КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ любого интерьера показывает, что в его художественном построении можно выделить три относительно самостоятельные подсистемы
Заполнение - элементы благоустройства, городского оборудования, произведения монументально-декоративного искусства, информационные устройства, отдельные ландшафтные элементы и даже люди и автомашины, насыщающие интерьер города своими формами, движением, создающие дополнительные членения планшета или ограждения. Поэтому в основу систематизации открытых городских пространств следует положить особенности их материально-физических форм, на которых базируется все разнообразие художественных впечатлений от городской среды. Вопрос сводится к выбору критерия формообразования. В результате образ городской среды — этот символ своеобразия города или его района — складывается как калейдоскопическая непрерывно меняющаяся картина, вобравшая в себя и архитектурные, и природные приметы города, стиль и темп его жизни, меру и завершенность убранства и благоустроенности его улиц и площадей. Простейшей формой городского интерьера следует считать единичный, относительно изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспринять единовременно. Таковы площадь, перекресток улиц, двор, отрезок магистрали. Комбинации отдельных объектов зритель осваивает разновременно, "порциями". Если при этом сохраняется активная связь прямых впечатлений от этих пространств, возникает следующая разновидность городского интерьера — система объектов, образующих несравнимый с исходными новый образСамый сложный уровень в этой иерархической последовательности — впечатление от района или города в целом. Синтетический "образ города" возникает при слиянии полученных в разное время представлений о всех его крупных ансамблях, характерных уголках, природных пейзажах. "Ярусная" структура восприятия среды города (отдельный фрагмент — вычлененная композиция локальных пространств — облик города в целом) — весьма существенная черта его архитектурно-дизайнерской организации Однако при всей сложности проектного прогноза ее высшей формы — "образа города" — надо помнить, что суммируется он из вполне поддающихся вычленению и анализу самостоятельных "атомарных" актов средового формообразования, охватываемых двумя "нижними" уровнями восприятия городского интерьераПространственное строение городской среды составляется из множества средо-вых объектов и систем и практически повторяет сформированную по законам архитектуры и градостроительства структуру открытых пространств города ("каркас", образованный уличной сетью, ландшафтной опорой, расположением общественных центров, и "ткань" — застройка, здания и сооружения, заполняющие ячейки "каркаса"). Функциональная типология форм городской среды в целом калькирует общесредовые закономерности (объекты и системы производственные, жилые, рекреационные, общественных центров, коммуникационные русла и узлы), но тектонические особенности строения открытых пространств, их масштаб вносят сюда свои коррективы, Во-первых, большинство "городских интерьеров" сливаются, "перетекают" друг в друга, составляя непрерывную цепь разных "полей деятельности" и впечатлений. Это ставит перед проектировщиками специальные задачи: а) уметь "разделить" средствами архитектуры и дизайна облик соседних, сливаю б) знать приемы "соединения", гармонизации не только функциональных процес в) уметь организовать совокупность рядом лежащих фрагментов города как еди-ную функциональную и художественную композицию, со своими акцентами и кульминациями. Во-вторых, размер даже "стандартных" цельных открытых пространств столь велик, что в их границах, помимо прямых функций (например; коммуникация, торговля), всегда появляются дополнительные (отдых, информация) со своим наполнением; при этом для зрителя главным в облике площади становится не ее общее ограждение (застройка), а предметное наполнение ближнего плана, формирующее данную функциональную зону. Кроме того, большой размер городских пространств диктует и особые приемы его дизайна — от организации водостока до приемов освещения. В третьих, прямое воздействие на городскую среду погодных условий предопределяет, помимо активного использования в ее благоустройстве т.н. ландшафтного дизайна и связанных с ним малых архитектурных форм, корректировку микроклимата среды с помощью планировочных средств и объемных устройств (ветрозащитных стенок, солнечных "ловушек" и т.п.), что требует особых дизайнерских знаний. Наконец, специфика городской среды предопределяет использование в дизайне ее предметного наполнения большого количества единых для всего города стандартных решений и элементов — из соображений экономических и эстетических (единый дизайн общих для всего города деталей среды помогает соединить в ансамбль разнородные интерьеры города).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКРЫТЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВ Сегодня не.существует общепринятой системы классификации открытых городских пространств. Объясняется это исключительной сложностью самого объекта — городского интерьера, который, как и "каждое произведение художественной архитектуры является единым и цельным организмом, в котором объединены функциональные, технические и формально идеологические моменты" Анализ практики средового проектирования открытых пространств показывает, что по мере наращивания на данной площадке градостроительной содержательности обогащается палитра планировочных элементарных единиц, из которых складывается ее поверхность, разнообразнее становятся приемы собираюшие их в цельную конструкцию. Открытое городское пространство как бы "набирается" из отдельных подпространств, функциональных площадок, специализированных ' по назначению, характерных по обработке поверхностей и оборудованию. Наличие разнообразных комбинаций этих структурных элементов — отличительный признак строения любого городского интерьера, а степень сложности таких комбинаций, уровень организации всей планировочной структуры можно рассматривать как ведущий критерий его классификации. Если выстроить все виды городских интерьеров, независимо от их назначения, художественного качества и принципов композиции в последовательный ряд, начинающийся с простейших по планировочной организации примеров и заканчивающийся наиболее сложными, развитыми по планировочной структуре объектами, то окажется, что они легко подразделяются на отчетливо различимые группы, каждая из которых определяется двумя признаками: принципом геометрической организации и уровнем сложности, отвечающих градостроительной значимости данного образования. Материальная, физическая основа данного архитектурно-пространственного фрагмента зависит от той роли, которую он призван играть в городском организме. При увеличении масштаба объекта, как правило, вырастает насыщенность функциональным содержанием, элементами синтеза искусств, усложняется его геометрическая и ландшафтная композиция, словом, всесторонне преобразуется, усложняется структура пространства. Отвлекаясь от всего многообразия возможных сочетаний, отбросив многочисленные переходные формы, можно выделить три характерных уровня градостроительной значимости, три "степени сложности" (категории, ранга) такого рода объектов. Подавляющее большинство относительно самостоятельных фрагментов городской среды относится к разряду "элементарных" пространств. Как правило, они включают 1—2 специализированные площадки, имеют размеры порядка 0,5— 1 га. Формы их чрезвычайно многообразны — перекрестки, небольшие площадки курдонеры перед зданиями разного назначения, жилые дворы и другие "заполнители" образованного застройкой городского каркаса, иногда играющие роль местных или специализированных акцентов в городской системе пространств. Из этих локальных образований Ш-ей категории (по предлагаемой классификации) и собирается большинство городских структур — прежде всего более сложные локальные объекты, Наиболее распространены среди "составных" образований городские интерьеры средней, П-ой категории, имеющие, условно говоря, районное значение. Они компонуются из 3—5 ячеек Ш-ей категории, что определяет их значительную расчлененность по функции, строению плана, комплексу формирующих элементов. Как правило, эти объекты, помимо "рядовых" компонентов структуры, имеют в своем составе выделяющиеся, доминантные единицы: крупные общественные здания, значительные произведения монументального искусства, оригинальные сооружения. Размеры площадок этого типа около 3—4 га. Существенным свойством объектов И-ой категории является их "монотемность" — они подчинены обычно одной композиционной теме, пространство их структурировано так, чтобы выявить эту тему. Функционально это — площади общественных зданий или комплексов, значительных инженерных сооружений, имеющие большую пешеходную и транспортную нагрузки. Высший ранг в классификации городских интерьеров занимают пространства 1-ой категории общегородского значения — крупнейшие городские площади. Они со- ставляются из элементов, соответствующих интерьерам Ш-ей и И-ой категорий, т.е. имеют сложное "многоуровневое" зонирование, вызванное большой общественной и художественной значимостью таких образований. Обычно в объекте 1-ой категории содержатся 5—7 "элементарных" ячеек, образующих 2—3 относительно самостоятельные зоны, соответствующие пространствам И-ой категории; габариты таких площадей измеряются сотням метров. Форма их часто неправильна, геометрически усложнена, можно даже говорить о цельно воспринимаемой совокупности отдельных пространственно наложившихся площадей, создавших вместе единый интерьер. Важный признак этих объектов — обрамление сложным ансамблем различного рода уникальных сооружений, построек, памятников, они полицентричны, многотемны, даже "полифоничны ", что и делает их композиционно-пространственную структуру столь неоднозначной. В городе пространства всех трех категорий спиваются в единую объемно-планировочную структуру, в пределах которой, помимо описанного класса локальных образований, можно выделить еще два класса геометрических сочетаний: линейные системы и системы дискретных взаимоувязанных пространств, Второй класс — линейные системы — объединяет объекты, восприятие которых основано на последовательном сложении ряда картин, нанизанных на продиктованную геометрией пространства общую ось движения: улицы, пешеходные трассы, водные артерии. Следует подчеркнуть, что образуются они из локальных единиц разного ранга, и в зависимости от того, какое количество единиц высших рангов войдет в такую систему, сама она будет принадлежать к тому или иному уровню градостроительной значимости. Объекты третьего класса имеют территориальный характер, к ним относятся различного рода специализированные городские территории — парковые ансамбли, спорткомплексы, жилые районы, промплощадки, а также системы городских площадей, разделенных застройкой, бульварами и т.д. Складываются эти образования из элементов локальных и линейных, а их восприятие осложнено еще более. Например, отдельные фрагменты расчлененной домами жилой территории далеко не всегда связаны порядком движения и не могут слиться в цельный зрительный образ непосредственно, как лежащие рядом отрезки улицы или разные стороны одной площади, но требуют воссоединения облика разных площадок по памяти. Таким образом, системообразующий признак этого классификационного ряда — геометрическая структура объекта — определяет, по мере усложнения, новые черты функциональной организации, более сложный характер восприятия и, в конечном счете, специфику образных характеристик объектов разных классов. Другими словами, именно значимость и геометрия данного открытого пространства являются ведущими критериями их классификации, поскольку главное их назначение в городе — коммуникация. Но принцип строения открытых пространств почти однозначно определяется этой укрупненной функцией. Например» в городе линейные системы улиц и площадей решают задачи пешеходно-транспортного движения, локальные пространства служат местом скопления людей или машин, концентрации "перекрестных" дополнительных видов деятельности — торговли, общения, которые так или иначе "окрашивают" законы формирования среды, продиктованные ведущей функцией. Важную роль в формировании города играет длительность становления и эксплуатации его пространственных форм, что также сказывается на их классификации» Все городские интерьеры — в зависимости от того, на каком этапе своего развития они находятся — делятся на четыре разновидности. Новый, формирующийся объект — наиболее динамичная форма, в которой не завершены становление пространства, художественной структуры, не определилась тематика архитектурных решений, но уже существует — в проекте или реально — часть его материально-пространственных компонентов, предопределяющих направленность будущего развития. Следующий этап становления городского интерьера — обживаемый объект. Большинство образующих его материальных систем — ограждений, планшета и заполнения — сложились, но отсутствие некоторых компонентов не позволяет полноценно воспринимать художественную структуру фактически функционирующего пространства, снижает впечатление от архитектуры. Этот этап характерен для многих новых районов современного города, где еще предстоит развернуть в полном объеме работы по благоустройству, озеленению, размещению декоративно-художественных^лементов, информационных устройств. Наиболее распространенной формой существования городских пространств являются так называемые стабильные интерьеры, в которых процесс формообразования завершен до последних деталей, например, в центральных районах исторических городов. Правда, устойчивость таких образований далеко не абсолютна — жизнь города вносит свои коррективы в их благоустройство, информационное обеспечение, меняет отдельные элементы архитектурного декора, даже сами здания, дополняет среду новыми монументально-декоративными произведениями. Но все это — в таких количествах, когда общее художественное построение пространства и условия его восприятия принципиально не меняются, т.е. сохраняется привычный сре-довой образ объекта. 3. КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Материально-пространственная база городского интерьера представляет собой сложное многокомпонентное образование. Реальные границы интерьера не всегда совпадают с его зрительным пространством, "полем восприятия"» которое может включать вторые планы и дальние панорамы; практически используемая поверхность земли, как правило, меньше ее физической площади и т.д. Чтобы исключить возникающие из-за этого трудности анализа и проектирования, все элементы открытых пространств надо рассматривать с одних позиций — их участия в построении воспринимаемой формы. Тогда городское пространство складывается из относительно небольшого комплекса материальных компонентов, поддающихся учету или измерению. Планшет — горизонтальная основа пространства городского интерьера — включает:площади, используемые пешеходами;площадки, отведенные транспорту, прежде всего движущемуся; прочие территории — газоны, акватории, технологические площадки и т.д. Ограждения {вертикальные границы пространства) делятся на: реальные — здания, сооружения, плотную зелень, создающие непроницаемые зрительные границы интерьера; "Материально-физические" составляющие среды городских интерьеров существуют не самостоятельно, а как часть их пространственной основы, т.е. особенности граничных объектов городского интерьера (членения, фактура, цвет и т.д.) должны рассматриваться как свойства не только ограждений или планшета, но как характеристики пространства, отнесенные формально к его границам, а фактически пронизывающие его, воспринимаемые в любой точке площадки. Другими словами, сознательно говоря о компонентах городского интерьера, архитектор характеризует само пространство, передает целое через его части. Материально-пространственные компоненты формируют художественный образ городской среды, создавая, по выражению Ле Корбюзье, те "моменты эстетического воздействия,...которые воспринимает наш глаз, — поверхности, формы, линии". Главная, ведущая подсистема — вычлененное всем комплексом ограждений пространство, которое характеризуется следующими параметрами: габаритами, от которых зависит размер приходящегося на каждого человека конфигурацией, которая влияет на ощущение цельности или расчлененности и
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |