Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие спроса и предложения


Неценовые факторы, вызывающие сдвиг кривой предложения

Сдвиг влево (уменьшение предложения) Сдвиг вправо (рост предложения)
Рост затрат на ресурсы Уменьшение затрат на производственные ресурсы
Ухудшение технологии Улучшение технологических знаний
Увеличение налогов, уменьшение субсидий Сокращение налогов, увеличение субсидий
Ожидаемое падение цен на продукцию Ожидание роста цен на производимую продукцию
Уменьшение числа производителей Рост числа производителей

Спрос и предложение взаимно обусловленные и взаимно дополняющие друг друга категории, представляющий собой связующий механизм между двумя фазами общественного воспроизводства – производства и потребления. Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того, что спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе. Противоречивость этих категорий проявляется в противоречии между стоимостью и потребительской стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителем и потребителем.

Рассмотрим взаимодействие рыночного спроса и предложения как меха­низм формирования равновесной цены товара и его равновесного объема.

Равновесная цена - это такая цена, при которой количество товара, пред­лагаемого продавцами на рынке, совпадает с количеством этого же товара, на который покупатели предъявляют спрос.

На графике равновесная цена (Ро) соответствует точке равновесия (Е), которая является местом пересечения кривой спроса и кривой предложения (рис.3.4).

 

При любой цене (Р), превышающей равновесную цену (Ро), величина пред­ложения Q1s окажется больше величины спроса Q1d. Избыток будет равен Q1s - Q1d = +Аи. Этот избыток создаст конкуренцию между продавцами за поку­пателей.

Борьбу выигрывает тот, у кого более низкие издержки производства, что дает возможность продавать товар по цене ниже P1. Снижение цены со­кратит предложение данного товара и одновременно увеличит величину спроса на него. В результате «давления» товарного избытка на цену величина предложения и величина спроса будут изменяться до тех пор, пока они не уравновесятся в точке Е.

Аналогично протекает процесс установления равновесной цены в случае возникновения дефицита данного товара: Qs2 – Qd2 = -Аа. Превышение величины спроса Qd2 над величиной предложения Qs2 при цене Р2 приведет к тому, что продавцы станут повышать цену и предложение товара. Величина предложения начнет снижаться, а величина спроса - повышаться. В результате дефицит будет уменьшаться, пока не исчезнет совсем в точке равновесия Е.



Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать це­ну на уровне, при котором решения купли и продажи синхронизируются, на­зывается уравновешивающей функцией цены.

При централизованно-управляемом экономическом порядке, когда цены на товары устанавливает не рынок, а государство, продукты продаются по ценам, которые отличаются от равновесных цен.

Если в условиях командной экономики с низким уровнем производитель­ности труда государство желает сделать потребительские продукты доступ­ными для потребителей с невысокими доходами, оно ограничивает цены, фиксируя их на уровне ниже равновесного. Образуется дефицит. Появляются очереди и товары исчезают с прилавков магазинов. Возникает явление спеку­ляции. Спекулятивные цены всегда выше равновесных, поскольку в издерж­ки теперь входит оплата риска продаж "из-под полы".

Не решает проблему в этих условиях и нормированное распределение де­фицитных продуктов по карточкам, поскольку у производителей по-прежнему отсутствуют стимулы к увеличению производства дефицитных товаров вследствие навязывания им цен ниже равновесных.

В условиях конкурентного рынка явления товарного излишка и дефицита всегда временные независимо от вида товара. Однако, рыночное равновесие цен неустойчиво, что обуславливает нестабильность всей рыночной системы.

Взаимодействие спроса и цены - динамичный процесс. На спрос и пред­ложение одновременно воздействует множество неценовых факторов, что неизбежно будет вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и из­менение равновесной цены товара.

С помощью кривых спроса и предложения можно объяснить взаимную выгодность торговли для покупателей и продавцов.

Кривая спроса отвечает на вопрос, какое количество товара потребители желают купить по любой заданной цене. Тем самым она отражает готовность потребителя платить за товар. Причем за разное количество товара потреби­тель готов заплатить разную цену: каждую последующую единицу товара он готов купить за меньшую цену, чем предыдущую в силу отрицательного на­клона кривой спроса. Таким образом, желая купить товар, потребитель в дей­ствительности готов за каждую его единицу, исключая последнюю, заплатить цену выше равновесной рыночной цены.

Разность между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за каждую единицу товара, и ценой, которую он реально заплатил, называет­ся потребительским излишком.

Аналогично с помощью кривой предложения можно объяснить появление излишка производителя, то есть продавца товара.

Излишек производителя - это разница между тем, что производитель фактически получил за каждую единицу продаваемого им товара, и той ми­нимальной ценой, за которую он был готов продать товар.

Потребительский излишек характеризует выгоду, которую потребитель получает в результате обмена, то есть от покупки товара. Геометрически излишки потребителя и производителя показаны на рис. 3.8.

 

Величина потребительского излишка приблизительно равна площади тре­угольника РеРdЕ (если пренебречь небольшой погрешностью вычислений). Величина излишка продавца приблизительно равна площади PePsE -

Площадь прямоугольника QEOPEE равна сумме денег, за которую был продан товар QE. Площадь четырехугольника QEOPdE равна максимальной сумме денег, за которую потребитель был готов купить это количество това­ра, а площадь четырехугольника QEOPSE равна минимальной сумме денег, за которую производитель был готов продать этот товар. Поэтому общие выго­ды от продажи равны площади треугольника PsPdE. С другой стороны: Общие выгоды торговли = Излишек покупателя + Излишек продавца.

Потребительские излишки объясняют выгодность добровольного рыноч­ного обмена для всех его участников. Поэтому рынки и существуют.

 

Динамика спроса и предложения. Ее влияние на изменение цен и объемов

Изменение спроса и предложения Сдвиги кривых спроса и предложения Влияние сдвигов на цены и объем товаров
1. Если растет спрос Кривая спроса смещается вправо Цена растет, объем растет
2. Если спрос падает Кривая спроса смещается влево Цена падает, объем падает
3. Если растет предложение Кривая предложения смещается вправо Цена падает, объем растет
4. Если предложение падает Кривая предложения смещается влево Цена растет, объем падает

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Предложение | Понятие метода и методики экономического анализа

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.