КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности руководителя
М. Шоу выделяет два типа способностей: общие (к ним он относит интеллект) и специфические (знания, умения и т. п.). Общие способности (или интеллект). Их связь с эффективностью исследуется на протяжении более чем четырех десятилетий. Еще в 60-е годы прошлого столетия американский промышленный психолог Е. Гизелли, обследуя группы менеджеров, заключил, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это означало, что наиболее эффективными оказывались руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки. Рассматривая роль интеллекта в лидерстве (руководстве), Р. Стернберг предположил, что в основе эффективного лидерства (руководства) лежит синтез трех факторов (или переменных) - интеллекта, креативности и мудрости. Ученый следующим образом раскрывает содержание каждого из них. Под интеллектом понимается сочетание академического (память и аналитические способности) и практического интеллекта. К креативности относятся умения, связанные с генерированием идей и получением результатов, характеризующихся: • относительной новизной, • высоким качеством, • соответствием решаемой задаче. Что же касается мудрости, то Р. Стернберг понимает ее как некоторое дополнительное качество, необходимое для успешной реализации интеллекта. Человек мудр, считает ученый, в той мере, в какой его интеллектуальные усилия опосредованы влиянием ряда важных ценностных факторов, например: • стремлением действовать ради общего блага; • стремлением к балансу интересов - своих, других людей, групповых и организационных; • стремлением учитывать характер среды функционирования, выбирая в зависимости от него тот или иной способ поведения - адаптацию к среде, изменение ее либо подбор новой среды. Наряду с практическим интеллектом в литературе называются и иные неакадемические (т. е. связанные с решением конкретных жизненных задач) формы интеллекта. В частности, две из них - социальный и эмоциональный интеллект - имеют непосредственное отношение к обсуждаемому здесь вопросу. По мнению ученых управленцы с высоким уровнем социального интеллекта обладают более тщательно разработанными перцептивными и поведенческими схемами (т.е. прототипами и моделями). Они лучше других членов группы «прочитывают» складывающиеся ситуации, более своевременно принимают адекватные решения и гораздо эффективнее остальных претворяют их в жизнь. Согласно С. Заккаро, руководители с высоким уровнем социального интеллекта способны к более точному восприятию требований организационных ситуаций и более адекватно реагируют на них. Эти руководители, полагает ученый, обладают более высокой социальной компетентностью, вследствие чего меньше вовлекаются в ситуации с высоким межличностным стрессом, а при столкновении с конкретным межличностным стрессом (в лице, например, непосредственного начальника) легче противостоят его воздействиям. По мнению Б. Баса социальный интеллект играет важную роль в способности лидера воодушевлять последователей и в построении взаимоотношений. По результатам обследования менеджеров разных уровней в 188 компаниях, в том числе и транснациональных, Д. Гоулмен пришел к выводу, что вклад эмоционального интеллекта в эффективность управленческой деятельности (она определялась показателями прибыльности подразделений фирм) вдвое превосходит соответствующий вклад таких факторов, как технические умения и IQ. Эмоциональный интеллект понимается Д. Гоулменом как способность эффективно управлять собой и своими отношениями и включает в себя четыре компонента: самоосознание, самоменеджмент, социальную осведомленность и социальный опыт. Содержательно каждый из этих компонентов раскрывается следующим образом. Самоосознание: • эмоциональное самоосознание - способность распознавать и понимать свое эмоциональное состояние, а также осознавать его влияние на выполнение работы, межличностные отношения и т. п.; • адекватное самооценивание - реалистическая оценка своих сильных и слабых сторон; • уверенность в себе - твердое, лишенное сомнений чувство собственной значимости. Самоменеджмент: • самоконтроль - способность контролировать негативные состояния и разрушительные импульсы; • надежность - постоянная демонстрация честности, порядочности; • приспособляемость - умение адаптироваться к меняющимся ситуациям и преодолевать препятствия; • ориентация на достижение - стремление соответствовать некоему внутреннему стандарту совершенства; • находчивость - готовность воспользоваться представившимся случаем. Социальная осведомленность: • эмпатия - умение ощущать эмоциональные состояния других людей, понимать происходящее с ними, проявлять активный интерес к их проблемам; • организационная осведомленность - способность ориентироваться в событиях организационной жизни, создавать структуры по выработке решений, управлять политическими процессами в организации; • сервисная ориентация - способность осознавать и удовлетворять запросы потребителей, клиентов. Социальный опыт: • визионерное лидерство - способность вызвать в людях подъем и воодушевить на выполнение мечты; • влияние - способность использовать разнообразные приемы убеждения; • развитие других - стремление развивать способности подчиненных посредством обратной связи и обучения; • коммуникация - владение навыками слушания и передачи четких, убедительных сообщений; • инициирование изменений - владение искусством инициировать новые идеи и вести людей в новом направлении; • управление конфликтом - способность снижать разногласия и содействовать выработке решения; • командная работа и сотрудничество - владение навыками кооперации и создания команд. Проблемой взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью лидерства занималась исследовательница Д. Джордж. Она выделяет элементы эффективного руководства в соотнесении с возможными влияниями эмоционального интеллекта руководителя: • развитие коллективного осознания целей и задач, а также представлений о путях их достижения - предполагается, что высокий уровень эмоционального интеллекта руководителя может способствовать выдвижению им вдохновляющего подчиненных видения конечного результата, стимулировать для его достижения позитивное настроение, большую креативность и гибкость, вести к более эффективному управлению собственными эмоциями; • содействие пониманию персоналом важности выполняемых рабочих заданий - предполагается, что высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет руководителю лучше понять рабочие проблемы подчиненных, вселить уверенность в возможности справиться с ними, возбудить в людях трудовой энтузиазм, породить оптимизм в отношении уровней личных достижений; • возбуждение и поддержание в организации как духа увлеченности, энтузиазма, уверенности и оптимизма, так йот-ношений сотрудничества и доверия - предполагается, что высокий уровень эмоционального интеллекта поможет руководителю верно сориентироваться в истинных настроениях людей (в отличие от демонстрируемых), подскажет выбор эффективных средств влияния, позитивно отразится на психологической атмосфере в организации (в частности, на качестве отношений с подчиненными); • проявление гибкости в принятии решений и адаптации к организационным изменениям - предполагается, что высокий уровень эмоционального интеллекта, выражающийся в познании руководителем своих эмоций и управлении ими, поможет ему находить эффективные подходы к решению возникающих проблем и осуществлять успешные перемены в организационной жизни; • установление и сохранение осмысленной организационной идентичности - предполагается, что высокий уровень эмоционального интеллекта поможет руководителю эффективно задействовать такие существенные с точки зрения управления настроениями работников элементы организационной культуры, как нормы, ценности, организационные символы, истории, мифы и т. п., вызывая у людей чувство единения с организацией, способствуя их осмысленному вхождению в организационную культуру, усиливая идентификацию с организационной реальностью. Специфические (или специальные) способности. Следуя классификации М. Шоу, к ним можно отнести разного рода специальные умения. Г. Юкл и Д. Ван Флит называют три, по их мнению, основные категории таких умений: технические, концептуальные и интерперсональные. Что весьма существенно, эти умения позитивно связаны с эффективностью управленческой деятельности. Содержательно они выглядят следующим образом. Технические умения предполагают: • знание различных видов выпускаемой продукции и предоставляемых услуг; • знание рабочих операций, технологических процессов и оборудования; • знание рынка, клиентов и конкурентов. Концептуальные умения включают способность: • анализировать сложные явления, улавливать намечающиеся тенденции, осознавать перемены, формулировать проблемы и находить пути их решения; • вырабатывать креативные, практичные решения проблем; • концептуализировать сложные идеи и использовать модели, теории и аналогии. Интерперсональные умения заключены в способности: • понимать межличностные и групповые процессы; • расшифровывать мотивы, чувства и установки людей, проявляя, в частности, эмпатию и социальную сензитивность; • поддерживать с людьми отношения сотрудничества, используя такт, дипломатичность, навыки разрешения конфликта; • осуществлять речевую коммуникацию и убеждать других.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |