Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №4: Современная культурная политика в России


 

Демократизация российского общества, либерализация экономики, формиро­вание плюрализма повлекли за собой в социокультурной сфере явления, сходные с теми, наблюдаемые в других странах в переходный период. В это время в культуре настает время проявления рыночных сил и частных инициатив, делаются попытки приватизировать и коммерциализировать части культурной инфраструктуры. Го­сударственное влияние на сферу культуры значительно уменьшается, сокращается ее государственное финансирование. Государство, по сути, перестает диктовать культуре свои требования, в его лице она культура утрачивает своего гарантированного заказчика.

Острее, чем прежде встал вопрос о создании предсказуемой в финансовом от­ношении, среды, в которой культура может беспрепятственно развиваться, нали­чии необходимой организационной составляющей перемен в сфере культуры.

Стремительные изменения в сфере культуры оправданы только в том случае, если они связаны со стабилизацией процесса перехода к новому обществу, дости­жением нового качественного уровня развития. Для этого необходима сильная и непротиворечивая культурная политика. В условиях перемен понятие культурной политики стало остро нуждаться в уточнении. Оно во многом зависит от определе­ния самой культуры и существующих представлений о её роли в обществе.

Разработка современного понимания культурной политики связана с осознани­ем ключевой роли культуры в общественном развитии. В последнее десятилетие, когда все более отчетливо ставится вопрос о том, общество должно измениться как целостность, все чаще обсуждаются возможности достижения нового обществен­ного состояния. Они видятся по-разному. Существует множество трактовок сего­дняшней социальной трансформации. Общей тенденцией является решительный отход от объяснения сути происходящего новыми достижениями экономики и тех­нологическими сдвигами и выдвижение на первый план системы человеческих ин­тересов и ценностей. Сегодня человек должен искать источники развития не толь­ко в окружающей среде, но и внутри себя, в способности своего собственного изменения.

Па определенном этапе поиска новых критериев развития сформировалось по­нятие человеческого потенциала, который служит мерилом развития и предполага­ет широкий выбор во всем, что касается возможностей получения образования, здорового образа жизни, обеспечения прав человека, политической, экономиче­ской и социальной свободы. Следующий шаг в переосмыслении развития — вклю­чение В его стратегии более эффективную практическую программу действий раз­нообразных аспектов культуры. Укрепляется понимание, что развитие начинается в культуре, определяющей иути развития и образ будущего, воздействующей на образ мыслей, представления, поведение людей, являясь источником изменений и новых путей организации общественной жизни.



В настоящее время в российской культурологической науке происходит пре­одоление зауженного понимании культуры как художественной культуры и дос­тижения высоких искусств и формирование ее широкого понимания как комплекса определенных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих данное общество или социальную группу. Такое широкое понимание культуры позволяет увидеть тесную взаимосвязь расцвета культур и устой­чивого развития общества, её роль как важнейшего фактора организации жизни в целом, неотъемлемую часть благосостояния людей. Большое значение им ее пони­мание важности многообразия культур, принципа их диалогового взаимодействия, способствующего достижению взаимопонимания, терпимости между народами, свободе обмена информационными процессами.

По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической дея­тельности не учитываются специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческого потенциала личности и ее общей культуры, развитию интеллектуальных навыков, духовного здоровья нации в це­лом. Стратегии, игнорирующие сохранение и обогащение культурных ценностей людей, этнического наследия, нормальную совместную жизнь социальных групп, базирующуюся на их самобытности и чувстве общности, являются тупиковыми, ведущими к многочисленным конфликтам.

В целом культура может обеспечивать динамические ресурсы для успеха раз­вития. Поэтому культура социальная основа достижения целей общества, и в этом смысле средство развития. В самом же широком смысле культура — это конечный итог развития, делающий осмысленным само существование человека.

Реализация стратегий развития общества, учитывающих культурные .факторы — это реализация стратегий развития человека, направленных на достижение та­ких характеристик жизнедеятельности людей, такой суммы свойств и способно­стей, которые бы обеспечивали формирование человеческого потенциала, адек­ватного современным задачам. Качественный перелом может быть достигнут через обновление всех сторон жизни человека с учетом повышения значимости его самоорганизации на основе самостоятельности и творчества, формирования динамичной личности. Последняя может эффективно действовать в новой соци­ально-экономической реальности и готова взять на себя полноту ответственно­сти за происходящее, постоянно совершенствовать себя в изменяющихся усло­виях. Гармонию между культурой и развитием можно достигнуть только при разумном сочетании модернизационной ориентации и сбережения традиционных ценностей, существовании возможностей для индивидуумов (и сообществ) реа-лизовывать свои культурные ценности, сохраняя каждому из них свободу жить по-своему.

Когда культура понимается как основа развития, то понимание национальной культурной политики значительно расширяется. Культурная политика в демокра­тическом обществе интегрирована в стратегии развития, способствует формирова­нию нации как многогранного сообщества, характеризующегося национальным единством, служит социальной интеграции и улучшению качества жизни.

В свете современных научных представлений культурная политика в обществе — это результат множества противоречивых курсов, определяемых различными субъектами, порой впрямую не направленных непосредственно на развитие культуры. Культурную политику в самом широком понимании можно представить как систему постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, об­щественные объединения), личностей (или социальных групп) по вопросам куль­турного развития общества.

Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями оно должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, оно обязано проводить собственную культур­ную политику, а с другой, выполнять сверхзадачу согласования культурных по­требностей и интересов всех социально значимых групп и слоев общества.

Среди главных культурных приоритетов нового века справедливо называется задача государства не снимать с себя ответственность за развитие культуры. Госу­дарство главный гарант реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, равного доступа к цен­ностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для дос­тупа к культурным благам.

Культурная политика государства должна быть направлена на формирование национального единства на основе разделения общих гуманистических ценностей; на улучшение качества жизни людей. Культура должна стать частью взаимозави­симых социальных стратегий. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в качестве страте­гических целей культурной политики государства зафиксированы: развитие куль­турного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широ­ким слоям населения.

Движение к рынку остро ставит вопрос о корректировке государственного воз­действия на сферы, связанные с формированием человеческого потенциала, в том числе сферы культуры. Существуют различные подходы к сути и объему культур­ной политики, в том числе представления, связанные с выполнением государством очень умеренных _функций в культуре. Культура часто «передается» на муници­пальный уровень или общественным советам, иногда спонсорство становится поч­ти единственным механизмом поддержки культуры. Но такого рода решения должны быть осознанным решением общества и подкрепляться реальными изме­нениями в социальной жизни, в том числе цивилизованным функционированием художественных рынков, появлением системы соответствующих фондов, а также формированием общественного мнения, когда становится престижно поддержи­вать отечественную культуру и т.д.

В период общественной трансформации, когда отсутствует налаженная систе­ма регуляции со стороны бизнеса и общественных организаций, государство обя­зано осуществлять значительную поддержку сфере культуры. Основное внимание перемещается на вопросы взаимодействия государства с другими субъектами культуры, соотношение роли государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры.

Взаимодействие различных секторов важно с методологической точки зрения. Важнейшей проблемой деятельности государства является поддержание культур­ного плюрализма, который только и может обеспечить максимальное удовлетво­рение культурных интересов и потребностей всех социально значимых групп Ислоев общества. В то же время государство не должно пытаться обеспечить пол­ный охват услуг, расширять свою деятельность в сфере культуры, — это ведет к нерациональному использованию ресурсов и усилению нагрузки на бюджет. Уста­новленная законодательством обязанность государства поддерживать сферу куль­туры не означает, что оно отвечает полностью за производство необходимых услуг или товаров. Это лишь один из способов реализации обязанностей.

Государство осуществляет управление обществом и ему как единственному субъекту принадлежит право законодательного регулирования культурной жизни. Именно с этих позиций определяется суть культурной политики государства в Ос­новах законодательства РФ о культуре. Культурная политика представлена как со­вокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей госу­дарства в области культуры: разработку и реализацию федеральных государствен­ных программ сохранения и развития культуры, воплощающих культурную поли­тику государства, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных цен­ностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культур­ной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение па­мятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Острейший вопрос сегодняшнего дня становится — выполнение государством обширного перечня взятых па себя социальных обязательств, об их ресурсном обеспечении, наличии соответствующих механизмов их реализации на федераль­ном, региональном и муниципальном уровнях. Последний из них нельзя рассмат­ривать в отрыве от первых двух уровней, так как именно на нем и происходит вы­полнение государством своих социальных обязательств.

Смысл культурной деятельности государства порой неверно сводится к отри­цанию «плохой» культуры и приобщению населения к «хорошей». На самом деле его важнейшая задача — с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура, создать условия для развития культурных процессов, и вклю­чив организационно-финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинно культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на но­вый культурный уровень. Культурные потребности людей играют подлинно фор­мообразующую роль, если говорить о качестве и образе жизни населения.

В культурной политике в России в общетеоретическом плане представление о должном сегодня уже меняется. Это происходит во многом в силу перехода к со­временным научным представлениям о сущности культуры, учитывающим актуа­лизацию ее роли в жизни современного общества, видения культуры не как отдельного сектора, а как явления, которое распространяется на все общество, рассматриваемое с точки зрения качества его жизнедеятельности.

Практическая реализация современных принципов и целей культурной полити­ки в России встречается с множеством трудностей. Необходимо подчеркнуть зна­чительную сложность характера изменений российской национальной культуры. Позитивные перемены противоречивы и зависят от ее освобождения от идеологи­ческого диктата, получения художниками невиданной свободы творчества, усиле­ния интенсивности культурного обмена, децентрализации управления процессом создания, распространения, потребления духов но-культурных ценностей. Такого рода перемены не снимают острейшего вопроса о кризисном состоянии культуры, которое выражается в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности недвижи­мых памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала работников и оттоке в другие сектора, миграции за рубеж. Цена ре­форм оказалась слишком велика, она привела к отчужденности многих людей от богатства национальной культуры, закрыла социально-экономические возможно­сти духовного воспроизводства различных субъектов деятельности, привела к ут­рате ряда позиций в управлении культурной жизнью страны.

Национальное культурное проявление как императив развития остро ставит вопрос о сохранении глубинных основ и уникального своеобразия российской культуры. Это не просто теоретический или идеологический вопрос. Его практи­ческое значение связано с выбором действий, позволяющих преодолеть неста­бильность социокультурной ситуации. Перед вызовами новых глобальных тен­денций Россия должна активнее продвигать на международной арене стратегию зашиты своей культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия.

Одновременно страна должна быть открытой новым технолога чески ми изменениям, глобализационным культурным процессам. В одиночку такого рода задачи не могут быть решены и требуют от правительства России совместных действий с правительствами других стран для поддержания равновесия между культурной уникальностью и унификацией, неизбежной при развитии информаци­онных сетей и глобальных коммуникационных технологий. Формирование важ­нейших стратегических приоритетов культурной политики актуализируется с уче­том международного опыта и необходимого диалога между различными странами, в процессе которого разворачивается обсуждение задач, стоящих перед культурой в ходе развития.

Вопросы самобытности российской культуры являются стержнем оптимальной модели культуры России, предполагающей интеграцию страны в систему мировой культуры на правах равноправного участника глобальных культурных процессов. Это наиболее желаемый и самый трудный для осуществления сценарий, требующий коренных изменений в российской культуре и предполагающий её выход более высокий уровень, выработку духовной традиции инновационного типа достижения нового общественного состояния.

Приоритеты модели связаны с двунаправленным процессом. Это, с одной сто­роны, сохранение и развитие культурного наследия как фактора формирования культурной идентичности нации, ее духовности и исторической памяти; с другой стороны ответ на вызов глобализационных процессов, требующих интенсивно­го меж культур но го взаимодействия, включение в мировые информационно-коммуникаиионные сети, развития индустрии культуры на основе новых технологий.

Одним из главных, приоритетных направлений культурной политики россий­ского государства становится сохранение потенциала культурного наследия. Ус­тойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его культурных достижений. Культурное насле­дие — это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной иден­тичности. Высокая значимость культурного наследия и его уязвимость делают его охрану одним из основных направлений культурной политики на международном и национально уровнях.

Интенсивные изменения в обществе день ото дня порождают новые проблемы, связанные с культурным наследием, его сохранением и возрождением. Культурное наследие в условиях динамичного мира подвергается угрозам от загрязнения ок­ружающей среды, уничтожается в результате военных действий, разрушается при ограниченных ресурсах, недостатках знаний, страдает от неконтролируемого ту­ризма. К сожалению, во всем мире существуют проблемы, связанные с использо­ванием культурного наследия для достижения экономических целей, с незаконной торговлей произведениями искусства, нечестной продажей изделий народных промыслов, манипулированием деятельностью музеев. Нуждаются в проработке вопросы доступности архивов и музейных коллекций, развития исследований по интерпретации культурного наследия и т.д.

Главная задача — воздать должное исключительному разнообразию культур­ного наследия, использовать его в интересах развития. Стратегии такого рода Должны складываться на региональном уровне с учетом социально-экономических особенностей территорий, интересов и запросов различных категорий населения, культурного потенциала региона в целом, но не замыкаться на местные общины. Богатства культуры различных народов могут и должны становится основой для их взаимодействия.

Формулировка ценности культурного наследия, опирающаяся на соответст­вующие международные конвенции и национальное законодательство, основан на социальной, научной, исторической, эстетической, символической ценности культурного объекта, одновременно должна включать в себя и новые акценты, с привлечением внимания к той пользе, которую может принести использование объекта культуры для экономического и инфраструктурного развития. С хранение культурного наследия сегодня должно быть тесно увязано социальными, экономическими стратегиями развития города, региона, улучшени­ем качества потребительских услуг.

Самум эффективным средством доступности культурных ценностей и источ­ником сохранения наследия сегодня становится туризм. С его помощью возможно выполнение сложных проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Туризм интегрирует в себе различные состав-ляюшие — не только социальную, культурную, эстетическую, но и экономиче­скую. Он важнейший фактор самофинансирования наследия, источник инвестиций в его сохранение. Туризм не должен развиваться только внутри себя, как это часто происходит сегодня. Доходы от использования культурных ресурсов должны воз­вращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании этого процесса важная роль при­надлежит государственным органам. Они должны выстраивать необходимые при­оритеты по отношению к туризму, играть координирующую роль при взаимодей­ствии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие туристской отрасли.

Другое важнейшее приоритетное направление культурной политики — как поддержка творчества в широком значении этого слова — включает не только са­мовыражение человека в области искусства, но и решении проблем в других об­ластях, в создании нового образа жизни, поддержку культурных инноваций. Важ­нейшие задачи культурной политики, которые можно отнести к сфере преобра­зования окружающей действительности на основе творческого воображения и инициативы, связаны не только с поддержкой развития профессионального твор­чества и профессионального художественного образования, но и усилением роли деятелей и институций культуры в решении важнейших социально-политических задач, формировании социально активной личности .

Сфера мировой индустрии культуры характеризуется интенсивным развитием, в ней сегодня создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную до­лю национального производства в каждой стране'. В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способст­вующая распространению соответствующей продукции тон или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в современном об­щественном развитии, в генерации культурного достояния.

Кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозапи­сей развиваются преимущественно на коммерческой основе, и это не может не на­кладывать отпечаток на качество продукции индустрии культуры. При этом, если рынок будет единственным арбитром качества продукции индустрии культуры, то творчество в этой сфере может быть скомпрометировано, и решения, которые здесь принимаются преимущественно на основе коммерческого критерия, могут наносить вред культурной «составляющей». Это касается менее известных творцов и новых форм эстетического выражения. В то же время продвижение действитель­но конкурентоспособной продукции — залог того, чтобы предотвратить опасность монокультуры. Художники, антрепренеры должны обладать возможностями для полноценной деятельности в национальной индустрии культуры, создавать конку­рентоспособную культурную продукцию на глобальных рынках. Для этого в сфере культуры необходимо усиление взаимодействия между государственным сектором и бизнес-секторами, различными организациями гражданского общества, осущест­вление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению куль­туры и ее распространения в средствах массовой информации.

В условиях, когда мир движется к усиливающейся взаимозависимости, в сфере индустрии культуры более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество между правительствами разных стран. Направления, по которым могло бы происходить это взаимодействие:

• содействие развитию общих рынков;

• создание сетей для обмена информацией;

• развитие телекоммуникаций;

• совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео и мультимедийной продукции, фильмов;

• защита прав художника, актера;

• обмен актуальным опытом;

• обучение.

В 90-е гг. России индустрия культуры развивается довольно быстрыми темпа­ми несмотря на экономический спад. Государство пытается регулировать некото­рые процессы в области производства кинофильмов, телевизионного вещания, ра­диовещания, выпуск аудио- и видеозаписей, массовой литературы. Тем не менее многие сферы остаются без его' необходимого влияния, развиваясь по рыночной парадигме. Новой политики требует и российское кино. Как вид художественной культуры, оно играет особую роль в системе развития аудиовизуальных коммуни­каций, как средство проведения политики государства, ориентированной на при общение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям, как твор­ческой сферы. Конкретная продукция этой воплощается с помощью элементов ма­териального производства, обеспечивающих процесс создания, показа и хранения фильмов. Развитие этой сложной сферы, одновременно представляющей собой и; искусство, и промышленность, требует выработки слаженного организационно-правового и экономического механизма, обеспечивающего «достижение социо -культурных задач государства в сочетании с нормализацией рыночного товарного оборота в сфере производства и проката кинопродукции» .

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №3: Перспективные пути реформирования социальной защиты населения | Вопрос. Взаимодействие спроса и предложения

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4669; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.