КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, метод и задачи теории статистики
В научный оборот термин «статистика» в его современном значении ввёл немецкий учёный Готфрид Ахенваль (1719 - 1772), заимствовав его из итальянского языка. В Италии эпохи Возрождения получили распространение знания о политике, составившие специальную дисциплину, которая называлась «ragione di stato» или diciplina de statu. Слова «stato» и «statu» соответствовали понятию «государство». Поэтому в то время данный термин означал «государствоведение». В Германии XVII века было распространено словосочетание «diciplina statistica» - статистическая дисциплина. Ахенваль, превратив прилагательное в существительное, ввел слово «statistica», означавшее сумму знаний, нужных купцам, политиками другим просвещенным слоям населения. Формирование статистики как науки относят ко второй половине XVII века. При этом ее формы и содержание были различными. Различают два направления в статистике того времени. 1. Государствоведение или описательная статистика, которая развивалось в континентальной Европе (Германия) и занималось в основном описанием политического состояния и особенностей государства. Сторонники этого направления рассматривали количественные оценки как частный случай общего описания. 2. Политическая арифметика, которая возникла в Англии. Представители этого направления в статистике (В. Петти, Дж, Граунт и другие) занимались изучением в первую очередь социально-экономических явлений и считали количественные методы анализа обязательным условием статистического исследования. Историки статистики считают, что именно школа «политических арифметиков» является основой современной статистики. Но государствоведение и политическую арифметику не следует противопоставлять, т.к. они имеют общий предмет исследования (общество) и взаимно дополняют друг друга. 3. В первой половине XIX века сформировалось и в дальнейшем получило очень широкое распространение третье направление в статистике – статистико-математическое. Представителями этого направления являются А.Кетле, К.Пирсон, Р.Фишер и другие ученые. В настоящее время термин «статистика» рассматривается в нескольких аспектах: 1. Как отрасль научных знаний (наука), в рамках которой разрабатывается методология статистического исследования (основные принципы и методы анализа, система обобщающих показателей) и понятийный аппарат. 2. Как сфера практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о различных общественных явлениях и процессах. Эту деятельность осуществляют, с одной стороны, органы государственной статистики (государственная статистика), с другой стороны. ведомства, министерства, хозяйствующие субъекты для собственных потребностей (ведомственная статистика). 3. Как совокупность цифровых сведений (статистических данных), представляемых в отчётности предприятий и организаций, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати. 4. Как комплекс учебных дисциплин, характеризующихся общностью предмета исследования, но отличающихся спецификой объекта исследования. В состав статистики входит теория статистики и различные области социально-экономической статистики (макроэкономическая статистика, микроэкономическая статистика, региональная и муниципальная статистики и т.д.). Объектом изучения статистики является общество во всём многообразии социально-экономических явлений и процессов и на всех уровнях его жизнедеятельности. Предметом изучения статистики является количественная сторона качественно определённых и взаимосвязанных массовых социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени. Из данного определения следуют основные особенности предмета статистической науки: 1. Статистика является общественной наукой, но в отличие от других общественных наук она изучает количественную сторону общественных явлений. 2. Статистика изучает массовые явления и процессы. В силу действия закона больших чисел при массовом характере исследования случайные факторы и специфические характеристики нивелируются и выявляются общие закономерности и тенденции развития, что является конечной целью любого статистического исследования. 3. Статистика изучает качественно определённые социально-экономические явления и процессы. Это означает, что в основе выбора статистических методов и индикаторов лежит предварительное всестороннее изучение сущности изучаемого явления. Содержание основных социально-экономических явлений и процессов раскрывается, в частности, экономической теорией. Поэтому теоретической основой социально-экономической статистики являются основные положения экономической теории и других общественных наук. Но в реальности возникают ситуации, когда статистика на основе фактических данных первой обнаруживает новые явления и закономерности, давая теоретическим общественным наукам «информацию для размышления» и обоснования предпосылок появления этих явлений и закономерностей. 4. Статистика изучает количественную сторону явлений в конкретных условиях места и времени, что связано с особенностями формирования и последующего развития социально-экономических явлений. Их состояние постоянно меняется во времени и различается пространстве (например, особенности становления рыночных отношений в различных странах и на различных этапах развития мировой экономики), что обуславливает необходимость чётко определять место и время проведения конкретного исследования. Статистика имеет собственную методологию. Её основой выступают экономическая теория, диалектический метод познания, математические и прикладные экономические дисциплины. Специфика и достоинство статистических методов заключаются в их комплексности, соответствии принципу системного научного исследования Методы статистики раскрываются на разных этапах статистического исследования. Прохождение каждого этапа связано с использованием специфических статистических методов, соответствующих его содержанию. Первый этап статистического исследования – статистическое наблюдение, включающее сбор и оценку качества первичных данных. На данном этапе в связи с необходимостью учета всего многообразия форм и особенностей проявления изучаемого явления используется метод массового статистического наблюдения. Например, в процессе переписи населения страны собираются данные о каждом человеке, проживающем на ее территории, которая заносится в специальный формуляр. Конечной целью первого этапа статистического исследования является обеспечение полной (репрезентативной в случае несплошного наблюдения) и объективной первичной информации. Второй этап статистического исследования называется сводкой и заключается в систематизации и первоначальной обработке первичных статистических данных. На этой стадии широко применяется метод статистических группировок, представляющий собой разделение совокупности данных, полученных на этапе наблюдения, на однородные группы по одному или нескольким признакам. Например, в результате группировки материалов переписи население делится на группы (по полу, возрасту, населению, образованию и т.д.). Первоначальная обработка первичных статистических данных состоит в подсчете численности и доли единиц совокупности или общего объема признака в каждой группе. Например, определение числа и удельного веса предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, объема производимых ими товаров или услуг. Конечной целью второго этапа статистического исследования является переход от единичных данных к сгруппированным данным, что существенно облегчает проведение последующего анализа и выявление специфических черт и закономерностей изучаемого явления или процесса. На третьем этапе статистического исследования проводится обобщение и анализ систематизированной информации, выявляются основные факторы, делаются выводы и строятся прогнозы развития. На этом этапе используется методобобщающих статистических показателей и методы комплексного, взаимосвязанного анализа объекта исследования. Для целей анализа рассчитываются абсолютные показатели (например, численность населения в каждой группе по доходу, суммарные доходы населения в каждой группе), относительные, средние величины, показатели вариации, динамики, тесноты связи и т.п. Проведение комплексного статистического анализа позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, определить резервы их улучшения, оценить эффективность и последствия (социальные, экономические, финансовые и другие) принятых управленческих решений, дать прогноз развития объекта исследования. Конечной целью третьего этапа статистического исследования является разработка мер, решений по оптимизации изучаемого явления или процесса.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |