Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормотворческая деятельность Пенитенциарной системы




Вывод.

Проблемы труда в ИТУ рассматривались как проблемы ведомственные, а не общегосударственные. На протяжении десятилетий из-за не предоставления работы тысячи осужденных оставались без заработка. В 1979 году были полностью обеспечены работой только 88,4 %, в 1989 году - 91,9% осужденных. При этом многие осужденные были заняты на работах, не требующих профессиональных знаний и навыков, однако существенно влияющих на показатели вывода осужденных на оплачиваемые работы. Такими наиболее распространенными видами работ являлись вязание сеток для хранения сельскохозяйственных продуктов, авосек, изготовление почтовых конвертов.

Принятие в 1969 году Основ исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик стало значительной вехой в развитии нормотворческой деятельности и практики системы исполнения уголовных наказаний в Советском государстве. Они, как общесоюзный закон об исполнении уголовного наказания, принятый впервые в истории Советского государства, отразили в своем содержании не только достижения теоретической мысли, но и результаты передовой практики в этой сфере государственно-правовых отношений; установили общие принципиальные положения, составляющие юридическую базу для дальнейшей разработки и развития общесоюзных и республиканских актов, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, а также определили пределы компетенции союзных и республиканских законодательных правоприменительных органов.

Основы (ст. 4) закрепили весьма принципиальное положение для безусловного обеспечения законности при исполнении уголовного наказания: основанием исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительно-трудового воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу.

В ст. 7 Основ содержался не допускающий расширительного толкования перечень основных средств, применяемых к осужденным в целях их исправления и перевоспитания, который включал: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Общесоюзный закон определил виды исправительно-трудовых учреждений, систему исправительно-трудовых колоний, установил перечень категорий осужденных, подлежащих направлению в колонии различного вида режима, основные требования режима в местах лишения свободы, основное содержание правового положения лишенных свободы, обязательность их труда, условия его организации и оплаты и т.д.

В исправительно-трудовых кодексах в определенной мере была реализована идея необходимости сочетания единой политики в сфере исполнения уголовного наказания с многообразием приёмов и методов проведения ее в жизнь.

Как показала практика, общесоюзное и республиканское законодательства в сфере исполнения уголовного наказания оставили за пределами своего регулирования многие вопросы, требующие незамедлительного решения. Пробелы в определенной мере восполнялись изданием общесоюзных правовых актов, в числе которых важное значение для определения перспектив развития исправительно-трудовых учреждений имело постановление Совета Министров СССР от 20 августа 1971 года № 588-174 «О неотложных вопросах в связи с принятием Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и Положения о предварительном заключении под стражу».

Указанным постановлением урегулированы вопросы организации и оплаты труда лиц, содержащихся в тюрьмах, следственных изоляторах, больницах, установлен порядок организации общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных в исправительно-трудовых учреждениях.

Согласно постановлению в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах организация общеобразовательного обучения возлагалось на органы народного образования. В обязанности исправительно-трудовых учреждений вменялось создание учебно-материальной базы для обучения осужденных. Что касается воспитательно-трудовых колоний, то организация и осуществление общеобразовательного обучения несовершеннолетних осужденных полностью возлагались на органы внутренних дел.

Профессионально-техническое обучение осужденных в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах в соответствии с постановлением организовывалось без отрыва от производства по общеустановленным программам индивидуальным, бригадным и курсовым методами на предприятиях ИТУ, а также в профессионально-технических училищах Госкомитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, создаваемых на базе исправительно-трудовых учреждений. Для оказания материальной помощи лицам, освобождающимся от наказания, был образован специальный фонд за счет отчислений в размере 1% от начисленного заработка осужденных (в ВТК - 3%).

Правотворчество государства в период с конца 50-х по 80-е годы следует рассматривать как попытку законодательным путем демонтировать командно-бюрократическую систему исполнения уголовных наказаний, утвердить верховенство Закона.

В рассматриваемый период в качестве научно обоснованных, не подлежащих сомнению принципов организации управления и деятельности мест лишения свободы признавались принципы партийности, социалистического демократизма, социалистического планирования и учета и др.

Центральным органом управления местами заключения до I960 года являлось Министерство внутренних дел СССР. После упразднения МВД СССР в январе 1960 года эту функцию выполняло в Российской Федерации МВД РСФСР, в составе которого в качестве отраслевых органов управления выступали Главное управление местами заключения и Отдел детских трудовых и воспитательных колоний.

Положение о Главном управлении местами заключения, объявленное приказом МВД РСФСР № 122-1961 г., определило основные его задачи и функции по обеспечению реализации советской исправительно-трудовой политики, применению норм закона в процессе исполнения уголовного наказания с целью исправления и перевоспитания осужденных. Эти задачи и функции предопределяли организационно-управленческую структуру ГУМЗ РСФСР.

В организационной структуре ГУМЗ МВД РСФСР в качестве относительно самостоятельного органа управления выступал Отдел детских трудовых и воспитательных колоний. Руководство отдела составляли начальник, заместитель начальника отдела по учебно-воспитательной работе и режиму, заместитель начальника отдела по производственной и хозяйственной работе. В структуре отдела функционировали: учебно-воспитательное отделение, в состав которого входила группа комплектования; учебно-производственное отделение, куда входила плановая группа; бухгалтерия и секретариат. В функции отдела входили организация учебно-воспитательной работы в трудовых и воспитательных колониях, школьного и профессионально-технического обучения, обеспечение охраны и режима, медико-санитарного обслуживания и производственной деятельности; учет поступления несовершеннолетних в трудовые и воспитательные колонии, детские приемники, анализ их состава, причин преступности и безнадзорности; участие в разработке мероприятий по борьбе с негативными явлениями в среде подростков.

Управленческая деятельность ГУМЗ МВД РСФСР не охватывала все сферы функционирования мест лишения свободы. В той или иной мере свое влияние на деятельность органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и ее эффективность оказывали другие функциональные службы МВД РСФСР: Управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны, Первый специальный отдел, Оперативно-техническое управление, Меди­цинский отдел Хозяйственного управления, Управление военного снабжения, Отдел капитального строительства, Управление кадров и учебных заведений, Планово-финансовое управление. Множественность субъектов управления в условиях жесткой централизации руководства деятельностью органов, исполняющих наказание, как показала практика, сковывала инициативу и самостоятельность последних в принятии и реализации решений, нередко приводила к серьезным противоречиям в исполнении директивных указаний, исходящих от различных субъектов управления.

После очередной реорганизации деятельности органов внутренних дел и воссоздания в 1966 году МООП (с 1968 года - Министерства внутренних дел) СССР приказом Министра от 25 марта 1970 года № 90 было утверждено Положение о Главном управлении исправительно-трудовыми учреждениями МВД СССР, в котором изложены основные задачи этого органа, объем его функций, механизм их реализации с участием других служб Министерства.

Согласно Положению (с дополнениями, внесенными приказом МВД СССР от 6 марта 1972 года № 72) к основным задачам Главного управления исправительно-трудовыми учреждениями (ГУИТУ) МВД СССР относились:

организация работы ПТУ по исполнению приговоров судов к лишению свободы, к исправительным работам без лишения свободы, исправлению и перевоспитанию лиц, осужденных к этим видам наказания; организация исполнения постановлений судов о назначении исправительных работ, вынесенных в административном порядке;

организация работы следственных изоляторов по содержанию в них лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;

обеспечение исполнения определений судов о принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков) и наркоманов;

организация исполнения определений судов о применении мер медицинского характера;

создание и совершенствование производственной базы для трудового воспитания осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях; обеспечение выполнения заданий по народно-хозяйственному плану предприятиями ГУИТУ

участие в осуществлении мер по борьбе с преступностью, выполнение заданий органов милиции и других органов по раскрытию и предупреждению преступлений, взаимодействие с органами милиции в борьбе с рецидивной преступностью лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

организация и проведение военно-мобилизационной работы в объеме и порядке, определяемых МВД СССР.

Примечательно, что для обеспечения выполнения указанных в Положении задач начальник Главного управления не имел реальной власти, ибо в этом документе не был определен его правовой статус в отношении подчиненных ему органов и учреждений.

В условиях существования двух главных управлений - ГУИТУ и ГУЛИТУ МВД СССР — весьма сложно вести разговор об обеспечении единой исправительно-трудовой политики в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Ибо деятельность ГУЛИТУ МВД СССР регламентировалась особым Положением, утвержденным приказом МВД СССР от 17 марта 1970 г. № 096 (дополнения внесены приказом МВД СССР от 4 ноября 1978 г. № 0599).

Заключение.

В конце 80-х годов формируется новая Концепция перестройки трудовой занятости осужденных, изложенная в выступлении заместителя министра внутренних дел СССР Л. Г. Сизова, курирующего деятельность исправительно-трудовых учреждений, суть которой сводилась к трем основным направлениям:

1) совершенствование производственно-хозяйственной деятельности и трудового использования осужденных на качественно новой основе — решении партии и правительства впервые за всю историю деятельности системы ИТУ о планировании трудовой занятости осужденных на твердой плановой основе с учетом интересов государства;

2) использование части рабочей силы осужденных в Сибири и на Дальнем Востоке; перепрофилирование освободившихся ИТУ в ЛТП, ВТП, специальные медицинские подразделения;

3) обеспечение всего прироста объемов собственного производства и по кооперации за счет повышения производительности труда; получение плановой прибыли, прежде всего, за счет снижения себестоимости продукции и совершенствования механизма управления.

Осуществление реформы исправительно-трудовой системы многие ее сторонники связывали с изменением содержания экономических отношений в исправительно-трудовых учреждениях. Лагерная экономика, по их мнению, являлась становым хребтом ГУЛАГа и по-прежнему определяла всю деятельность современных ИТУ. В подтверждение своей точки зрения они ссылались на тот факт, что по объему промышленного производства МВД СССР входило в пятерку крупнейших промышленных министерств страны. В 1987 году общий годовой объем производства ИТУ превысил 11,7 млрд. рублей. По производству сельскохозяйственной техники Министерство внутренних дел занимало второе место после Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Причем это место, считали они, обеспечивалось подневольным, рабским трудом осужденных.

Для людей, мало сведущих и имеющих смутное представление о деятельности ИТУ, такая аргументация казалась бы весьма убедительной, осужденный представлялся как объект безудержной эксплуатации. Но это на первый взгляд человека, не разобравшегося в сути проблемы труда в местах лишения свободы. Мы считаем естественным, когда при огромной концентрации рабочей силы в местах лишения свободы, превышающей по численности работающих многие министерства, трудом осужденных создавались материальные продукты производства, объемы которых исчислялись в стоимостном выражении до 11 млрд. рублей. В то же время вести разговор о рабском труде осужденных нет оснований, ибо выработка продукции на одного осужденного, например в 1987 году, составляла лишь 11983 рубля, в 1989 году она увеличилась до 12250 рублей.

Нельзя признать также разумной точку зрения, когда реформу исправительно-трудовой системы многие «правозащитники» связывали с разрушением промышленно-производственной базы предприятий ИТУ, полагая, что такой подход является закономерным шагом в изменении производственно-экономических отношений в условиях ИТУ, на базе которых формируются личные качества осужденных, по их мнению, несоответствующие стандартам современного общества. Вред от реализации такого подхода исправительные учреждения ощущают сегодня повсеместно.

 

 

Литература:

1. Юдин Е.Г., Олейник И.И. История уголовно-исполнительной системы России: Учебное пособие. Иваново, 2003.

2. Аладьина Л.С. История правоохранительных органов России: Учебное пособие. Владимир, 2002.

  1. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов. М., 2005.
  2. Органы внутренних дел России. В 2 т. / Под ред. С.И. Гирько. Т. 1. М., 2002.

5. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы: учебник/под ред. Ю.И. Калинина; Академия права и управления ФСИН России. – Рязань, 2006.

6. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История уголовно-исполнительной системы»:030505 №Правоохранительная деятельность»/ (сост. Е.А.Кусакина); ПССШ ФСИН России, цикл гуманитар. И СЭД. – Пермь: КМУ ФГОУ СПО Перм. Колледж ФСИН России, 2005.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.