Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к реформе нормативно правовой базы

Вывод.

Разнообразный социальный состав не облегчает проблему исправления осужденного. Скорее наоборот, слом старого понятийного аппарата на «Зоне» и современная реформа ФСИН, дают хороший шанс навсегда избавиться от блатной романтики и максимально приблизиться к задаче исправления осужденных.

18 октября 1991 года принят Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» в его рамках пересмотрено более полумиллиона дел и около 600 тыс чел реабилитировано.

Сокращается численность з\к. Ликвидируются ЛТП. Чаще не сажают.

С 1986 по 1990 ликвидировано 200 колоний

С 1976 по 1993 уровень преступности в России вырос на 239%.

На 1 января 1995 года в Главное управление по исполнению уголовных наказаний 731 колония, 180 следственных изоляторов и тюрем, Осужденных более 930 тыс. чел.

По существу реформирование уголовно-исполнительной системы началось с приходом в 1992 году на должность начальника Главного управления исполнения наказаний Юрия Ивановича Калинина, который принял активные меры по реализации новой государственной исправительной политики. Именно в этом году были подготовлены, а затем внесены первые наиболее значимые изменения в правовую основу функционирования уголовно-исполнительной системы.

С принятием Закона Российской Федерации от 12 июля 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» осужденным впервые была гарантирована свобода совести и вероисповедания; введены нормы, обеспечивающие их право на личную безопасность; предоставлена возможность пользоваться платными лечебно-профилактическими услугами, вести телефонные переговоры; предусмотрено право на ежегодные отпуска, в том числе с правом выезда за пределы ИТУ; сняты ограничения ша отправку ими писем и телеграмм; исключены некоторые дисциплинарные взыскания и др.

21 июля 1993 года был принят важнейший для пенитенциарных учреждений федеральный закон. Это закон « Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», который определил цели, задачи, принципы и основные направления работы исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов, а также систему учреждений и органов, исполняющих наказания. Были значительно расширены их полномочия по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности. Данным законом были уточнены права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы, им были предоставлены определенные социальные льготы. Наконец, закон установил формы и методы контроля за соблюдением прав осужденных учреждениями, исполняющими наказания.

Начиная с 1993 года, в деятельности уголовно-исполнительной системы появляется четко выраженная направленность на сокращение уровня и количества преступлений среди спецконтингента, прежде всего тяжких и побегов. Принятыми мерами удается значительно снизить уровень преступлений по всем видам учреждений. В определенной степени это явилось результатом работы по значительному изменению законодательства, направленного на дифференциацию условий отбывания наказаний, активизацию оперативно-розыскной деятельности, создание и четкую организацию деятельности отрядов специального назначения, расширение сети помещений со строгими условиями содержания.

Процесс усиления роли и значимости проводившихся мероприятий по реформированию уголовно-исполнительной системы набирал силу. И в 1994 году Министерством внутренних дел России было осуществлено слияние ГУИН МВД России и ГУЛИТУ МВД России в единое Главное управление по исполнению наказаний. Тогда же была развернута система по концентрации функций, необходимых для комплексного решения задач, связанных с исполнением уголовных наказаний.

22 апреля 1994 года произошло еще одно важное историческое событие в жизни российской пенитенциарной системы. Указом Президента Российской Федерации «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» функции охраны учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов из внутренних войск МВД России были переданы уголовно-исполнительной системе. Передача этой важнейшей функции осуществлялась поэтапно, по мере комплектования до 70 процентов личного состава подразделений охраны учреждений на контрактной основе, и согласных на переход в УИС. При этом важно отметить, что не было допущено ни снижения объемов службы, ни ухудшения ее качества.

В 1997 году завершена работа и был принят один из основополагающих для уголовно-исполнительной системы законов - Уголовно-исполнительный кодекс. В нем, как в законах «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» нашли свое отражение положения и требования основных международных законодательных актов, таких как: «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными», «Международный пакет о гражданских и политических правах», «Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания», получили существенное развитие вопросы обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, приведения условий их содержания в соответствие с международными стандартами, контроля со стороны государственных органов и общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

В том же году указом Президента РФ от 8 октября № 1100 положено начало коренному реформированию уголовно-исполнительной системы - передача УИС из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции.

Этому способствовали не только международный опыт и практика, но и исторический опыт России. Дело в том, что попытки реформирования системы учреждений и органов, исполняющих наказания, предпринимались в России неоднократно, на разных исторических этапах ее развития, причем, как правило, это сопровождалось переходом названной системы из органов внутренних дел в подчинение органов юстиции. (Например, с 1895 года вплоть до 1922 года Главное тюремное управление находилось в подчинении Министерства юстиции.) Возрождение былой практики было серьезным шагом к торжеству справедливости.

В том, что УИС должна быть изменена коренным образом у руководства Минюста и ГУИН Минюста России не было никаких сомнений, ибо новые времена в России предполагали прежде всего переориентацию интересов государства в сторону защиты прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, проведение трех крупных реформ в государстве — правовой, судебной и уголовно-исполнительной, закрыло много "белых пятен" в законодательстве и объективно подготовило переход УИС в гражданское ведомство.

28 июля 1998 года Президент России подписал Указ № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Всю систему предстояло перевести всего за один месяц (до 1 сентября 1998 года) — задача чрезвычайно трудная, ибо речь шла об оформлении передачи не только центрального органа, но и территориальных; 732 исправительных колоний, 63 воспитательных колоний для несовершеннолетних, 192 следственных изоляторов и тюрем, а также государственных предприятий, лечебных, учебных, проектных и других учреждений со всеми их зданиями, сооружениями, спецсредствами и пр. На службу переводились и все сотрудники, пожелавшие остаться работать в этой системе. Во всех субъектах РФ были созданы специальные комиссии (возглавляли их, как правило, руководители субъектов Федерации), которые провели огромную подготовительную работу. Выполнение указаний Президента России пришлось начинать в крайне сложных стартовых условиях.

Ситуация усугублялась хроническим недофинансированием. В течение целого ряда лет уголовно-исполнительная система обеспечивалась средствами из государственного бюджета в размерах, не превышающих 60 процентов ее реальных потребностей, а по некоторым статьям расходов, например, на медицинское обеспечение осужденных, — в объемах не более 20 процентов. В течение трех последних месяцев, предшествующих передаче уголовно-исполнительной системы в Министерство юстиции, ситуация с финансированием учреждений и органов, исполняющих наказания, еще более осложнилась.

К этому следует дополнительно сказать, что на тот момент не было достаточно хорошо организовано взаимодействие УИС с федеральной и местной властью, и исправительные учреждения не получали с их стороны необходимой поддержки, а чрезмерно жесткая уголовная политика порождала неоправданно широкое применение меры пресечения в виде содержания под стражей и направление в места лишения свободы таких осужденных, которые не нуждались в изоляции от общества. В результате исправительные учреждения оказались переполненными осужденными, не получавшими необходимого питания, одежды, обуви, лекарств и т.д. Особенно тяжелым было положение в следственных изоляторах, где содержались подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в период предварительного и судебного следствия. Достаточно сказать, что в некоторых из них на одного человека приходилось не более 1 квадратного метра жилой площади (при установленной законом норме в 4 квадратных метра), из-за чего людям приходилось спать по очереди.

Не удивительно, что в местах лишения свободы получили распространение инфекционные заболевания, в том числе такие опасные, как туберкулез и ВИЧ. Многие осужденные предавались вынужденному безделью, поскольку администрация не могла предоставить им рабочие места.

Такая уголовно-исполнительная система, не выполняя возложенных на нее задач, тяжким бременем ложилась на бюджет государства и в то же время, по сути, дискредитировала государственную власть в глазах населения.

С учетом этих обстоятельств и были определены приоритетные задачи по ее реформированию: совершенствование нормативно-правовой базы, ускорение судебно-правовой реформы, и, как результат, сокращение численности осужденных в местах лишения свободы и лиц, содержащихся под стражей.

31 августа 1998 года руководители МВД и Минюста подписали акт приема-передачи УИС Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции. Это событие огромного исторического значения, поскольку переход УИС в «министерство справедливости» является одной из наиболее значимых мер, призванных обеспечить более высокие гарантии соблюдения законности и прав человека. Министерство юстиции в этом плане более свободно, не связано грузом прошлого, у него отсутствует синдром продолжения психологического давления на лицо, преступившее закон и отбывающее наказание.

Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1998 года №117-ФЗ была создана правовая основа социальной защиты личного состава и членов их семей. Своевременно решены наиболее принципиальные и проблемные вопросы перехода личного состава, подготовлен ряд совместных нормативных акутов МВД и Минюста России, основной направленностью которых явилось сохранение сложившихся принципов кадрового обеспечения УИС, обеспечение льгот и гарантий.

Это, безусловно, способствовало безболезненному изменению ведомственной принадлежности и стабильной работе органов и учреждений УИС в новых условиях. Своевременно был осуществлен переход более 350 тысяч персонала УИС. Вопреки прогнозам скептиков полностью сохранен кадровый потенциал, все руководители территориальных органов также изъявили желание остаться в системе.

Решениями Президента Российской Федерации, Правительства России был существенно повышен статус сотрудников некоторых подразделений центрального и территориальных органов УИС, нормативно закреплены виды учреждений, организаций и предприятий, входящих в состав уголовно-исполнительной системы, создана правовая основа к поэтапному переводу на содержание из средств федерального бюджета производственно-технического и административно-управленческого персонала предприятий исправительных учреждений.

Предоставлены права Министру юстиции Российской Федерации по утверждению перечня подразделений и должностей УИС, где исчисление выслуги лет сотрудникам производится на льготных условиях. Существенно повышен статус ряда территориальных органов УИС, должностной уровень руководителей и сотрудников. В наиболее крупных региональных центрах образованы 15 Главных управлений. Утвержден ряд ведомственных наград.

Только в 2001 году были повышены предельные специальные звания по должностям руководителей крупных структурных подразделений, 990 должностей инженерно-технического состава ГУИН, УИН переведены на бюджетное финансирование. Значительно увеличены должностные оклады гражданского персонала аппаратов территориальных органов, расширен перечень подразделений и учреждений, служба в которых засчитывается на льготных основаниях, в категорию начальствующего состава переведен ряд должностей гражданского персонала следственных изолятор и тюрем.

Важнейшее значение для системы имело принятие 26 февраля 2002 года Правительством Российской Федерации решения о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ № 941 от 1993 года. Постановление в полном объеме распространило на сотрудников УИС действующий порядок и условия исчисления выслуги лет. Сотрудникам учреждений и органов УИС, проходившим службу в исправительно-трудовых и исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных, а также содержания осужденных с пожизнен­ным сроком, уволенным после 20 июля 1992 года, установлен порядок исчисления для назначения пенсий на льготных условиях из расчета один месяц службы за два. Этот же порядок исчисления выслуги распространен с 12 марта 2001 года на лиц, проходящих службу в медицинских противотуберкулезных организациях УИС.

Установлен перечень медицинских противотуберкулезных организаций" и должностей, служба в которых рассчитывается на льготных условиях. В частности, к их числу отнесены не только сами туберкулезные больницы, но и их участки, которые могут создаваться как самостоятельные учреждения здравоохранения, так и в составе следственных изоляторов и колоний. Данный порядок распространен и на сотрудников оперативных подразделений и службы безопасности, закрепленных за этими учреждениями.

Проведена значительная работа по сохранению устоявшейся вертикали управления и численности структурных подразделений. Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 25 января 2001 года № 19 в центрах дислокации аппаратов полномочных представителей созданы управления уголовно-исполнительной системы по федеральным округам, руководителям которых придан статус заместителей начальника Главного управления исполнения наказаний Минюста России. Указом Президента Российской Федерации эти должности отнесены к категории высшего начальствующего состава.

Структура управления УИС по федеральному округу предусматривает выполнение задач по реализации основных направлений уголовно-исполнительной политики государства, контролю за исполнением федеральных и региональных программ, решений Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования УИС, проведение единой кадровой политики в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечение действенного контроля за использованием бюджетных средств, взаимодействие на региональном уровне с органами юстиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

совершенствования работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

Основным стержнем в кадровой работе, определенной Концепцией, является то, что кадровая политика УИС, будучи отраслевой модификацией государственной политики, должна быть основой для создания надежного механизма управления учреждениями и органами УИС, повышения профессионализма персонала, результативности всей оперативно-служебной и хозяйственной деятельности. Ее цель — определение путей совершенствования системы кадровой работы и перспектив кадрового потенциала учреждений и органов до 2005 года.

29 августа 2001 года утверждена федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 — 2006 годы», выполнение которой позволит ввести дополнительно более 40 тысяч мест для арестованных, построить жилье для сотрудников обшей площадью 215 тысяч квадратных метров и привлечь к труду не менее 40 тысяч неработающих осужденных.

Как одной из составляющих частей социальной политики государства уделяется внимание реабилитации осужденных в соответствии с разработанной Концепцией воспитательной работы с осужденными на период до 2005 года. В этих целях действует система основного общего и начального профессионального образования осужденных, расширяется сеть вечерних (сменных) школ и профучилищ при исправительных учреждениях. Изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, уже позволили 500 осужденным обучаться в 24 средних и высших учебных заведениях профессионального образования заочно или по дистанционной форме обучения. В шести субъектах Российской Федерации ГУИН Минюста России совместно с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) осуществляет проект «Дистанционное образование в пенитенциарной системе России», в соответствии с кото­рым организовано дистанционное обучение осужденных в данном учебном заведении, отбывающих наказание в ИУ Красноярского края, Кемеровской, Пермской, Самарской, Тверской и Ярославской областей. Осужденные обучаются специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Все это, несомненно, способствует быстрейшей адаптации к жизни после освобождения и препятствует возвращению в преступную среду.

В соответствии со статьей 14 УИК Российской Федерации осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Поэтому сегодня продолжает расширяться взаимодействие с религиозными организациями и объединениями, создаются условия для отправления религиозных обрядов и проповеднической деятельности священнослужителями религиозных конфессий, зарегистрированных в установленном порядке. В учреждениях уголовно-исполнительной системы действуют 346 церквей и храмов, 645 молитвенных комнат. Из них 329 православных храмов, 4 домовые церкви евангельских христиан-баптистов, по 2 - христиан веры евангельской (пятидесятников) и Римско-католической церкви, 10 мечетей и 5 буддистских дуганов. Строятся еще 86 храмов. В 52 регионах России действуют 265 воскресных школ. Создано 1000 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается около 45 тысяч верующих осужденных.

Сегодня можно с уверенностью сказать: УИС России полностью ушла от прежней идеологии исполнения наказаний, а сотрудники системы осознали, что только гуманная пенитенциарная система способна обеспечить исправление оступившегося человека, что она не должна быть орудием подавления и угнетения личности. По образному выражению заместителя Министра юстиции России Ю.И. Калинина «в тюрьме должно быть как можно меньше тюрьмы».

Министерство юстиции России стало инициатором планомерной и системной работы по совершенствованию и обновлению законодательной базы, ориентированной на гуманизацию карательной политики, улучшение условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отвечающих требованиям международных стандартов.

Наиболее важные результаты этой работы получили отражение в Федеральном законе от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ, которым внесены существенные изменения в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Положения этого закона направлены на существенную либерализацию и корректировку уголовной политики, прежде всего, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Законом предусмотрено существенное сужение практики применения содержания под стражей, применение этой меры пресечения главным образом к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести — лишь в порядке исключения. В то же время расширены возможности для применения иных мер процессуального принуждения — залога, поручительства, а в отношении несовершеннолетних — отдачи под присмотр родственников, опекунов или иных заслуживающих доверия лиц.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современная картина состава осужденных | Интеграция в международную пенитенциарную систему
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.