Сдвиг влево (уменьшение спроса)
| Сдвиг вправо (увеличение спроса)
|
Падение дохода потребителя (нормальные товары)
| Рост дохода потребителя
(нормальные товары)
Рост дохода потребителя (некачественные товары)
|
Рост цен на товары-комплименты
| Падение цен на товары-комплименты
|
Ослабление вкуса
| Усиление вкуса
|
Ожидание падения будущих доходов
(нормальные товары)
| Ожидаемый рост будущих доходов (нормальные товары)
|
Ожидание падения будущих цен
| Ожидание роста будущих цен
|
Сокращение числа потребителей
| Рост числа потребителей
|
Другую группу факторов неценового характера составляют природно-климатические, национально-этнические, медико-биологические, физиологические, демография и половозрастная структура населения. Объем и структура спроса имеют существенные различия в регионах с промышленной, аграрной и промышленно-аграрной специализацией: чем выше уровень урбанизации, тем ниже удельный вес натуральных поступлений, что ведет к спросу на потребительские товары. Спрос различается не только по регионам, но и на территории одного и того же города (например, в центре и на окраине). Наконец, на формирование спроса влияют такие сугубо внутренние по отношению к рынку факторы, как плотность торговой сети по видам торговых предприятий, распространенность прогрессивных форм торговли, уровень запасов в торговой сети и т.д.