Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные изменения в послевоенные годы




Вывод.

Ужесточение карательной политики в послевоенные годы в сфере борьбы с экономическими преступлениями, понятие которых в свете Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» получило довольно произвольное толкование, вызвало дальнейшее расширение системы лагерей, численность заключенных в которых возросла с 1516254 человек в 1945 году до 2406667 человек — в 1950 году.

Окончание войны вызвало необходимость переосмысления приоритетных направлений деятельности администрации мест лишения свободы. Задача трудового использования заключенных с повестки дня не снималась, но основное внимание следовало уделить улучшению жилищно-бытовых условий, укреплению режима содержания, усилению воспитательной, деятельности администрации. Исходя из этого, определялся комплекс первоочередных мер, направленных на перестройку работы мест лишения свободы: пересматриваются задачи ГУЛАГа; обновляются нормативные акты, регулирующие порядок отбывания наказания; принимаются меры по дифференциации заключенных; проводится работа, связанная с выполнением указов Президиума Верховного Совета СССР об амнистии в отношении отдельных категорий осужденных; для решения хозяйственных задач и повышения эффективности труда осужденных используются разнообразные формы досрочного освобождения и т. д.

В директиве МВД СССР по вопросу улучшения условий содержания заключенных, отбывающих наказание в ИТЛ и колониях, подчеркивалось, что их «содержание, быт, режим, труд, медико-санитарное обслуживание и перевоспитание на основе приобщения к общественно полезному труду должны соответствовать основным принципам исправительно-трудовой политики, советского законодательства». Определенную роль в реализации отдельных положений этой директивы сыграл прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ. В указании ГУЛАГ НКВД СССР от 25 ноября 1946 г. отмечалось, что несвоевременное выполнение всех предложений прокуроров, записанных в актах проверки законности установленного режима содержания, является нетерпимым. Руководители ИТЛ и колоний обязывались по материалам проверки сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и прокуратуру.

В последующие годы ГУЛАГ много внимания уделял проверке положения дел в местах лишения свободы. По результатам обследования принимались не только меры по укреплению режима, улучшению материально-бытовых условий и трудового использования контингента, но и привлекались к административной и уголовной ответственности руководители, не обеспечивавшие точное выполнение приказов и директивных указаний. С 1948 г. обследование ИТЛ и колоний организовывалось на плановой основе, что заставляло руководителей ИТУ заранее принимать меры по устранению недостатков в работе.

С окончанием войны у государства появилась возможность выделить дополнительные средства НКВД СССР. В частности, Совет Министров СССР положительно решил вопрос о присвоении воинских званий работникам, занимавшим административно-хозяйственные должности, и повышении им окладов содержания до Уровня оперативных работников НКВД. Эта мера наряду со значительным освобождением заключенных по амнистии и помещенных в ИТЛ на основании решения Особого совещания при НКВД до окончания войны, мобилизацией военнослужащих из Красной Армии создавали объективные предпосылки для укрепления кадров ИТЛ и ИТК.

Обобщенные ГУЛАГом данные свидетельствуют: по состоянию на 1 июля 1945 года 95% работающих заключенных были охвачены трудовым соревнованием, 47% заключенных — сдель­щиков выполняли норму выработки от 125 до 200%, около 10% из них выполняли норму выработки от 200% и выше. Отказы от работы в 1945 году по сравнению с 1940 годом снизились в десять раз и составляли 0,12% к числу трудоспособных заключенных. За период с 1941 года по 1945 год от заключенных поступило добровольных взносов в фонд обороны страны только в денежном исчислении 40 млн. рублей

.

В карательной политике Советского государства определяющим критерием для определения наказания и его исполнения являлась направленность совершенных заключенными преступлений. По этому критерию в особую категорию выделялись заключенные, осужденные за так называемые контрреволюционные преступления. Причем удельный вес их в военное время существенно увеличился. В общей массе заключенных они составляли:

Год %
  26,5
  12,6
  12,8
  18,6
  34,5
  33,1
  28,7
  29,6
  35,6
  40,7
  41,2
  59,5
  54,3
  38,0
  22,7

Сложные, крайне болезненные процессы развития системы исполнения уголовных наказаний периода военного времени не могли не отразиться на состоянии режима и его обеспечении. За первые три года войны в местах лишения свободы к уголовной ответственности было привлечено 148296 чел., в числе которых 11861 заключённых 8543 мобилизованных в рабочие команды, 21538 мобилизованных; к высшей мере наказания было приговорено 10858.

В организации деятельности системы исправительно-трудовых ей и колоний первостепенное внимание уделялось обеспечению изоляции заключенных и их охране. В 1946 году приказом МВД СССР № 00362 заключенным, привлекаемым к несению службы в военизированной охране, устанавливалось денежное премиальное вознаграждение в следующем размере: а) со сроком службы до 6 мес. - 20-30 руб.; б) от 6 мес. до 1 года — 30—45 руб.; в) свыше 1 года — 45—60 руб. Минимальное премиальное вознаграждение устанавливалось стрелкам, используемым на караульной службе, максимальное - на конвойной.

В 1947 году 18 марта издается приказ МВД СССР № 92 «Об улучшении бытовых условий и закрепления кадров офицерского, сержантского и рядового состава на службе в военизированной охране ИТЛ и колоний МВД СССР», в котором определен срок службы рядового и сержантского состава не менее трех лет. Всему рядовому и сержантскому составу охраны и надзирательской службы за каждые три года непрерывной службы устанавливалось вознаграждение в размере 3-х месячного оклада и увеличение оклада не менее чем на 20%, но и не более чем на 100%.

В целях совершенствования управления деятельностью военизированной охраны приказом МВД СССР от 30 ноября 1950 года за № 00698 объявляется «Положение об Управлении охраны Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР», в структуре которого организуются: а) политическая част в составе отделения политической работы и отделения комсомольско-молодежной работы; б) отдела кадров; в) оперативного отдела; г) отдела боевой подготовки; д) организационно-строевого отдела; е) отдела службы тыла и ж) секретариата. Приказом МВД СССР от 10 мая 1951 года за № 505 «Об укреплении единоначалия в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД» на начальников лагерных подразделений и колоний возлагается полная ответственность за работу и состояние охраны; командиры отрядов и дивизионов военизированной охраны входят в их полное подчинение.

В связи с передачей в 1953 году мест заключения и ведомства Министерства внутренних дел СССР в подчинение министерству юстиции СССР Совет Министрою СССР принимает постановление от 12 июня 1953 года за № 1484— 588 ее «О структуре и штатах Главного Управления Исправительно-трудовых Лагерей и Колоний Министерства Юстиции СССР и его периферийных органов», объявленное приказом ГМЮ СССР от 18 июня 1953 года за № 0082, в соответствии с которым в составе ГУЛАГа утверждается Управление охраны.

Среднее управленческое звено военизированной системы Управления ИТЛ, Управлений ИТЛ И колоний состояло из Штаба охраны, в состав которого входили: руководство, политическая часть, общая часть, оперативное отделение (часть), отделение (часть) обучения, отделение (часть) учета личного состава, отделение арттехснабжения (оружейная мастерская); учебного дивизиона или взвода по подготовке и переподготовке командиров отделений; отрядов; отдельных и неотдельных дивизионов; отдельных и неотдельных взводов; отделений.

Согласно приказу МЮ СССР N«0013 1953 года, изданному на основании постановления Совета Министров СССР от 28 марта 1953 года за личным составом военизированной охраны сохранялись специальные звания. В то же время личный состав охраны не принимал Присяги.

В 1953 году система военизированной охраны в общих лагерях включала: 196 Штабов охраны, 164 отряда, 298 отдельных дивизионов, 626 неотдельных дивизионов, 762 отдельных взводов, 3783 неотдельных взвода, 74 учебных дивизионов по подготовке командиров отделений. В особых лагерях она состояла: из 4-х Отделов, 3-х отдельных отрядов, 12 неотдельных отрядов, 2-х отдельных дивизионов, 52 неотдельных дивизионов, 201 команды (роты), 603 групп (взводов), 4-х учебных дивизионов. Лимит личного состава охраны к общей численности заключенных в общих лагерях составлял 9,62 %, в особых лагерях — 13,0 %.

Что касается численности личного состава, то обобщенные данные различных архивных источников за 1940-1959 годы представляют возможность провести определенные сопоставления ее изменения в отдельные временные периоды:

Годы Численность охраны
Служащие Самоохрана
     
     
     
     
     
    Нет данных
  Нет данных Нет данных
  Нет данных Нет данных
     
     
     
     
    Нет данных
    30409 на 1.01
    Амнистия
  Нет данных Нет данных
     
     
     
     
     

 

 

В деле организации службы охраны ее особое значение имеет ее вооружённость. Количество единиц огнестрельного оружия, используемого в охране заключенных, в послевоенное время заметно увеличилось. Об этом свидетельствуют следующие сравнительные данные. Если на вооружении военизированной охраны в 1946 году состояло винтовок - 137185, пулеметов «Максим» — 146, пулеметов «ДП» — 1144, пулеметов — пистолетов «ППШ» — 4065, кобурного оружия - 38823, ручных гранат - 21796, то в 1950 году в арсенале военизированной охраны уже числилось: винтовок -225530, автоматов - 36692, револьверов - 72127, ручных пулеметов — 2213, станковых пулеметов — 158 66.

Без участия заключенных не обходилось ни одно наиболее крупное строительство или освоение природных ресурсов. Примером тому является постановление Совета Министров СССР № 1409-506 ее от 11 апреля 1949 года об освоении полезных ископаемых Красноярского края и развитии промышленности цветных и редких металлов. На МВД СССР было возложено осуществление всех поисковых и геологоразведочных работ по цветным и редким металлам, а также строительство и эксплуатация горных и промышленных предприятий по добыче и производству цветных металлов в районах Красноярского края. Во исполнение указанного постановления приказом МВД СССР № 00349 от 16 апреля 1949 года было образовано Главное управление МВД СССР по развед­ке и эксплуатации месторождений и строительству предприятий Цветных и редких металлов в Красноярском крае — «Енисейстрой МВД СССР». Из министерства геологии СССР Министерству внутренних дел СССР было переданы 33 организации, полностью Красноярское геологическое управление; переданы также геолого-разведочные и специальные организации Академии наук СССР, работающие в Красноярском крае. Хозяйственная деятель­ность Енисейстроя распространялась на 41 район края и Хакасскую автономную область.

Несмотря на бурную хозяйственную деятельность система нуждалась в гуманизации, этом деле следует особо выделить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии». На бытовом, обывательском уровне она оценивается как политический шаг Л. П. Берии, его стремление путем одновременного освобождения огромных масс заключенных создать хаос, социальную напряженность и на этой волне усилением репрессивного аппарата и с его помощью захватить власть. На самом деле такая точка зрения далеко не соответствует истине и ее истоки восходят к июльскому 1953 года Пленуму ЦК КПСС, рассмотревшему вопрос «О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берии», на котором, в частности было заявлено, что «Берия приложил свою грязную руку к недавно осуществленной амнистии, в результате которой огромное количество профессиональных убийц, грабителей и воров вернулись в наши города и вновь грабят и убивают честных людей...».

Обвинение в массовом освобождении особо опасных для общества уголовных преступников свидетельствует, скорее всего, о политической игре, стремлении найти «козла отпущения», на которого свалить все грехи руководства, в том числе и собственные, и явно не соответствовало действительности. Во-первых, за столь короткий срок после объявления амнистии не представлялось возможным не только провести анализ положения с преступностью в стране, но даже собрать и обобщить данные о ее состоянии, чтобы сделать такой вывод. Во-вторых, условия освобождения заключенных по амнистии исключали выход на свободу опасных преступников.

Действительно, Берия «приложил руку» к подготовке амнистии, обратившись в Президиум ЦК КПСС с запиской от 26 марта 1953 года следующего содержания: «...В настоящее время в ИТЛ, тюрьмах и колониях содержится 2 526 402 чел. заключенных, из них осужденных на срок до 5 лет — 590 000, от 5 до 10 лет — 1 216 000, от 10 до 20 лет - 573 000 и свыше 20 лет - 188 000 чел. Из общего числа заключенных количество особо опасных государствен­ных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры и националисты и др.), содержащихся в особых лагерях МВД СССР, составляет всего 221 435 чел. Содержание большого количества заключенных в лагерях, тюрьмах и колониях, среди которых имеется значительная часть осужденных за преступления, не представляющие серьезной опасности для общества, в том числе женщин, подростков, престарелых и больных людей, не вызывается необходимостью...» Увеличение численности заключенных в местах лишения свободы Берия объяснял исполнением Указов Президиума Верховного Совета СССР 1947 года об усилении уголовной ответственности за хищения государственного и общественного имущества и кражи личной собственности, предусматривающие длительные сроки лишения свободы: на 1 января 1953 года в местах лишения свободы численность осужденных, относящихся к этим категориям, составляла 1 200 000 чел.

Всего по амнистии было освобождено около 1,8 млн. заключенных. О ее влиянии на социальный климат в стране и состояние преступности, которая является беспристрастным барометром в этом деле, можно судить по численности заключенных в местах лишения свободы: в тюрьмах, которые главным образом выполняли роль следственных изоляторов, в 1954 году при лимите 250242 чел. содержалось 120384 чел.; в 1955 году соответственно - 106648 и 174580 чел. Численность заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях через год после применения амнистии в 1955 году составляла 726118 чел. Все это свидетельствует о явном преувеличении ее негативных последствий.

Коллегия МВД СССР при обсуждении в 1955 году вопроса «О состоянии работы политических органов Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР по перевоспитанию и исправлению заключенных и мерах ее улучшения». В решении Коллегии, объявленном приказом МВД СССР от 26 октября 1955 года за № 385 подчеркивалось, что Политотдел Главного управления ИТЛ и колоний, политорганы ИТЛ и колоний явно недостаточно занимаются организаторской работой по улучшению перевоспитания и исправления осужденных преступников.

В процессе исполнения уголовного наказания, указывалось в Решении, отсутствует понимание его целей и задач отдельными службами; многие работники ИТЛ и колоний неправильно понимают характер и содержание работы с заключенными, считают, что эта работа должна ограничиваться только проведением политико-воспитательных мероприятий. Между тем, как считает Коллегия, перевоспитание — это целый комплекс мероприятий, проводимый всеми службами лагеря и колонии в объеме их функциональных обязанностей и, в первую очередь, по приобщению заключенных к общественно полезному труду, обучению их производственным специальностям, укреплению среди них дисциплины, обеспечению надлежащего порядка в лагерных подразделениях и колониях, созданию заключенным необходимых бытовых условий. Таким образом, было четко и однозначно заявлено о необходимости обеспечения комплексного подхода к исправлению и перевоспитанию заключенных и усиления, в этой связи, организаторской роли руководителей и политорганов ИТЛ и колоний.

Коллегия признала совершенно недопустимым и вредным для дела, когда в некоторых лагерных подразделениях и колониях работа по воспитанию осужденных преступников ограничивается проведением лишь политико-воспитательных и культурно— массовых мероприятий. Коллегия потребовала, чтобы каждый работник исправительно-трудовых лагерей и колоний активно участвовал в непосредственной работе с заключенными и оказывал на них воспитательное воздействие. Предложенный

Коллегией комплекс мер по улучшению деятельности лагерей и колоний включал:

а) приобщение заключенных к труду, широкое развитие трудового соревнования и обеспечение его гласности;

б) привлечение представителей общественности и родственников заключенных к обсуждению на общих собраниях и слетах заключенных вопросов внутри лагерной жизни;

в) принятие действенных мер для улучшения индивидуальной воспитательной работы, которая признавалась одной из основных форм воспитательного воздействия на заключенных;

г) осуществление комплекса мер по подготовке заключенных к освобождению, их трудовому устройству посредством установления устойчивых связей с советскими и хозяйственными органами, администрацией местных предприятий, совхозов и колхозов;

д) обеспечение полезной занятости заключенных в свободное от работы время, организация в этих целях: художественной самодеятельности, проведение ее смотров, обмен концертами художественной самодеятельности между лагерными подразделениями, постановка спектаклей и концертов силами местных культучреждений за счет личных средств заключенных;

е) создание условий для работы советов актива и их общественных секций, обеспечение повседневного руководства их деятельностью; повышение роли многотиражных газет в деле перевоспитания заключенных.

Особо подчеркивалась необходимость принятия неотложных мер по организационно-методическому обеспечению работы кадров мест заключения, повышению уровня теоретических знаний и профессиональной подготовки сотрудников.

В конце 50-х годов начинает формироваться информационная и методическая база для личного состава системы мест исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, основу которой составляют Сборники материалов по перевоспитанию осужденных, брошюры и отдельные специальные издания по тематике мест лишения свободы.

Постановлением ЦК КПСС от 21 октября 1959 года, объявленным приказом МВД СССР от 6 ноября 1959 года за № 0406, политотделу ГУМЗ МВД СССР было разрешено издание ежемесячного журнала «К новой жизни» в количестве 30 тыс. экземпляров, объемом 5 печатных листов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.