Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Деятельность ИНТЕРПОЛА

Роль международных организаций и конференций в борьбе с преступностью. Вопросами борьбы с уголовными преступлениями международного характера занимаются и неправительственные организации.

Международная ассоциация уголовного права /МАУП/, которая была основана в 1924 г. на базе Международного союза специалистов по уголовному праву. В соответствии с уставом МАУП стремится к совершенствованию законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и эффективное правосудие. Она имеет консультативный статус в ЭКОСОС ООН и осуществляет свою деятельность с помощью национальных групп отдельных стран. В ее компетенцию входит подготовка и проведение международных конгрессов /один раз в 5 лет/, представление консультаций ООН и ее органам и организациям.

Членами МАУП являются представители более 50 стран /Россия с 1957 г./

Международное криминологическое общество /МКО/ тоже вносит свой вклад в борьбу с международной преступностью. Основанное в 1934 г., с 1949 г. имеет консультативный статус ООН. В соответствии с Уставом, в его задами входит содействие объединению усилий ученых и практиков специалистов в вопросах борьбы с преступностью и более широкое изучение этого явления. Свою деятельность МКО осуществляет путем организации и проведения регулярных /раз в 5 лет/ международных конгрессов, публикует их материалы, организует обмен научными кадрами криминологов между различными национальными институтами, проводит различные международные криминологические курсы-семинары в целях расширения профессиональной ориентации научных кадров, создает совместно с национальными криминологическими учреждениями международные научные центры и руководит их работой, устанавливает стипендии и организует чтение лекций.

Большое значение придается научно-исследовательской работе. Этой стороной деятельности МКО руководит его особый орган - научный комитет, который подчинен руководящему органу /Совету/ МКО.

В настоящее время МКО объединяет в своих рядах представителей 81 страны. Россия принимает участие в его работе с 1970 г.

Международное общество социальной защиты в соответствии со ст. 1 своего Устава является международной ассоциацией, стремящейся изучать преступность в рамках социального контекста с учетом факторов ресоциации преступников, в целях защиты общества от преступности, а индивидов от возможности совершать преступления. Кроме этого, одной из главнейших задач ее в пропаганде идей дальнейшей гуманизации уголовной политики в странах, сотрудничающих с этим обществом.

Оно было создано в 1949 г., имеет консультативный статус в ООН, издает свой периодический журнал, объединяет в своих рядах представителей более 50 стран. Чаще всего это специалисты в области уголовного права, международной преступности, криминологии, пенитенциарных наук, социологии, психиатрии, психологии, медицины и др. наук.

Свою деятельность общество осуществляет в основном путем периодической подготовки и проведения международных конгрессов социальной защиты /раз в 5 лет/.

Регулярно проводятся научно-практические семинары.

Международная социологическая ассоциация /МСА/ преследует сугубо научно-исследовательские цели. Среди ее многочисленных комитетов есть два, занимающихся проблемами борьбы с преступностью:

По социологии права. Занимается научными исследованиями в области права и координирует эту работу в Европейском регионе. Его центром является Институт социологии права для стран Европы, который имеет статус международной организации и дислоцируется в Брюсселе /Бельгия/.

По социологии отклоняющегося поведения и социального контроля. Изучает причины конкретных преступлений, связанных с личностью правонарушителей.

В 1993 Г. решением Совета глав правительств стран СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ как постоянно действующий орган. Основными задачами Бюро являются: сформирование специализированного банка данных и предоставление информации об этих деяниях в соответствующее МВД, содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких стран, а также выработка рекомендаций по борьбе с международной преступностью.

Следует отметить деятельность таких гуманитарных организаций, как Международная ассоциация помощи заключенным. Международная амнистия. Армия спасения. Международная федерация прав человека.

Успешно функционируют и неправительственные организации юридического профиля:

"Международная ассоциация юристов-демократов"

"Международная комиссия юристов'

"Международная федерация жещин-юристов"

"Международная ассоциация судей по делам несовершеннолетних" и т.п.

Единственной международной организацией, принимающей непосредственное участие в борьбе с международной преступностью уголовного характера, является: Международная организация уголовной полиции, которая больше известна под названием "Интерпол".

И Н Т Е Р П О Л

Была создана в 1923 г. как международная комиссия уголовной полиции /МКУП/ для координации борьбы различных стран с общеуголовными преступлениями. В 1938 г. она практически прекратила, свое существование вследствие оккупации Австрии фашистской Германией.

В современном виде воссоздана в 1946 г. Устав ИНТЕРПОЛА вступил в силу в 1956 г. С 1982 г. ИНТЕРПОЛ получил в ООН статус Международной межправительственной Организации.

Основные цели ее сформулированы в ст. 2 Устава:

обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов /учреждений/ уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе "Всеобщей декларации прав человека"

создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью

Устав запрещает любое вмешательство Организации уголовной полиции в деятельность политического, военного, религиозного идя расового характера.

Высшим органом Организации является Генеральная Ассамблея, в которой представлены все государства /представители всех стран-членов/. Количественный состав нигде не оговорен.

Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время на разных континентах и в разных странах. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств - рекомендательными.

Кроме сессий представители государств-членов организации проводят Региональные конференции по вопросам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи.

Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решению, согласовываются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе.

В период между сессиями Генеральной Ассамблеи высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом является исполнительный комитет во главе с президентом.

Исполнительный комитет следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии.

Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента /на 4 года/, трех Вице-президентов /на 3 года/, которые должны представлять разные страны и континенты /Азию, Америку, Африку и Европу/ и девяти делегатов.

Президент Исполнительного комитета ИНТЕРПОЛА фактически является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи.

Заседания Исполнительного комитета проводятся не менее одного раза в год. Все решения принимается большинством голосов.

При выполнении своих функций члены Исполнительного комитета действуют как представители ИНТЕРПОЛА, а не как представители своих стран

Постоянно действующий орган - Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, который проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета. Он действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центр, обеспечивает административное руководство ИНТЕРПОЛОМ, готовит необходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях ГА и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с Президентом.

Возглавляет его Генеральный секретарь, который назначается ГА сроком на 10 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это главная фигура ИНТЕРПОЛА в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами.

С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для решения чисто региональных проблем с незаконной торговлей наркотиками на континенте, другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. В числе других органов есть специальные отделения, в частности, для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составе секретариата действуют 4 отдела:

административный

полицейский

научно-исследовательский

технического обеспечения

Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела, который координирует сотрудничество полицейских органов - членов ИНТЕРПОЛА в борьбе с международными преступлениями. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконным оборотом оружием, международным терроризмом. В другом подотделе обрабатывается информация об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, чеков, облигаций и т.д.

Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств.

Своеобразием ИНТЕРПОЛА по сравнению с другими международными организациями является то, что в структуру его органов входят Национальные центральные бюро /НЦБ/ государств-членов. Они является центрами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью, опорными пунктами на местах, поддерживают деловые связи с судом, прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом.

 

Осуществление международного сотрудничества в рамках ИНТЕРПОЛА. Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои документы грифом "Интерпол” поступают к руководителю НЦБ данной страны /а не в МИД или другое ведомство/. Руководитель НЦБ без промедления в приказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку выполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.

Международное сотрудничество в рамках Интерпола осуществляется на основе специальных принципов:

В сотрудничестве могут участвовать не только НЦБ, но и все другие органы и организации государства, ведущие борьбу с преступностью.

Сотрудничество государств должно быть поставлено на прочную международно-правовую и организационную основу. В этой связи Устав Интерпола предусматривает создание и функции НЦБ, которые на практике обеспечивают круглосуточное и непрерывное сотрудничество.

Сотрудничество должно быть проникнуто духом взаимности и обязательности для каждого полицейского органа, четкого выполнения всех поступающих в его адрес от партнеров по кооперации и Генерального секретариата запросов, поручений, просьб.

Сотрудничество должно осуществляться только по уголовным делам о международных общеуголовных преступлениях. Ст. 3 Устава требует отказа в помощи по делам политического, религиозного, военного или расового характера.

Сотрудничество не должно замыкаться сферой карательной деятельности уголовной полиции государств и Интерпола. Их деятельность призвана, кроме того, содействовать предупреждению правонарушений путем активного участия в правовом воспитании населения и утверждении принципа неотвратимости уголовной ответственности.

Сотрудничество в борьбе с преступностью должно регламентироваться не только нормами Устава и регламентов Интерпола, но и дополняться нормами уголовного, уголовно-процессуального, исправительного и других отраслей национального права.

 

Основные направления деятельности Международной уголовной полиции:

Уголовная регистрация. Организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации преступников и преступлений существует два вида регистрации: общая /объект - сведения о международных преступниках и преступлениях; специальная /фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников/.

По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки:

алфавитная картотека всех известных: международных преступников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности;

картотека словесного портрета преступников, где изложены сведения о внешности преступников по 177 показателям;

картотека документов и названий;

картотека преступлений и способов их совершения;

дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации;

картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица и рисунки по видам преступных "профессий" /гостиничный вор, фальшивомонетчик и т.д./

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений; лиц, пропавших без вести; похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства.

В случае успеха при розыске преступника, его задерживают и водворяют под стражу, после чего производятся переговоры о выдаче его /экстрадиции/ государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

Различают три вида розыска:

обычный, при котором собранные документы орган расследования направляет в НЦБ своей страны с просьбой о розыске бежавшего за границу преступника. Здесь просьба проверяется, составляется "красный циркуляр" /специальный бланк с красной эмблемой/, и далее он рассылается в НЦБ всех или некоторых стран - членов. "Красный циркуляр" обязывает полицию действовать без промедления, служит приказом об аресте разыскиваемого лица. В случае задержания и ареста НЦБ немедленно уведомляет Генеральный секретариат и НЦБ страны - инициатора розыска.

срочный розыск организуется по "горячим следам". Отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный секретариат и направляются НЦБ через специальные радиосеть Интерпола в НЦБ государств, куда сбежал или смог бы бежать преступник.

смешанный розыск, при котором секретариат Интерпола рассылает два скрепленных вместе циркуляра: "красный и зеленый" с пометкой: "В других странах следить за его перемещениями и деятельностью

3. Международный розыск лиц, пропавших без вести. На разыскиваемого заполняется "синий циркуляр". Кроме обычных сведений здесь приводится фотография разыскиваемого, описание внешности, номер досье, в котором Генеральный секретариат собирает документы о его розыске. Обычно розыск начинаются проверкой по картотеке неопознанных трупов.

4. Международный розыск похищенных ценностей. К ним относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства, археологические ценности, оружие и т.п.

Эта работа тесно связана с Международным советом музеев и ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза и вывоза, и передачи права собственности на культурные ценности /1970 г./ и Конвенции об охране всемирного, культурного и природного наследия /1972 г./.

Генеральный секретариат ведет учет всех хищений художественных ценностей и лиц, принимавших участие в совершении этих преступлений. Для эффективности розыска Интерпол издает специальные бюллетени, где изложен перечень разыскиваемых произведений и их фотографии, которые рассылаются в страны-участницы.

Организуются специальные службы по розыску произведений искусства в структуре полицейских и таможенных служб, составляется картотека похищенных ценностей.

Деятельность Интерпола не ограничивается регистрацией и международным розыском. Устав наделяет Генеральный секретариат Интерпола полномочиями технического и информационного центра всей организации.

 

Основные формы обмена информацией и технической деятельностью.

Сбор и обобщение статистических данных о преступности в каждой стране и отдельно о международных преступлениях. По результатам обобщения сведений о международной преступности Генеральный секретариат ежегодно предоставляет Генеральной Ассамблее отчеты.

Оказание технической помощи по просьбе НЦБ заинтересованных стран. Окончательное решение принимает Исполнительный комитет Интерпола.

Организация международных полицейских выставок с интервалом 10 лет. Цель - ознакомить сотрудников полицейских служб с современными методами раскрытия, подавления, предупреждения преступлений; с последними достижениям криминалистики, техническими средствами; показать современное вооружение полиции; ознакомить с законодательством о прохождении службы в передовых странах.

Научно-исследовательская работа осуществляется в рамках научно-исследовательского отдела Генерального секретариата.

Основные направления этой деятельности:

сбор и распространение информации об исследованиях в области уголовного права, криминалистики, криминологии, о тематике научных исследований в различных странах-членах Интерпола;

распространение научного передового опыта.

Сотрудники Интерпола не выполняют сугубо полицейских функций. Они подразделяются на две категории:

офицерский корпус /от лейтенанта до майора/ и

обслуживающий персонал /секретари, машинистки, операторы картотек, фотографы, переводчики и т.д./

Интерпол издает Международное обозрение уголовной полиции, бюллетень “Подделки и подлоги” и различные справочные издания.

Россия является полноправным членом Интерпола. Функции НЦБ возложены на подразделения МВД Российской Федерации, осуществляющие борьбу с уголовной преступностью.

Несмотря на короткий срок /с 1990 г./ сотрудничество НЦБ РФ налажено с полицейскими службами более 50 государств. Деятельность НЦБ РФ способствовала раскрытию целого ряда преступлений международного характера, в том числе 10 убийств, 71 краж, 25 похищений автотранспорта, 43 случая подделки документов, 219 преступлений в сфере экономики.

Установлено и идентифицировано 578 лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, 28 без вести пропавших лиц.

Вывод:

НЦБ Интерпола совместно с другими службами криминальной милиции принимает активное участие в предупреждении и раскрытии транснациональных преступлений. При этом в качестве приоритетного направления рассматривается борьба с деятельностью организованных криминальных групп, имеющих международные связи, а также преступлениями в сфере экономики, наркобизнеса, кражами и контрабандой автотранспорта, культурных ценностей. Именно на этих направлениях и удалось достичь определенных положительных результатов.

5. Правовая помощь по уголовным делам и выдача преступников /экстрадиция/

Проблема выдачи преступников в современном международном праве. Эффективность международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью во многом зависит от степени правового регулирования и организационной обработки процедур его реализации.

Для унификации правил оказания такой взаимопомощи Генеральная Ассамблея ООН в 1990г. одобрила Типовой договор о правовой помощи по уголовным делам, в котором регулируются содержание и исполнение запроса, порядок получения документов, доступа к арестованным лицам для получения доказательств, обысков, задержаний и др.

В нем 19 статей и рассмотрены вопросы:

соблюдения конфиденциальности;

вручения документов;

передачи лиц, содержащихся под стражей, для дачи показаний;

обеспечения безопасности;

расходов и т.п.

Например, в ст. 1 “Сфера применения” сказано, что такой Договор может включать:

Получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц;

Предоставление задержанных лиц для дачи показаний;

Предоставление судебных документов;

Проведение розысков и арестов имущества;

Обследование объектов и участков местности;

Представление информации и вещественных доказательств;

Предоставление оригиналов и заверенных копий документов.

Договор не применяется:

Для ареста или задержания лица с целью его выдачи;

Передачи заключенных для отбывания наказания;

Передачи разбирательства по уголовным делам;

Обеспечения исполнения в запрашиваемом государстве судебных решений, вынесенных в запрашивающем государстве, за исключением случаев, когда это допускается законодательством запрашиваемого государства…

См. текст “Международное сотрудничество в области прав человека” М., 1993.

В узком смысле слова этот институт включает в себя только те правовые нормы, которых касаются решения процессуальных вопросов, с целью достижения целей уголовного правосудия. Например: Договор о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам РФ с Болгарией, Венгрией, Грецией, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией.

Рамочным документом явился Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия.

В широком смысле этот институт включает в себя кроме вышеуказанных вопросов еще и выдачу преступников (хотя это самостоятельный институт – экстрадиция). Например, Договор между РФ и КНР о выдаче. Подписан в 26.06.95 г. в Москве вступил в силу в декабре 1996 г.

Среди многочисленных направлений сотрудничества выдача преступников занимает особое место благодаря своей широкой распространенности. Существует огромное количество определений института выдали преступников. Например: "Выдача является актом, по которому государство передает лицо, обвиняемое в совершении преступления или деликта или осужденное, государству, которые имеет право его судить и наказывать" или "Выдача, преступников - это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания".

Однако при всем разнообразии определений можно выделить следящие черты института выдачи преступников:

Все вопросы, связанные с выдачей, входят в компетенцию государства. Только государства издают законы о выдаче, заключают договоры, осуществляют практическую деятельность.

Субъектом выдачи является физическое лицо, не находящееся на территории государства, требующего выдачу.

Выдача предполагает последующее уголовное наказание выданного лица.

Выдача возможна только после совершения преступления.

Правонарушения, которые влекут за собой административную или гражданскую ответственность не могут служить основанием для требования о выдаче какого-либо лица.

Таким образом, выдачу преступников - экстрадицию - можно определить как процедуру, согласно которой то или иное государство, под чьей уголовной юрисдикцией преследуется лицо, запрашивает и получает его у страны, где это лицо скрывается, с целью предания суду или исполнения наказания.

В международной практике борьбы с преступностью реализация экстрадиции является наиболее сложной проблемой, т.к. данная процедура непосредственно затрагивает государственный суверенитет. Возникает ряд вопросов:

Выдача - это право или обязанность государства?

Возможна ли выдача без договора?

В настоящее время общепризнанной является точка зрения, что это право государства. Каждое государство в силу своего территориального верховенства обладает правом решать вопрос о наказании лиц, находящихся на его территории. Обязанность выдачи наступает только при наличии договора, да и то с большими оговорками. Что касается проблемы выдачи в отсутствии договора, то можно утверждать, что каждое государство вправе поступать по своему усмотрению в этом случае.

Правовые основания экстрадиции. Существуют следующие источники экстрадиционного права /правовые основания выдачи преступников/:

Международные конвенции. Они предусматривают применение экстрадиции к виновным в совершении правонарушений, предупреждение и пресечение которых является предметом международных соглашений. /Например, Конвенция о выдаче преступников, подготовленная в 1957 г. Европейским Советом по рекомендации ООН/

Двусторонние и многосторонние договоры об экстрадиции или оказании правовой помощи по уголовным делам. В соответствии с ними государства принимает на себя обязанность на взаимную экстрадицию согласно определенным условиям.

Нормы национального законодательства, где государство определяет общее право экстрадиции так, как оно его понимает в одностороннем порядке. Национальные законы по этой процедуре могут быть разделены на две категории:

Национальный закон прямо связывает применение экстрадиции с наличием договора между несколькими заинтересованными сторонами. При этом компетентные власти могут дать согласие или потребовать экстрадиции только в том случае, если государство связано договором с заинтересованной страной

Национальный закон разрешает соответствующим властям давать согласие на экстрадицию, когда о ней просит страна, с которой нет договора.

Принцип взаимности. Когда, отсутствуют вышеуказанные источники, экстрадиция может быть результатом акта вежливости одного государства по отношению к другому. В практике международной борьбы с преступностью эта форма применяется редко.

Условия выдачи. Итак, на основании вышеизложенного можно выделить следующие условия выдачи преступников:

Если совершенное деяние предусмотрено договором обоих государств о выдаче. Во всех подобных соглашениях, как правило, закреплены основные принципы-обязательства государств по борьбе с преступностью /уголовно наказуемы противоправные действия, предусмотренные в международном соглашении независимо от того, где они совершены, против кого направлены и какое гражданство имеет преступник; оказание взаимной помощи в розыске и задержании преступника, а также в розыске и возвращении похищенного; предание суду или выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления; оказание правовой помощи при дознании и следствии/

Если выдаваемое лицо будет судимо только за данное преступление, /которое фигурировало в требовании о выдаче/

Если за совершенное преступление к выданному лицу не будет применена смертная казнь, не предусмотренная законами выдающего государства /смертная казнь должна быть заменена другим наказанием/

Если выдаваемое лицо не будет судимо по делам частного обвинения или за совершение политических преступлений, а также, если лицу не было представлено право убежища. Определение характера преступления - дело внутренней компетенции государства, на территории которого находится данное лицо. Это общепризнанная норма международного права, находящая широкое отражение в договорной практике

Если деяние наказуемо по уголовным законам обоих государств лишением свободы на срок более одного года /применение критерия тяжести преступления/.

Обычно выдаче не подлежат собственные граждане, это запрещает законы многих государств. Однако данную практику нельзя считать общепризнанной, т.к. несколько государств придерживаются противоположной точки зрения /Австралия, Великобритания, Индия, США, Канада/. Однако выдачу собственных граждан эти государства оговаривают определенными условиями:

а) наличием договора об экстрадиции

б) другая сторона должна придерживаться такой же практики

в) выдача должна осуществляться только на основе взаимности

Несколько иной практики в отношении выдачи собственных граждан придерживаются государства в том случае, если гражданство было получено определенным лицом уже после совершения преступления, за которое предусмотрена выдача. Как правило, такие лица выдаются.

Если поступает требование о выдаче гражданина третьего государства, то препятствия в экстрадиции не имеется и каждое государство поступает в соответствии со своими нормами. Практика свидетельствует, что государства выдают граждан третьих стран.

Процессуальные вопросы и порядок экстрадиции. Различаются три вида экстрадиции:

Прямая - путем передачи требуемого лица государством "А" государству "Б", при которой лицо пересекает границу между этими странами;

Транзитная - когда при выдаче лица государством "А" государству "Б", оно пересекает территорию третьих стран;

Реэкстрадиция - государство "А" получает лицо, требуемое государством "Б", только в результате его предшествующей экстрадиции из государства "С" в государство "А"

Выдача преступников чаще всего осуществляется дипломатическим путем, однако, возможны и непосредственные отношения между Министерством юстиции и другими высшими правовыми органами заинтересованных государств. Иногда выдачи требует не одно государство, а несколько. Международная практика отдает предпочтение государству места совершения деликта или же государству, на территории которого совершено наиболее тяжкое преступление, учитывая при этом дату получения требования о выдаче.

Каждое государство самостоятельно решает вопрос о наделении конкретных органов правомочием в случае выдачи преступников.

Как правило, этими полномочиями наделяется судебные или административные органы. Применение экстрадиции может быть эффективным, если все этапы данной процедуры отработаны с достаточной четкостью. Основной гарантией этого является успешное прямое сотрудничество национальных правоохранительных аппаратов и, в первую очередь, национальных центральных бюро Интерпола, службы криминальной полиции, а также судебных властей и прокуратуры.

Несмотря на различия в законодательствах, обычаях, организационно-правоохранительных основах работы систем борьбы с преступностью, тактике и методах работы полицейских сил в различных государствах, экстрадиция применяется довольно часто. По данным Интерпола, ежедневно с помощью такой процедуры задерживается около тысячи преступников...

Международное сотрудничество по борьбе с преступностью не замыкается на решении только юридических проблем, оно охватывает многие аспекты социальной жизни государств, касается нужд современного международного развития, отвечает принципу мирного сосуществования. В этом его прогрессивное значение!

Вывод:

В рамках международного сообщества борьба с преступностью ведется не только с помощью применения национальных уголовных и других законов, нередко возникает необходимость в получении правовой помощи от правоохранительных органов сопредельных или других государств, что обусловило широкое распространение специальных двусторонних договоров о правовой помощи по уголовным делам.

Правовая помощь по уголовным делам, как правило, включает в себя производство обысков; изъятие и передачу вещественных доказательств; вручение документов; проведение экспертиз; допросов свидетелей, обвиняемых, экспертов и других лиц; предоставление сведений о судимости лиц, осужденных ранее судами данного государства; пересылку отпечатков пальцев и т.п. Подробно регламентируется выдача преступников (экстрадиция). Поручение об осуществлении того или иного оперативно-розыскного или следственного действия оформляется в письменном виде и с соблюдением целого ряда закрепленных в договоре формальностей.

Заключение

Борьба с преступностью – внутренняя функция государства. Она ведется на основе национальных законов специальными правоохранительными органами.

Однако условия борьбы с национальной преступностью в настоящее время существенно осложняются ростом таких преступлений, которые представляют опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества и требуют совместных усилий и повседневного сотрудничества государств. Терроризм, коррупция, незаконная торговля наркотиками, фальшивомонетничество и другие международные уголовные преступления получают все большее распространение. Поэтому проблема преступности, считавшаяся еще недавно внутренним делом государства, уже не может решаться правительствами на индивидуальной основе.

Сегодня выделяют два вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: договорно-правовой или конвенционный механизм, путем заключения специальных соглашений, и институционный механизм в рамках международных организаций.

На универсальном уровне этими вопросами призвана заниматься ООН в лице своих главных органов. Работа же по координации сотрудничества государств в борьбе с преступностью возложена на ЭКОСОС. В его системе функционирует ряд вспомогательных органов. К ним относятся: Комиссия по правам человека, Комиссия по наркотическим средствам, по международному терроризму, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию и др.

Единственной международной организацией, принимающей непосредственное участие в борьбе с международными преступлениями уголовного характера, является Международная организация уголовной полиции “Интерпол”.

Россия, будучи правопреемницей Союза ССР, является полноправным членом Интерпола. На основании его Устава и российского законодательства принято Положение о национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации. В системе МВД России создано и укомплектовано НЦБ.

Знание основных направлений и форм сотрудничества государств в борьбе с преступностью является необходимой составной частью профессиональной подготовки сотрудников ОВД, призванных всегда быть на передних рубежах борьбы с преступностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многостороннее сотрудничество по борьбе с преступностью в рамках ООН | Введение. Тема 14: Международное гуманитарное право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.