Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Служебный характер всех общественных сословий оформляется законодательным путем, особый правовой статус получает дворянское сословие

Административные, финансовые и военные реформы проходят на фоне развития всероссийского рынка и мануфактурного производства. Важнейшим фактором европейского промышленного и торгового развития в этот период стала политика меркантилизма – накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки. Составной частью этой политики был протекционизм – поощрение собственной промышленности, производящей товары, преимущественно для внешнего рынка. Все это предполагало активное вмешательство государства в сферу экономики.

Государственное вмешательство ощутимо во всех сферах общественной и частной жизни.

Ликвидируются остатки сословно-представительных структур власти и управления, формируются новые бюрократические органы.

Время с 1725 по 1762 г. называется в российской истории «эпохой дворцовых переворотов». Монархия в этот период оставалась мощным стабилизатором социальной напряженности. Однако ее статус и баланс общественных интересов изменились. Сословие землевладельцев (вотчинников-бояр и помещиков-дворян) в результате социальных процессов и юридических решений стало единым. Возросли его политический вес и активность. Процессу усиления дворянства благоприятствовали и личные качества тех, кто занимал престол в первые полстолетия после кончины Петра. Фактически от их имени правило ближайшее окружение, состоявшее из наиболее удачливых столичных дворян. В сущности, монархия стала лишь фасадом, за которым скрывалась диктатура дворянства.

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства представлял собой только деталь, «винтик».

С особой остротой встала проблема престолонаследия после смерти Петра I в 1725 г. Одной из причин этого является появление Указа (1722 г.), отменявшего завещательный и соборный (избирательный) порядок избрания и по которому глава государства мог завещать престол любому члену правящего дома Романовых.

Правление Екатерины II (1762 – 1796 гг.) – важный этап в развитии российской государственности. Она до некоторой степени вернула монархии ее былое значение, хотя и вынуждена была продолжать ставшую привычной раздачу дворянам привилегий и поместий. Многие историки считаю, что ее политика была продворянской.

При Екатерине II завершился длительный процесс упорядочения социальной структуры общества. Оно было официально разделено на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Первые три сословия обладали привилегиями, но главным из них – правом владеть землей с живущими на ней крестьянами – наделялось только дворянство. После грандиозной крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773 – 1775 гг.) правительство приняло ряд мер для укрепления государственного аппарата и увеличения дворянских привилегий.

В 1775 г. была проведена знаменитая екатерининская губернская реформа. Империя была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами. В городах вместо воевод появились городничие. Более мелкой административной единицей – уездом – управлял капитан-исправник. Было осуществлено разделение административных, финансовых и судебных функций. Финансово-хозяйственными делами в масштабах губернии занималась казенная палата, руководимая вице-губернатором. В каждой губернии было создано новое учреждение – приказ общественного призрения, занимавшийся школами, медицинскими, благотворительными учреждениями.

Рассматриваемая эпоха называлась «золотым веком дворянства».В апреле 1785 г. Екатерина утвердила дворянские сословные привилегии в Жалованной грамоте дворянству. «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» создавалась местная корпорация – «дворянское общество». Дворяне могли раз в три года созывать губернское дворянское собрание, а в уезде – уездное дворянское собрание.

Его компетенция была широкой: на нем выбирались предводители дворянства, заседатели судов и судьи, оно ходатайствовало о нуждах дворян, решало финансовые вопросы и т.д. Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, судить их мог только дворянский суд. Ряд историков называют сложившуюся систему «дворянской демократией».

В 1785 г. Екатерина утвердила «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». В городах стали созываться городские собрания. Право выбирать и быть избранными получили те, кто достиг 25 лет и имел достаточно высокий годовой доход. Собрание выбирало городского голову и гласных «общей городской думы». Полномочия городского самоуправления ограничивали губернатор, полиция, другие государственные инстанции.

Законодательное оформление статуса дворян и горожан было прогрессивным шагом.

Что касается реформы управления, то в целом Екатерине II удалось создать на местах сильный, разветвленный аппарат власти, основные элементы которого просуществовали вплоть до реформы Александра II и даже до 1917 г. Вместе с тем произвол правящих, фаворитизм и прочие пороки государственного строя сохранялись. А европеизация российской государственности делала ее все более чуждой основной массе населения страны – крестьянству, чья повседневная жизнь по-прежнему регулировалась волей помещика (у крепостных), традиционными институтами, в той или иной мере использовавшимися бюрократией для управления деревней. Екатерининское царствование углубило порожденный петровскими реформами раскол России на два мира, две «цивилизации» - «цивилизацию» вестернизированных верхов и почти не затронутую соответствующими веяниями «цивилизацию» низов, главным образом крестьянства.

В целом, время Екатерины II было эпохой внутриполитической стабильности, активного законотворчества, духовного расцвета, обретения национального самосознания.

В 1 половине XIX в. Россия была абсолютной монархией. Верховная государственная власть в стране принадлежала императору. На это время приходится правление двух императоров: Александра I (1801-1825) и его младшего брата Николая I (1825-1855), которые различались по политическим взглядам, стилю управления и пониманию стоящих перед государством задач. Главной задачей внутренней политики являлась модернизация политического строя. Александр I вступил на престол с твердым намерением дать стране конституционное устройство.

Первым конституционным проектом, подготовленным по инициативе Александра I (1801-1825), стала Жалованная грамота российскому народу. В ее составлении принимали участие видные государственные деятели – А.Р. Воронцов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей. Проект носил умеренный характер и провозглашал лишь новые, прогрессивные принципы судопроизводства.

В 1809 г. по поручению Александра I его ближайший советник и крупнейший юрист М.М. Сперанский подготовил «Введение к уложению государственных законов». По этому проекту предполагалось изменить правовые формы самодержавного правления, придав им черты законности и конституционности (выборность и ответственность чиновников, новая организация суда, разделение ветвей власти, государственный контроль и т.д.).

Третьим крупным проектом правительственного конституционализма эпохи Александра I стала разработка Государственной уставной грамоты Российской империи (1820). Граф Н.Н. Новосильцев.

На практике бала реализована лишь часть проектов преобразований. В 1802 г. был принят Манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. Министерская реформа способствовала дальнейшей централизации управления.

Либеральная идеология времен Александра I сменилась теорией официальной народности, ставшей доктриной созданного Николаем I (1825-1855) полицейского бюрократического режима.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов. Постоянные реорганизации и отсутствие персональной ответственности в коллежской системе отрицательно сказывались на деятельности центрального государственного аппарата.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств». В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей. В 1802 г. было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Министры назначались и смещались императором и несли ответственность только перед ним. Министры обязаны были ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности. Министерства действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Коллегии не были упразднены, а расписаны между министерствами. Этот период сосуществования новых и старых учреждений был необходим для передачи опыта управления, форм делопроизводства.

В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств», документ, подготовленный М.М. Сперанским. Власть министров определялась в документе как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Этот правовой акт определил единообразие организации и делопроизводства министерств. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

С введением «Общего учреждения министерств» началось упразднение коллегий. Система министерств носила более стабильный характер, чем ликвидированная коллежская система.

Одновременно с образованием министерств создается Комитет министров. В него по должности входили министры и главноуправляющие другими центральными органами, а также лица по усмотрению императора. На рассмотрение Комитета министров вносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов или из-за того, что они затрагивали интересы других ведомств. Комитет министров не являлся правительственным кабинетом, так как министры не были ответственны перед его председателем.

До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный государственный Совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г.

1 января 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный Совет (по плану М.М. Сперанского). Председателем его являлся император. Кроме обсуждения законопроектов Государственный Совет рассматривал ежегодные отчеты министерств и бюджет государства.

Государственный Совет состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий (составления законов и прошений) и канцелярии. Члены Государственного Совета назначались императором и делились на присутствующих только в общем собрании и присутствующих только в департаментах. Первоначально численность Государственного Совета составляла 35 человек, к концу XIX в. выросла до 60. Членство в нем было фактически пожизненным.

В 20-х гг.XIX в. Государственный Совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредоточивается в Собственной Его Величества канцелярии. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

На вторую четверть XIX в. приходится расцвет деятельности так называемых высших комитетов. Подобные государственные органы создавались и ранее. Одним из первых был Негласный комитет, образованный в начале царствования Александра I и обсуждавший проекты преобразований в государственном аппарате. При Николае I высшие комитеты становятся важнейшим звеном государственного аппарата. Фактически высшие комитеты представляли собой совещание монарха с представителями высшей бюрократии в целях решения конкретного вопроса. Таким образом, важнейшие правовые акты помимо Государственного Совета и Комитета министров могли приниматься и высшими комитетами. Всего по вопросам внутренней политики было образовано более 40 высших комитетов.

Наличие многочисленных высших комитетов, подменявших высшие и центральные государственные органы, свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного управления.

Таким образом, реформы Александра I предполагали осуществить в определенных пределах разделение властей (Государственный Совет, императорская Канцелярия, Комитет министров), сохраняя доминирующее положение императорской власти. Министерская реформа способствовала дальнейшей централизации управления. Одновременно (при Николае I) усиливается роль политической полиции и государственного надзора.

В середине XIX в. аграрный вопрос стал острейшей проблемой всей жизни России. Кризис крепостнической системы достиг такой стадии, когда развитие хозяйства на феодальных принципах становилось невозможным. За отмену крепостного права стали выступать не только радикалы и либералы, но и консерваторы.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Реформа 1861 г., названная Великой, действительно создала условия для развития буржуазных отношений и повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни общества. Вместе с тем она носила половинчатый характер, представляя собой сложный компромисс между государством и обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно-политическими течениями. В итоге результатами реформы оказались недовольны обе стороны – и помещики, и крестьяне. Первые лишились даровой рабочей силы и ощущения своего беспредельного могущества по отношению к крестьянам, вторые – не получили той земли и воли, о которых мечтали и за что боролись веками. Для России 2 пол. XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества – консервативная, русофильская.

Государственные реформы 1860 – 70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.

Реформы получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. В этот период правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической, политической, культурной.

В целом реформы 1860 – 70-х гг. создали условия для прогресса в жизни российского общества. Соответствуя общественным потребностям, они обеспечивали модернизацию России без потери ею самобытного характера.

В 1870 – 80-е гг. в государственном аппарате происходят изменения.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха.

Высшим совещательным учреждением оставался Государственный Совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе.

При государственном Совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.

Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства.

Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов. Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел.

После кончины Александра II на престол вступил его сын Александр III (1881 – 1894). Будучи консерватором, он придерживался принципа неограниченности самодержавия и разделял идеи русофилов. Окружали его наиболее реакционно настроенные общественные деятели, среди которых можно назвать обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, министра внутренних дел Д.А. Каткова. «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку, новая власть встала на путь контрреформ. Однако полного свертывания реформ не произошло. Выборные органы местного самоуправления сохранялись, но были поставлены под контроль чиновников или дворян, участие крестьян в выборных органах ограничивалось, вновь вводилась цензура, была отменена автономия университетов.

В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском надзоре, значительно усиливающий систему этих мероприятий.

Волна контрреформ охватила различные сферы, в частности сферу судопроизводства и сферу самоуправления.

Т.о. Отмена крепостного права (1861), университетская (1863), земская (1864), судебная (1864), городская (1870), военная (1874) и другие реформы Александра II (1855-1881) обусловили вступление России на капиталистический путь развития, ускорили развитие экономики, изменили социальный строй, вызвали споры в обществе о будущем страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Таким образом, абсолютная монархия в России формируется в условиях крепостной системы и опирается на крепостническое дворянство | Тема: «Российская государственность в начале XX в. Система государственного устройства в советский период»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.