Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский язык в современном мире




Основные подходы к изучению современных проблем русского языка и культуры речи. Роль культуры речи в выработке навыков использования языковых средств в процессе речевого общения, в формировании сознательного отношения к их применению в речевой практике.

Связь с другими науками.

 

 

Для освоения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» студенты используют знания, умения и навыки, полученные ими в процессе довузовского изучения русского языка (школа, колледж и т.п.).

 

 

Дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога» является предшествующей по отношению к изучению специальных методик обучения языку и развития речи, дисциплины «Русский язык с основами языкознания». Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога», необходимы для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

 

 

За свою многовековую историю русский язык никогда не испытывал таких значительных преобразований, как в 20-м столетии. Это связано с коренными политическими, экономическими, культурными изменениями, которые происходили в нашем государстве, в том числе, в конце 20-го века.

Период перестройки значительно повлиял на «судьбу» русского языка, его лексикон.

 

 

Так в бывших союзных и автономных республиках наблюдалась тенденция к сокращению влияния русского языка, его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения. Национальные республики, проникнутые идеей независимости, начали искать национальные корни в языке, литературе, истории и т.д. Появилось много художественной литературы на национальном языке (Беларусь, Украина, Молдова и др.).

 

Однако, жизнь вносит свои коррективы. В постперестроечный период становится очевидным, что русский язык необходим, как для народов России, так и для стран Союза Независимых Государств.

Русский язык - это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближайшем зарубежье. В настоящее время русский язык - один из языков европейского и мирового значения.

 

Трезвое, адекватное отношение к русскому языку, понимание его значения для народов суверенных государств, для развития их культуры, экономики, торгово - промышленных отношений в наши дни определяют языковую политику.

 

Существование языка немыслимо без постоянного обогащения, развития словарного состава, самой его подвижной части. Особые изменения словаря происходят в периоды коренных социальных изменений. Однако каждый такой период имеет свои особенности.

Если интенсивное обогащение словарного состава остаётся общей чертой для всех эпохальных периодов в жизни народа, то различными бывают источники его пополнения, способы образования новых слов, пути развития словарного состава.

 

Главным источником развития русского языка, его обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа и, прежде всего, поколений русских и российских деятелей науки, политики, техники, культуры и литературы, благодаря чему он стал высокоразвитым, богатым, раскрытым в своих потенциях, упорядоченным, стилистически дифференцированным, исторически сбалансированным языком, способным обслуживать все потребности - не только национальные, но и общечеловеческие.

Новая лексика наших дней отражает все сферы жизни современного общества: его политику, государственное устройство, идеологию (госструктура, авторитаризм и др.); экономику (бартер, бизнес- центр и др.); медицину (иглорефлексотерапия, хоспис и др.); религию (иеговизм, кармический и др.); науку, технику (клон, килобайт, нана-технологии и др.); быт (йогурт, миксер, блендер, кейс и др.). В нашей профессиональной лексике встречаются такие слова, как контаминации, слова-бленды и т.д.

 

И, в то же время, помимо новых слов, возвращены к жизни многие слова, которые, казалось, навсегда забыты или находились в пассиве: гимназия, трест, департамент и др. Обогащение словаря русского языка происходит и в результате появления новых значений у старых слов. Процессу пополнения словаря противостоит процесс выбывания слов из словарного состава русского языка.

 

Следовательно, изменения происходят не только в языке, но изменяется и отношение к языку как к средству выражения мысли, к слову как содержательной единице, несущей информацию.

 

 

В наши дни в языке происходит разрушение двух лексических систем, сформировавшихся в советскую эпоху и вызванных стремлением советских идеологов подчеркнуть полярность капиталистической и социалистической действительности. Подтверждением тому служит не только пресса, но и справочная литература, словари.

 

 

На рубеже ХХ -го и ХХ1-го веков наблюдается демократизация языка (упрощение), которая достигла таких размеров, что правильнее назвать этот процесс либерализацией, а ещё точнее - вульгаризацией. Оригинальным подтверждением вульгаризации языка служит мысль, высказанная одним общественным деятелем: «Для оценки положения в стране нет слов! Остались одни выражения!».

 

В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится ещё одна проблема, проблема языка как средства общения, проблема речи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.