Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многостороннее сотрудничество по борьбе с преступностью в рамках ООН

Классификация и анализ основных уголовных преступлений международного характера

Виды уголовных преступлений международного характера и борьба с ними. Одной из специфических областей международных отношений является международное сотрудничество по борьбе с преступностью как необходимое условие и средство укрепления и гарантии государственно-правовой и международно-правовой законности и правопорядка. Кроме того, международное сотрудничество по борьбе с преступностью должно представлять собой составило часть всеобъемлющей системы международной безопасности.

Международное сотрудничество по борьбе с преступностью включает в себя:

борьбу с преступлениями международного характера

2) борьбу с международными преступлениями

В соответствии с принятой классификацией международных правонарушений уголовная ответственность физических лиц наступает за совершение ими преступлений двух групп:

1. Международные уголовные преступления

2. Международные преступления

Основное отличие их в том, что первые совершается непосредственно не государствами, а отдельными лицами /индивидуалами/ или группами лиц.

Непосредственный объект международных уголовных преступлений имеет общеуголовный характер в смысле внутреннего права в отличие от международных преступлений, объект посягательства которых - международные отношения, жизненные интересы человечества - регулируются международным правом, /имущественные отношения и безопасность личности в случае пиратства; внутригосударственные политические отношения в случае терроризма международного характера/.

 

Международные уголовные преступления. Международные уголовные преступления не имеют непосредственной связи с преступной деятельностью конкретного государства, однако, посягают одновременно на международный и национальный правопорядок, на мирное сотрудничество государств в области экономики, культуры, торговли, права и свободы человека, интересы юридических лиц и представляют общественную опасность для многих государств.

Корнец И. И. определяет "преступления международного характера" как деяния, предусмотренные международными соглашениями /конвенциями/, не относящиеся к преступлениям против человечества, но посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие вред мирному сотрудничеству в различных отраслях отношений, а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленных в международных соглашениях, ратифицированных в установленном порядке, либо согласно нормам, национального уголовного законодательства в соответствии с этими соглашениями.

Особенности международных уголовных преступлений:

Государство за совершение этих преступлений гражданами ответственности не несет, уголовному преследованию подлежат только физические лица.

Преступления совершаются на территории нескольких государств, либо их соучастниками являются иностранцы, либо последствия преступления проявляются за пределами государств) где они были совершены /т.е. они связаны с "международным", "иностранным" элементом/.

Конвенционность, наличие международных соглашений, устанавливающих преступность и наказуемость деяния, а также сочетание национально-правовых и международно-правовых средств в борьбе с данными преступлениями.

Преступления международного характера, по сути, являются уголовными преступлениями, наказуемость за которые предусматривается национальным законодательством государств.

Они имеют "международный характер не по составу, а в обстоятельствах совершения, т.е. преступления, караемые внутренним правом, но имеющие в силу конкретных обстоятельств международный характер".

Некоторые преступления "могут иметь" международный характер, а могут и не иметь. Противоправное деяние можно вполне отнести к обычному уголовному преступлению, то есть все может произойти в пределах государственной территории и не иметь международного характера

Преступления международного характера совершаются преступниками по своей инициативе, в целях личной выгоды, реализации своего частного интереса. Ущерб международным отношениям наносится лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения общего преступного результата /пиратство нарушает международные морские сообщения/. /Блищенко И.П. и др. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1984, С. 52/

Международный характер этих преступлений обуславливается тем, что в результате их совершения возникают сложные гражданско-правовые, уголовно-правовые и процессуальные отношения между государствами. По сути, это транснациональные преступления.

Классификация. В зависимости от степени международной опасности и объекта преступного посягательства, уголовные преступления международного характера можно дифференцировать на ряд видов:

1. Против стабильности международных отношений:

· международный терроризм;

· захват заложников;

· преступления, совершенные на борту воздушного судна;

· хищения ядерного материала;

· наемничество;

· незаконное радиовещание;

· пропаганда войны и др.

2. Наносящие ущерб экономическому и социальному развитию государств:

· фальшивомонетничество;

· незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами;

· контрабанда;

· нелегальная эмиграция;

· преступные посягательства на окружающую среду, культурные ценности;

· легализация незаконных доходов;

3. Посягательства на личные права и свободы человека:

· рабство и работорговля;

· торговля женщинами и детьми;

· распространение порнографии, пыток и др.

· систематические и массовые нарушения прав человека.

4. Преступления, совершенные на море:

· пиратство /морской разбой/;

· разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода;

· столкновения морских судов;

· неоказание помощи на море;

· загрязнение моря вредными веществами;

· нарушение правового режима континентального шельфа;

· нарушение правил морских промыслов;

Приведенная классификация не основана на определенных закономерностях и носит условных характер. При постоянном росте международной преступности и неутешительных прогнозах в этой области их перечень не может быть исчерпывающим. Количество этих преступлений значительно возрастет в условиях нестабильности международных отношений, вооруженных конфликтов и революционных потрясений.

В Уголовный кодекс Российской Федерации включен раздел XIII “Преступления против мира и безопасности человечества”, содержащий нормы об уголовной ответственности за планирование, подготовку или ведение агрессивной войны: пропаганду войны; производство или распространение оружия массового уничтожения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; наемничество; геноцид; экоцид; нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, а также статьи, предусматривающие ответственность за торговлю несовершеннолетними, похищением человека, захват заложника, угон воздушного судна или водного транспорта, пиратство, организацию или содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов и др.

Наиболее опасными и распространенными международными преступлениями является: международный терроризм, угон самолетов /а равно и захват заложников как сопутствующее данным преступлениям/; наркобизнес; рабство и работорговля; пиратство; которые далее будут подробно рассмотрены.

Международный терроризм. Международный терроризм представляет собой разновидность актов террора. Слово "террор" латинского происхождения и в буквальном переводе означает "ужас". Французский словарь Ларруса определяет террор как "насилие и преступления, осуществляемые систематически с целью держать группу индивидуумов в страхе". В американском словаре Вететера "террор" дается как "состояние острого страха, вызванное применением насилия, осуществляемого партией или фракцией /кровопролитие, заточение, конфискация с целью сохранения власти/.

Таким образом, терроризм - это деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп /либо совершаемая отдельным индивидуумом/ для совершения убийств, покушения на убийство, нанесение телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженное с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т.д. Терроризм может сопровождаться разрушением и разграблением зданий, жилых помещений и иных объектов.

Международный терроризм - это наносящие ущерб международным отношениям насильственные действия, совершаемые отдельными лицами или группой лиц, против лиц, организаций или объектов, находящихся под международной защитой. Обычно используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций.

Основным мотивом террористической деятельности выступает потребность в различных преобразованиях или недопущении их, отражающая интересы определенных индивидов, групп, организаций, партий, социальных слоев и классов, государства в целом. В основе видовых мотивов могут лежать политические, идеологические, социальные и экономические противоречия.

Следует различать международный, национальный и государственный терроризм /по целям и объекту совершения деяния/. Международный терроризм характеризуется тем, что:

преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами;

теракт направлен против лиц, пользующихся международной защитой;

подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а преступление совершается в другом;

совершив теракт в одном государстве, преступник укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче;

финансируется из иностранных источников и служит оружием иностранной политики.

Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом начало складываться в 30-е годы XX в., когда была подписана Конвенция о предупреждении и наказании терроризма /1937 г./

В 1973 г. - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Государства-участники обязуются предусмотреть наказание за указанные в статье I преступные действия и принимать соответствующие меры по охране и предупреждению любых посягательств на лиц, пользующихся международной защитой.

В 1984 г. на XXXIX сессии была принята специальная резолюция Генеральной Ассамблеей ООН "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах".

Возрастающие масштабы терроризма и все более опасные средства и методы, используемые террористами, предопределяют особую озабоченность государств в борьбе с этим опасным видом организованной преступности. Террористические организации полны амбиций, стремятся к радикальным переменам и перераспределению власти. Вследствие развития средств связи и быстрых технологических изменений /прежде всего в области вооружений и взрывчатых веществ/, а также увеличением географической мобильности и интернационализации современной жизни терроризм становится в один ряд с другими глобальными проблемами рубежа третьего тысячелетия.

В качестве основных целей в настоящее время можно выделить следующие: изменение поведения субъекта путем подавления или ослабления противника и провоцирование к действию или бездействию тех или иных сил; эксциативность: возбуждение и привлечение внимания общественности к тому делу, за которое борются террористы; месть за действие противоборствующей стороны.

Для осуществления своих замыслов террористы используют силы не только своей организации, что было характерно для терроризма 70-х годов, но и силы других террористических организаций, а иногда объединяет или координируют свои усилия для проведения совместных мероприятий.

Современное международное право не содержит целостного и общепринятого определения международного терроризма /нет единого универсального соглашения/, не определена его юридическая природа и ответственность.

Одной из первых попыток систематизировать все многообразие террористических актов была предпринята во время работы 5 конференции по унификации уголовного права в 1934 г. в Мадриде, когда терроризм был разделен на политический и социальный.

Анализ международных соглашений позволяет отнести к актам международного терроризма:

убийства глав иностранных государств и правительств, их дипломатических и других официальных представителей, политических деятелей,

взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;

диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах, культурных центрах, помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;

умышленное использование взрывных устройств, встроенных в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления;

любой диверсионный акт против общественных сооружений;

заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме.

Некоторые источники относят к террористическим актам и пиратство, захват воздушного судна. Однако мы рассмотрим данные деяния как отдельные международные преступления.

Арсенал средств, используемых террористами, достаточно широк, но в последнее время в поле их зрения попали: современное оружие, в частности зенитные ракетные комплексы; компьютерные вирусы и специальные программы для уничтожения баз данных ЭВМ; генераторы электромагнитных импульсов; химическое, биологическое, ядерное оружие, объекты их производства, транспортировки, хранения и т.д.

Терроризм, сколько бы его не объявляли общеуголовным в целях выдачи, как правило, тесно связан с политическими и социальными процессами, идущими в обществе, государстве, международном сообществе.

Нормы международного уголовного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которых совершены теракты, или судить их по своим законам. В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за указанные преступления предусмотрена в ст. 205, 206,207, 210, 212.

В силу своей тяжести международный терроризм после второй мировой войны признан международных договорах экстрадиционным преступлением. Поэтому специальные конвенции о выдаче террористов не принимались.

Довольно часто террористический акт сопровождается захватом заложников. В 1979 г. была принята Конвенция о борьбе с захватом заложников. Статья I определяет заложничество как "захват или задержание с последующим незаконным лишением свободы лица с цельно заставить третью сторону /государство, других лиц, международных организаций/ совершить навязываемые действия /бездействие/ в качестве условия для освобождения заложников или же использование заложников как средство мести.

Государство, на территории которого удерживается захваченный заложник /согласно ст. 3 Конвенции/ "обязано принять все меры для облегчения положения заложника /обеспечить освобождение и содействовать в необходимых случаях его отъезд после освобождения/.

 

Преступления, совершенные на борту воздушного судна. К таким преступлениям относится незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации. Захват и угон самолетов, получившие распространение с конца 60-х годов, стали серьезным препятствием для нормальной работы гражданской авиации и угрозой для жизни авиапассажиров и экипажей. Нередко данные преступления сопровождаются захватом заложников, актами терроризма.

Обычно целями угонщиков является:

спасение от преследования властей за совершенные преступления или от своих "собратьев-преступников",

получение выкупа, от конкретного пассажира, летящего данным рейсом, либо от государства, какой-либо организации, других лиц за то, что пассажиры останутся живыми, а самолет - невредимым;

спровоцировать международный конфликт или другие осложнения между государствами.

Учитывая большую опасность этого преступления, государства объединили свои усилил в борьбе с ним в рамках международной организации гражданской авиации /ИКАО/. Под эгидой этой организации были приняты специальные конвенции:

1963 г. - Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна,

1970 г. - Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов,

1971 г. - Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.

В последней были квалифицированы незаконные и умышленные действия, совершенные на борту воздушного судна, подлежащие уголовному наказанию /ст.1/:

Захват и угон воздушного судна /"хайджекинг"/

Совершение акта насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна

Разрушение воздушного судна, причинение повреждения, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете

Помещение или совершение действий, приведших к этому, на воздушное судно каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить, вывести из строя, причинить повреждение воздушному судну, может угрожать его безопасности в полете

Разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию, если это может угрожать безопасности в полете

Сообщение заведомо ложных сведений и создание угрозы безопасности в полете

Преступлением признается покушение на любое из перечисленных деяний и соучастие в них. При этом право уголовного преследования предоставляется государству, на территории которого оказался преступник либо приземлилось воздушное судно. При выдаче преступника наказание назначается по приговору суда государства, в котором зарегистрировано воздушное судно. Этим самым обеспечивается неотвратимость наказания преступника, где бы он ни скрывался от правосудия.

Убедившись, что обстоятельства того требуют, любое договаривающееся государство, на территории которого находится преступник или предполагаемый, преступник заключается под стражу, немедленно проводится предварительное расследование фактов и обстоятельств, сообщение результатов расследования заинтересованным государствам. Если государство открывает в выдаче преступников, оно обязано возбудить в их отношении уголовное преследование.

Многие государства имеют ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве по борьбе с преступлениями против гражданской авиации: Россия с Афганистаном, Ираком, Турцией, Финляндией и др. Наконец) в 1988 г. был подписан Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиации.

Все названные конвенции распространяются только на гражданские воздушные суда. В случае совершения перечисленных преступлений на военных, полицейских и таможенных воздушных судах применяется исключительно законодательство их государственной принадлежности (государственной регистрации).

В зависимости от тяжести наступивших последствий ст. 211 УК РФ предусматривает за захват или угон воздушного судна наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Итак, захват и угон самолетов, а равно и иные деяния, направленные против безопасности гражданской авиации, могут наносить серьезный ущерб нормальным отношениям между государствами.

 

Незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ. Распространение наркомании и незаконная торговля наркотиками - сложное преступление не только по своим юридическим признакам, но и потому что охватывает широкий круг социальных отношений между государствами, посягает на жизнь и здоровье людей, подрывает экономику многих стран, наносит ущерб ряду отраслей национальной промышленности, в особенности фармацевтической, наносит вред торговле, внешнеэкономическим связям между государствами, а также отношениям сотрудничества. Наркомания стала типичным явлением общества, и, не смотря на все усилия отдельных государств, имеет тенденцию к росту. Злоупотребление наркотиками затрагивает все большее число сторон и наносит серьезный ущерб благосостоянию людей и обществу в целом, становится социальным бедствием.

Поскольку распространение наркотиков носит организованный и международный характер, то проблема борьбы с ними не может быть решена с помощью простых средств или односторонних действий на национальном уровне. Только в системе ООН действуют Комиссия ООН по наркотическим средствам, Международный совет по контролю за наркотическими средствами, Программа ООН по контролю за наркотическими средствами и Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками. Доходы, полученные в результате незаконного оборота наркотиков, огромны, достигают сотен миллиардов долларов США. Контрабанда наркотиков использует сложную международную сеть, объединяющую производство, торговлю, финансы, поиск и захват новых рынков сбыта и реинвестирование прибыли. Торговцы наркотиками гибко реагируют на действия правоохранительных органов и изменения спроса на наркотики путем варьирования предложения и открытия новых рынков. Все это сопровождается актами насилия и коррупцией. Степень организации преступных сообществ очень высока, характерны значительные международные связи и их прочность.

Незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами наиболее распространены среди международных уголовных преступлений.

Еще в 1909 г. была создана первая международная организация по борьбе с наркоманией - Шанхайская комиссия - которая координировала сотрудничество государств. С тех пор было принято более десятка конвенций, согласований и протоколов по борьбе с распространением наркотиков:

1912 г. - Гаагская конвенция постановила, что:

производство и распределение сырого опиума должно контролироваться правом, его курение искореняться;

производство, продажа и использование наркотиков должно быть ограничено законом в исключительно медицинских целях.

1936 г. - Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами.

1961 г. - Единая конвенция о наркотических средствах /вступила в - силу 13 декабря 1964 г./ предусматривает осуществление государствами на своей территории контроля за изготовлением, распространением наркотиков; дает квалификацию состава преступлений, связанных с производством и распространением /преданна, покупка, транспортировка и т.д. - всего 18 наказуемых деяний/ наркотических средств.

Государства-участники, в том числе и СССР, учредили Международный комитет по контролю над наркотиками, который контролирует производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими, их применение и хранение исключительно в медицинских и научных целях.

В конвенции ничего не сказано о запрещении употребления наркотиков.

Всего определено около 500 видов наркотических средств, которые производятся в основном из наркосодержащих растений /опийный мак, конопля, кока, каннабис и др./. Наркологическими свойствами обладают и психотропные вещества, которые вызывает у человека депрессию и "кайф". Они являются искусственно созданными медицинскими препаратами, лекарственными веществами, оказывающими влияние на психические функции человека /транквилизаторы и депрессанты/.

В 1971 г. - Конвенция о психотропных веществах. Государства-участники обязаны осуществлять инспекционно-надзорные функции за изготовлением психотропных веществ, распределением, вывозом и ввозом, деятельностью научных и медицинских учреждений, использующих эти вещества.

Наконец, в 1988 г. была подписана Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с этим, запрет на хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях составляет конкретное обязательство подписавшихся сторон. С должным учетом своих конституционных) правовых и административных систем стороны принимают внутригосударственные меры для координации превентивных и репрессивных мер против незаконного оборота и помогают друг другу в проведении кампании по борьбе с этим явлением. С соблюдением своих конституционных ограничений каждая сторона рассматривает как наказуемое правонарушение /в случае, когда оно совершено умышленно/ любое деяние, противоречащее какому-либо закону или постановлению, принятому во исполнение ее обязательств по настоящей конвенции. Кроме того, обеспечивает, чтобы серьезные правонарушения подлежали соответствующему наказанию. Названные конвенции предусматривают территориальный принцип наказания преступников по законам государства, на территории которого совершены такие преступления. По месту задержания преступника юрисдикция государства осуществляется при недопустимости его выдачи, если виновный не был наказан за совершенное преступление. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказания за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в ст.ст. 228-234. На нынешнем этапе в стратегии борьбы с наркоманией первоочередное внимание следует уделить:

информированности общественности о данной проблеме путем помощи заинтересованным странам в создании быстрой и надежной оценки масштабов и последствий злоупотребления наркотиками;

подготовке и повышения квалификации кадров, занимающихся этой проблемой во всех ее аспектах;

разработке универсальных международных законодательных мер, оказанию содействия сотрудничеству между правовыми органами, осуществляющими контроль за соблюдением законности;

новому партнерству между странами путем установления контактов и сотрудничества с правительствами, неправительственными организациями, международными учреждениями, местными властями и другими организациями;

разработке новаторских направлений и концепций путем оказания содействия международным многосторонним форумам для обсуждения конкретных технических вопросов, а также вопросов политики и программ по борьбе со злоупотреблением наркотиками.

Международные связи России в области борьбы с наркоманией в последние годы заметно активизировались, что связано с целым рядом факторов объективного характера. Прежде всего, в связи с тем, что набирают силу процессы интеграции наркомафии, действующие в государствах СНГ, в международную систему наркобизнеса. По территории Российской Федерации проложены контрабандные маршруты транзита наркотиков в страны Западной Европы, Америки, Скандинавии /так называемый "балканский путь"/. Это вызвало стремление многих государств содействовать более активному включению России в международное сотрудничество, активизацию деятельности международных организаций, прежде всего Программу ООН по международному контролю наркотиков.

Россией был заключен ряд двусторонних договоров о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В соответствии с российско-британским меморандумом, например, взаимодействие охватывает в частности такие области, как: выявление физических и юридических лиц, подозреваемы; в незаконном обороте наркотических средств, а также транспортных средств и грузов, относительно которых есть подозрения, что они используются в таком обороте; скоординированные действия в отношении перемещения между территориями двух стран транспортных средств, грузов и лиц, используемых или участвующих в незаконном обороте наркотических средств и т.д. Причем сотрудничество должно осуществляться путем непосредственных контактов менаду соответствующими органами этих стран.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества в области борьбы с наркотиками намечено проводить по следующим направлениям:

Усиление практического характера связей, создание условий для перекрытия имеющихся и предотвращения появления новых каналов вывоза из страны и ввоза наркотических средств;

Продолжение работы по созданию правовой базы двусторонних и многосторонних связей с другими государствами;

Привлечение финансовых и технических средств иностранных государств и международных организаций в интересах борьбы с транзитом наркотиков,

Более эффективное использование участия в работе международных организаций для выработки многостороннего механизма борьбы с международным наркобизнесом;

Активизация сбора и анализа информации о передовом зарубежном опыте /изучение влияния проблем, связанных с незаконными наркотиками, на экономику стран, разработка стратегий и планов и т.д./.

 

Рабство и работорговля. Это международное уголовное преступление является наследием рабовладельческого строя, в модифицированном виде процветало в ХVIII-XIX вв. Впервые вопрос о запрещении рабства, точнее работорговле был рассмотрен на Венском конгрессе в 1815 г., где была принята Декларация об отмене торговли рабами. Она не порицала рабства в целом, а только запрещала торговлю и перевозку невольников.

В 1926 г. была принята Конвенция о рабстве, где дается определение этого преступления /состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них/. Высокие договаривающиеся стороны обязались предотвращать и пресекать торговлю невольниками, принять все соответствующие меры для предотвращения и прекращения погрузки, выгрузки и перевозки невольников в своих территориальных водах, равно как и вообще на всех судах, носящих национальные флаги.

Однако ни международные соглашения, ни наступивший после второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно, поэтому в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: “Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах”.

Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством /1956 г./ указала деяния, наказуемые условным законом /помимо работорговли/ такие как: продажа детей и эксплуатация детского труда, обращение в домашнее рабство женщин, долговая кабала /форма экономического рабства/, крепостное состояние землепользователя. Перевозка или попытка перевозки рабов из одной страны в другую, какими бы то ни было транспортными средствами или соучастие в таковых считается уголовным преступлением по законам участвующих в настоящей конвенции государств, и лица, признанные виновными в этих преступления, подлежат суровым наказаниям.

Кроме того, борьба с рабством и работорговлей регламентируется следующими международными документами: Женевской конвенцией 1921 г. о запрещении торговли женщинами и детьми, Конвенцией 1949 г. о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, и некоторые др.

В последние годы в России отмечается рост фактов рабства и торговли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числе купли-продажи женщин и детей. Однако в новом уголовном кодексе Российской Федерации нет норм об ответственности за рабство, работорговлю ил сходные с ними институты и обычаи, а конвенции, которые предусматривают подобные преступления и участниками которых является Российская Федерация, не применяются непосредственно, хотя об этом говорится в П. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Пиратство. Пиратство у людей вызывает двойственное отношение. С одной стороны, с этим явлением связаны представления о чрезвычайной жестокости морских разбойников. С другой - представление о пиратах связано с романтическим ореолом вокруг людей этой профессии, зачастую выступающих в качестве благородных мстителей. Пираты действовали всегда на свой страх и риск. Пиратство - один из древнейших видов международных уголовных преступлений - появилось очень давно и было особенно распространено в Средиземном, Адриатическом и Эгейском морях. Из-за нападений пиратов сильно страдала морская торговля, иногда она и вовсе прекращалась. Пиратство продолжает существовать и в наши дни в разных районах Мирового океана. Современные преступники грабят суда, расстреливают их команды занимается контрабандой наркотиков, драгоценностей, фальшивых документов, перевозкой рабов. Нередко пираты ведут настоящий бой в открытом море. Современное пиратство стало хорошо организованным бизнесом. Пиратская мафия структурно строго организована и делится на несколько категорий. Одна из них - "фрахтовщики". Это капитаны, получающие от отправителя или получателя товара плату за перевоз груза /фрахт/ и прикарманивающие ее, не отдавая законному судовладельцу. "Стервятниками" называют членов морской мафии, выдающих себя за владельцев судов. Получив грузы, они берут курс не на порт назначения, а к другим берегам, где доверенные лица находят покупателя, договариваются о цене и условиях передачи товара. Нередки случаи, когда "стервятники" продают и само судно, изменяя его название, флаг и принадлежность к регистру.

Пиратство в большинстве стран считается преступлением, посягающим на интересы государства, использующего морское пространство.

До настоящего времени в международном праве нет единого специального договора о борьбе с пиратством, и все вопросы регламентируются в комплексе с другими проблемами использования открытого моря: Вашингтонская декларация 1922 г.

Ст.ст. 14-22 Женевской конвенции об открытом море 1956 г.

Ст. ст. 100-104 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Под пиратством здесь понимается неправомерный акт насилия, задержание или грабеж в открытом море или в месте, находящимся вне юрисдикции государства, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный против другого судна или летательного аппарата, против лиц и имущества, находящихся на борту.

Таким образом, можно выделить следующие признаки пиратства:

Может быть совершено только в открытом море. В пределах государственной территории подобные деяния квалифицируются по законам данной страны как разбойное нападение, грабеж и т.д.

Направлено против другого судна, летательного аппарата или против лиц, имущества, находящегося на борту этого судна, а также против безопасности его плавания.

Пиратским может быть признано только частновладельческое судно, предназначенное или используемое лицами, имеющим над ним власть, для совершения перечисленных преступлений.

Пиратство должно сопровождаться насилием, угрозой применения насилия, актами задержания, грабежа и т.д.

Действия, совершенные с личными целями /личное обогащение, корысть, месть и другая личная заинтересованность/.

Вина должна быть только умышленная.

Действия военных кораблей, нападающих на беззащитные суда, нельзя квалифицировать как пиратство, это слишком мягкая квалификация, не соответствующая ни характеристике содеянного, ни степени его опасности для международных отношений.

Для борьбы с пиратством могут быть использованы любые средства: пиратское судно может быть захвачено, а в случае сопротивления - потоплено. Конвенции разрешают задержание только военным или государственным /специально на то уполномоченным/ кораблям и летательным аппаратам любого государства. Государство, производившее захват пиратского судна, осуществляет в отношении виновного уголовное преследование и наказание преступников. При наличии соответствующих обращений, оно вправе выдать преступников, передать заинтересованному государству доказательства их вины, судно и имущество и оказать другую правовую помощь. Пиратское судно и его экипаж не должны пользоваться защитой какого-либо государства, и на пиратов не распространяется право убежища.

Устанавливаются принцип неотвратимости наказания путем установления универсальной юрисдикции.

Другие международные уголовные преступления не столь распространены в отличие от охарактеризованных выше. Однако борьбе с ними уделяется не меньше внимания) приняты и подписаны конвенции, соглашения, договоры:

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.

Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.

Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.

Современная "международная уголовная преступность проявляется не только в количественном росте многих преступлений, но и в преобладании тяжких преступлений. Преступность становится все более разветвленной, "молодой", организованной. На такие преступления на международном уровне необходимы ответные согласованные действия правоохранительных органов и, прежде всего полиции...

Вывод:

Ответственность за международные преступления физические лица несут только при условии, что их деяния связаны с преступной деятельностью государств. Основной перечень их дан в ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала, где они подразделены на три группы: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Позднее к международным преступлениям были отнесены геноцид, апартеид, расизм, колониализм и др.

Международные уголовные преступления не имеют непосредственной связи с преступной деятельностью государства, однако посягают одновременно на международный и национальный правопорядок, на мирное сотрудничество государств в области экономики, культуры, торговли, права и свободы человека, интересы юридических лиц и представляют общественную опасность для многих государств.

В зависимости от степени международной опасности и объекта преступного посягательства международные уголовные преступления подразделяются на:

преступления против стабильности международных отношений (терроризм, захват заложников, наемничество и др.);

преступления, наносящие ущерб экономическому и социальному развитию государств (фальшивомонетничество, контрабанда, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами и др.);

преступления, посягающие на личные права и свободы человека (рабство, торговля женщинами и детьми, распространение порнографии и др.)

преступления, совершаемые на море (пиратство, неоказание помощи на море, нарушения правового режима континентального шельфа и др.)

Таким образом, к международным уголовным преступлениям в современном международном праве относятся только такие общественно-опасные деяния, которые по своему характеру являются общеуголовными, но с “иностранным элементом”, и посягают на международный правопорядок. При этом наказание преступникам назначается национальными судами.

Каждое государство имеет право проводить политику борьбы с преступностью и предупреждение ее с учетом своих национальных и интересов и никакая международная организация, в том числе ООН и ее органы, не могут вмешиваться во внутреннюю компетенцию государства.

Однако, как показывает практика, одной из важных форм деятельности ООН является координация и содействие сотрудничеству государств в борьбе с преступностью. ООН преследует не только цели поддержания международного мира и безопасности, развития дружеских отношений между государствами, но и осуществляет сотрудничество государств в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера.

Вопросы предупреждения преступности и обращения с правонарушителями относятся к социальной деятельности ООН. Они входят в компетенцию специально созданных органов. Среди них выделяются 2 главных:

Генеральная Ассамблея ООН

Экономический и Социальный Совет /ЭКОСОС/

На эти органы возложены функции ООН в области международного экономического и социального сотрудничества.

Генеральная Ассамблея. Еще в 1950 г. она закрепила за ООН функции, которые ранее выполняла Международная уголовная пенитенциарная комиссия. На ее сессиях рассматривались проблемы предупреждения преступности до конца XX в., смертной казни, взаимосвязи преступности и социальных изменений; принимались конвенции по борьбе с международным терроризмом, незаконным распространением наркотиков и другими международными уголовными преступлениями; а также создавались специальные комиссии и органы по борьбе с преступностью.

В настоящее время Генеральная Ассамблея определяет основные принципы сотрудничества, принимает резолюции по вопросам международного сотрудничества, утверждает международные концепции. К числу резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся вопросов предупреждения преступности и обращения с правонарушителями можно отнести:

"Преступность и социальные изменения"

"Предупреждение преступности и борьба с ней"

"Преступность несовершеннолетних"

"Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство обращения и наказания в связи с задержанием" а также ряд резолюций по вопросу о смертной казни.

Содержание этих документов свидетельствует о большой заинтересованности ООН в решении проблем борьбы с преступностью.

Совет Безопасности ООН рассматривает названные вопросы в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии. На своих заседаниях он обсуждает наиболее тяжкие международные преступления и преступления международного характера. В случае необходимости Совет Безопасности передает вопрос в Комиссию по расследованию.

Секретариат ООН, где имеется специальное подразделение "Сектор ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию", который в пределах своей компетенции занимается профилактической работой и готовит рекомендации Генеральному секретарю ООН и Секретариату. Генеральный секретарь выступает с докладами на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

Особо следует отметить деятельность Комиссии международного права ООН, которая призвана содействовать прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Комиссией разработаны проекты основных Конвенций по борьбе с международными уголовными преступлениями. В 1992 г. Главный комитет Генеральной Ассамблеи ООН по правовым вопросам /шестой комитет/ рассмотрел доклад комиссии международного права о проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества /Международного уголовного кодекса/ и об учреждении международного уголовного суда. Международный суд ООН рассматривает конкретные дела.

Например:

1980 г. - дело о захвате американских заложников в Иране

1986 г. - суд принял решение относительно иска Никарагуа к США о минировании территориальных вод Никарагуа, после чего Генеральная Ассамблея приняла, резолюцию о полном и безотлагательном выполнении США решения суда.

Работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и Социальный Совет ООН /ЭКОСОС/. Совет проводит исследования по вопросам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, подготавливает доклады по результатам этих исследований, принимает соответствующие резолюции, дает рекомендации Генеральной Ассамблее и заинтересованным специализированным учреждениям ООН. Кроме того, ЭКОСОС созывает международные конференции и осуществляет подготовку проектов Международных соглашений о борьбе с отдельными видами преступлений для предоставления Генеральной Ассамблее ООН.

В его системе функционирует ряд специальных вспомогательных органов

1. Функциональные комиссии:

комиссия социального развития

комиссия по правам человека

комиссия по наркотическим средствам, терроризму

2. Региональные экономические комиссии:

экономич. комиссия для Европы /ЭКЕ/

экономич. комиссия для Азии и Дальнего Востока /ЭКАДВ/

экономич. комиссия для Латинской Америки /ЭКЛА/

экономич. комиссия для Африки и др.

В 1991 г. 18 декабря в Версале состоялось совещание министров III стран по вопросам борьбы с преступностью. Они отметили, что темпы ее роста угрожают превратить преступность во всемирный феномен, сравнимый с экологической катастрофой, и предложили создать в системе ООН эффективную программу предупреждения преступности и уголовного правосудия. В связи с этим Генеральная Ассамблея единогласно призвала к созданию новой Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве функционального органа ЭКОСОС.

Она состоит из 40 человек, избираемых ЭКОСОС в индивидуальном порядке от государств – членов ООН на основе справедливого географического распределения сроком на 3 года. Заседания Комиссии проводятся в г. Вене.

Комитет по предупреждения преступности упраздняется, а его фонды передаются новой Комиссии, которая решит организационные вопросы, создаст фонд предупреждения преступности и проект Международной конвенции по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

В 1950 г. решением Генеральной Ассамблеи был создан Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, заменивший собой МУПК (первоначально назывался Специальным консультативным комитетом экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). Комитет состоял из 27 членов, действовавших в личном качестве (избирались на сессиях ЭКОСОС сроком на четыре года).

Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней периодически предоставлял в ЭКОСОС рекомендации в пределах своей компетенции и раз в 5 лет готовил и проводил Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Такие Конгрессы проходили в 1955 г. в Женеве, в 1960 г. в Лондоне, в 1965 г. в Стокгольме, в 1970 г. в Киоте, в 1975 г. в Женеве, в 1980 г. в Каракасе, в 1985 г. в Милане, и в 1990 г. в Гаване.

В работе Конгрессов принимают участие не только специалисты от государств, но и представители специализированных учреждений ООН, др. международных организаций и национально-освободительных движений. Конгресс разрабатывает руководящие принципы предупреждения преступности и уголовного правосудия. Кроме этого, конгресс на определенный период разрабатывает программы предупредительной работы и конкретные рекомендации по искоренению отдельных видов преступлений, производит обмен опытом работы, ее координацию в рамках ООН и конкретные профилактические мероприятия. Участники конгресса, прежде всего государства, которые представлены официальными делегациями руководящих работников органов уголовной юстиции и ведущих правовых учреждений.

Конгресс открывается представителем Генерального секретаря ООН. Секретариат ООН обеспечивает и обслуживает работу конгресса. Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями заканчивается принятием итогового документа - доклада, который подготавливается генеральным докладчиком. Решения и рекомендации конгресса носят рекомендательный характер.

Свой вклад в борьбу с международной преступностью вносят региональные исследовательские институты и центры ООН, дислоцирующиеся в Риме, Хельсинки, Каире, Токио и Коста-Рике. Результаты своих исследований и рекомендаций по борьбе с отдельными видами международных уголовных и других преступлений они доводят до сведения государств на международных конгрессах по предупреждению преступности и других форумах. Ряд специализированных учреждений ООН в пределах своих функций ведет борьбу с преступностью. Например, МОТ в принимаемых конвенциях рекомендует государствам и профсоюзам вести борьбу с принудительным трудом и другими преступлениями против трудовых прав человека; ВОЗ постоянно занимается вопросами профилактики правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ; по инициативе ИКАО были разработаны и приняты конвенции по борьбе с преступлениями против гражданской авиации и ведется большая организационная работа по их предупреждению и др. Под их эгидой разработаны и приняты международные конвенции по борьбе с конкретными преступлениями международного характера и рекомендации по борьбе с ними.

Сотрудничество по борьбе с преступностью под эгидой ООН в настоящее время переживает как бы второе рождение. Приступившая в 1992 г. к работе комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию /функциональная комиссия ООН/ взяла курс на решение неотложных задач борьбы с преступностью.

Среди ее приоритетов:

Борьба с организованной преступностью

Борьба с коррупцией

Борьба с отмыванием денег

Борьба с экономическими преступлениями

Борьба с наркотиками

С 1952 г. в ООН периодически издается “Международный обзор политики в области уголовного права”, а в качестве ежегодника к нему – “Библиография ООН по технической литературе в области социальной защиты”. Здесь публикуются статистические сведения о состоянии преступности, отчеты о проведенных конгрессах и других форумах в этой области, данные о новом законодательстве и международно-правовых актах и т.п.

Вывод:

Система международных органов по борьбе с преступностью, равно как и с отдельными ее видами, созданная в рамках ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций универсального и регионального характера, является важным дополнением к обязательствам, взятым на себя государствами, как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим целью исключить преступность из жизни мирового сообщества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью – актуальная необходимость | Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Деятельность ИНТЕРПОЛА
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.