![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Тема 1. Культура речи как особая теоретическая дисциплина
Тема 1. Культура речи как особая теоретическая дисциплина. Лекция 1.
Возрастающий интерес к русскому языку и повышенные требований к форме речи в наши дни знаменуют собой новый этап в культурном развитии нашего общества.
Все более укрепляется в сознании индивида то, что речь человека – это отражение его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности. И, наоборот, «языковая малограмотность, - как еще говорил М.Горький, - всегда является признаком низкой культуры». Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство. Снижение уровня речевой культуры разных слоёв русского общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования.
Осознание важности литературного языка и обеспокоенность за его «судьбу» ведут к необходимости формирования целенаправленной языковой политики.
Наблюдения последних лет показали, что абитуриенты, как правило, имеют невысокую языковую культуру и не владеют навыками грамотного письма. Поэтому и коммуникативная компетенция многих выпускников вузов далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере.
В соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения студенты, в том числе, и дефектологических факультетов обязаны изучать дисциплину «Основы речевой культуры дефектолога».
Непременная составляющая национального самосознания человека- чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.
Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.
Сегодня интерес к родному русскому языку становится осознанной необходимостью для молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Языковая подготовка студентов, знание языка, его законов, заложенных в нём возможностей, знание риторики - искусства владения речью призвана решать не только обучающие, но и воспитательные задачи.
Всё сказанное выше определяет цель нашей дисциплины - дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки делового общения.
Основные цели и задачи курса.
Цель: развитие языковой и коммуникативной компетенции студентов и формирование у них готовности к эффективной коммуникации в различных сферах профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины: 1. Ознакомить с основными подходами к изучению современных проблем русского языка и культуры речи.
2. Обозначить роль культуры речи в выработке навыков использования языковых средств в процессе речевого общения, в формировании сознательного отношения к их применению в речевой практике.
3. Познакомить с основными качествами речи.
4. Дать понятие литературного языка, признаки литературного языка. Понятие - языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная речь – как разновидности литературного языка. 5. Раскрыть нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |