Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №1:Государственная политика в образовании

Читайте также:
  1. I Политика военного коммунизма
  2. II Новая экономическая политика
  3. II. Государственный строй и внешняя политика
  4. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  5. II. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях
  6. II. Политика в отношении купечества
  7. III вопрос. Полевые работы при теодолитной съемке.
  8. III. Внешняя политика династии Каджаров
  9. III. Внешняя политика Японии
  10. А. Вопросы
  11. А. Вопросы
  12. А. Вопросы

Современная культурная политика в России.

Перспективные пути реформирования социальной защиты населения.

Стратегия и приоритеты развития здравоохранения.

Государственная политика в образовании.

Основная литература

1. Антология мировой политической мысли: Политическая мысль в России. – М., 2010. Т.3.

2. Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. – М., 2008.

3. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. – М., 2009.

4. Социальная политика. / Под ред. А.В. Райкевича/. – М., 2011.

 

Дополнительная литература

1. Акимов А.К. Социальная политика: региональные аспекты. – Якутск, 2012.

2. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 2010.

3. Право социального обеспечения. – М., 2009.

4. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М., 2012.

5. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2011.

 

Образование — автономная система, имеющая относительную самостоятель­ность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и разви­тие общества. Как отрасль социальной сферы образование — это процесс и ре­зультат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важ­ная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непо­средственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в иоле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производст­ве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а сле­довательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает ус­ловия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образова­ния определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной об­разовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере явля­ется создание условий для реализации гражданами своих нрав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.



Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качествен­ного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.

Из доклада ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании мы можем отметить, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение дет­ской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды. Укрепление прав человека, улучшение международных взаимоотношений и обо­гащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей страте­гии в области образования, будут безрезультатны усилия, направленные на обес­печение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии.

В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, и все чаще го­ворят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции — формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, этот кризис проявляется в разных формах. Он проявляется в странах развитых и развивающих­ся, богатых и бедных, издавна славившихся своими учебными заведениями или с большим трудом создающих их сейчас. В конце XX в. ситуация стала в этом отношении еще тревожней. Констатация кризиса образования из научной литерату­ры перешла в официальные государственные документы и беспокойство государ­ственных деятелей. В отношении качества образования даже США, официально обеспокоенные ростом неграмотности учащихся в области науки и техники, опре­делили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис западно ролей с кого и американского образования, по мнению советских специалистов, считался зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризи­са отечественной системы образования не оспаривается, но кризисная ситуация не тождественна упадку. Россия бесспорно обладает рядом достоинств в сфере обра­зования, выделяющих ее из систем образования США и Европы. В России кризис образования происходит на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием кризиса нашего государства, всей социально-экономической и обще­ственно- политической системы.

За последние десять лет практически все промышленно развитые страны про­водили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем обра­зования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осозна­вать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали ре­формирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных на­правлений проводящейся в России в конце XX — начале XXI вв. реформы образований я можно выделить:

• демократизацию системы обучения и воспитания;

• гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

• компьютеризацию;

• интернационализацию процесса образования.

В настоящее время в России образовательная политика строится наследующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования в нашей стране:

• гуманистический характер образования;

• приоритет общечеловеческих ценностей;

• право личности на свободное развитие;

• единство федерального образования при праве на своеобразие националы
региональных культур;

• общедоступность образования;

• адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

• светский характер образования в государственных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

• демографический государственно-общественный характер управления и само­стоятельность образовательных учреждений.

В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, на вхождение в мировое образовательное пространство. Миро­вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи — доминирующая тенденция современности. Одно из следст­вий этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно уча­ствует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространст­во. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, глобализацией И интернационализацией культуры, с другой — желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудио­визуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохра­нения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются до­полнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, за­трагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образова­нию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают много споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхож­дению в мировую практику системы образования. Новой государственной соци­альной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с го­сударственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (ли­цеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бес­платного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирова­ние образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оп­лата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распреде­ляться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударствен­ными образовательными учреждениями. Привлечение инвестиций в сферу образо­вания, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования. Постановле­ниями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные об­разовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование

Проблемы развития образования в России

Расходы на образование увеличиваются год от года В 1998 г. из бюджета. выделено на эти цели 17,3 млрд. руб. В 1999 г. — 20,90 млрд., в 2000-м — 32 млрд. в 2001 году благодаря реформе образование должно получить почти 50 млрд. руб.

В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, кото, рую посещают около 4,5 млн, детей. Число их в связи с демографическим кризн, сом и финансовыми трудностями по оплате пребывания ребенка сокращается в среднем на 4,5% в год. Их посещает лишь 50% всех дегей дошкольного возраста (ранее —71%).

Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, зд 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической си­туацией и составило 65,9 тыс. школ (66,7 тыс.), в которых обучается 19,82 млн. че­ловек (21,1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов России.

В России в 1999 г. работало свыше 4 тыс. учреждений начального профессио­нального образования. В 2000 г. проводилась их структурная реорганизация в це­лях рационального использования их материально-технической базы и экономии бюджетных средств на содержание. В результате общее количество этих учрежде­ний в 2000 г. сократилось на 3,4% и составило 39! I учреждений, хотя общее число обучающихся не изменилось и составило 1,7 млн. чел.

Количество учреждений среднего профессионального образования к 2000 г. также не изменилось. 8 2000 г. принято учащихся 119,4 тыс. человек, что на 4.2% больше, чем в 1999. На платной основе учится на 3.6% учащихся больше, чем в 1999г.

Уникальной образовательной сферой охватывающей 68,9% общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в 2000 году около 95 тыс. человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей
С отклонениями в развитии. В обеспечении социальной защиты, адаптации и реа­билитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных)общеобразователь­ных школ. В образовательных учреждениях общего образования и начального
профессионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работни­ков. Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадицион­ных видов — лицеев, профессиональных лицеев, гимназий — достигло 2547 с об­щим числом обучающихся 1,7 млн. чел. Учреждения дополнительного образова­ния детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций
воспитания детей. Для начального профессионального образования введен новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образо­вательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.

Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тек денцил интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в выс­ших учебных заведениях страны значительно возросло. Сформировав авторитет­ные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответст­вии с научно-техническими и инновационными программами. В государственные учреждения высшего профессионального образования зачислено 586,1 тыс. студентов, из которых 67% будут обучаться на бюджетной основе, остальные — на условиях полного возмещения затрат на их обучение юридическими и физически­ми лицами. По сравнению с 1999 г. число студентов, принятых на бюджетную форму обучения возросло на 4,1 %, а на платную — на 49,8%.

В 2000 г. в соответствии С Указом Президента Российской Федерации «О под­готовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства» и Государ­ственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народно­го хозяйства Российской Федерации, осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руководящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учрежде­ниях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение осуществлялся на конкурсной основе.

В 1999/2000 учебном году 4926 чел. окончили обучение в российских образо­вательных учреждениях.

В организации программ зарубежной стажировки принимали участие Германия, Япония, США, Великобритания, Нидерланды. Италия, Канада, Швеция, Франция. Всего за эти три года обучения прошли зарубежную стажировку 4251 чел.

Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации, что вызы­вает возникновение большого числа проблем в этой сфере. На деятельность обра­зовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают

• социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит фи­
нансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

• неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематиче­ское неисполнение норм законодательства в области образования.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обу­чения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками. В субъектах Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Рос­сийской Федерации. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образова­тельных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживаю­щих в сельской местности, на получение качественного образования является осо­бенно большая проблема. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманиза­ция, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценно­стей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой и целью реформирования образования в России.

Основные цели и направления развития в области государственных и социальных гарантии обучающимся

Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной полити­ки. Правительство Российской Федерации В лице \<1инистерства образования РФ в качестве заказчика в октябре 1992 г. приняло Постановление об организации кон­курса на разработку Федеральной программы развития образования. Исполните­лями и соисполнителями стали органы государственной власти, государственные органы управления и образования, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм. Ра­бота над созданием и разработкой этой Программы осуществлялась вплоть до 1999 г. по плану мероприятий, одобренному Правительством Российской Федера­ции. После принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации с апреля 2000 [. Федеральная программа развития образования (Программа) в соответствии с За­коном Российской Федерации «Об образовании» является организационной осно­вой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональ­ными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенно­сти конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законо­дательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти, общество, система образования при реализа­ции Программы обеспечивают достижение следующих целей:

• предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального про­фессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного сред­него профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образо­вательных учреждениях в пределах государственных образовательных стан­дартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; i создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

·гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе фор­мирования мотивации необходимости образования и самообразования в тече­ние всей жизни;

· дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, ор­ганизационных и содержательных основ реализации государственной полити­ки в сфере образования;

·обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функциониро­вания и сбалансированного устойчивого развития системы образования в ин­тересах личности, общества и государства;

·сохранение и развитие единого образовательного пространства в Российской
Федерации с учетом особенностей многонационального государства;

·формирование системы демократического, государственно-общественного
управления образованием;

·совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов
местного самоуправления и общественных организаций в области развития
системы образования;

·разграничение компетенции в области образования между органами государст­венной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законода­тельством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заклю­чение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

·достижение эффективности и высокого качества образования, научной и науч­но-технической деятельности образовательных учреждений;

·поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования государств
— участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государ­ством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечест­венников;

развитие равноправного, взаимовыгодного, социально И экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федерации с систе­мами образования иностранных государств и международными организациями.

Основные направления развития в области государственных и социальных га­рантии обучающимся;

• обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и до­полнительное образование детей;

• расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План лекции. полный покой. В палате недопустимы громкие раз­говоры, стук, резкие движения | Вопрос №2. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2779; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.