин проходила отдельно. Пётр I потребовал, чтобы русская женщина заняла в обществе то место, которое она занимала в Западной Европе. Поэтому ассамблеи обязательно должны были проходить с участием женщин.

Следует заметить, что все культурные преобразования - проводились сверху, путём навязывания русскому обществу европейских бытовых традиций, которые из них без пользы раздражали подданных, оскорбляли их религиозные чувства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные Петровские реформы | Оценки преобразовательной деятельности Петра Великого
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.