КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная картина состава осужденных
Введение. Тема 8. Лекция 8. Исправительно-трудовая система после распада СССР.
В 1991 году произошел распад СССР. В конце года прекратили деятельность все союзные органы государственной власти и управления. С разрушением социалистической системы перестали существовать идеологические и экономические условия, лежавшие в основе уголовно-исполнительной системы, и она начала быстро разрушаться. Стало очевидным, что эта система в ее прежнем виде просто больше не может существовать, ее нужно коренным образом менять, реформировать. Требовалось построить систему основных принципов, отвечающих внутренней природе современной уголовно-исполнительной системы России, которыми следует руководствоваться в ходе реформы, выявить затруднения, проявившиеся в практике органов и учреждений по исполнению наказаний, четко сформулировать стоящие перед УИС задачи. Однако решение этих задач сдерживалось определенными консервативными силами, которые в тот период в российском обществе были еще очень влиятельны. Поэтому о реформировании предпочитали говорить осторожно, заменяя термин «реформирование» другими словами — «улучшение работы», «реорганизация» и т. п. Для успешного осуществления реформы ФСИН необходимо понимать на кого она будет рассчитана, с каким контингентом придется работать сколько преступников теоретически могут исправиться, а с кем придется соблюдать особую осторожность. Картина современной преступности не однородна.
Социальный состав. По переписи заключенных 1999 года род занятий осужденных до их ареста распределялся следующим образом: рабочие – 29,3%, служащие (включая работников правоохранительных органов – 0,4% и военнослужащих – 1,1%) – 3,2%, крестьян – 1,9%, предпринимателей –1,8%, учащихся – 3,7% (в том числе - ПТУ – 1,4%, средних школ – 1,5%, средних и высших профессиональных заведений – 0,6%), домохозяйки и неработающие пенсионеры – 1,4%, безработные – 1,3%, отбывали наказание в местах лишения свободы – 0,5%. Удельный вес не работавших, не учащихся, не имевших постоянного источника доходов вырос с 10,6% в 1970 году до 56,3% в 1999 году. Наибольшая доля последней категории (1999) среди женщин в ИК – 70,8% (а в ИК строгого режима – 75,6%). Это еще одно напоминание об «исключенных». Образовательный уровень заключенных возрастает по мере роста уровня образования населения в целом. Поэтому не удивительно, что среди контингента пенитенциарных учреждений доля лиц с высшим образованием выросла с 1970 по 1999 год с 0,7 до 1,3%, со средним специальным и незаконченным высшим образованием – от 3,7 до 14,9%, со средним общим образованием – от 11,6 до 48,1%. Одновременно удельный вес лиц с неполным средним образованием сократился с 68,1 до 30,4%, а с начальным образованием и ниже – с 15,9 до 5,3%. Средний образовательный уровень (в условных годах обучения) вырос с 7,1 до 9,4. Женщины оказались более образованными не только на воле, но и в местах лишения свободы: средний образовательный уровень в мужских ИК – 9,5, в женских – 9,6. Может показаться удивительным, что уровень образования (и по удельному весу лиц с высшим образованием – 2,2%, и по среднему образовательному уровню – 9,8) наиболее высок среди мужчин, находящихся в ИК для отбывания пожизненного заключения. Относительно высокий и средний образовательный уровень у лиц, осужденных к тюремному заключению (9,7). Следует отметить, что образовательный уровень осужденных в целом был значительно ниже, чем в населении. Так, в 1970 году с высшим образованием в населении РСФСР (старше 10 лет) было 4,4%, в 1979 году – 7,1%, тогда как среди заключенных соответственно 0,7 и 0,8%; со средним специальным и незаконченным высшим образованием за те же годы в населении – 8,6 и 13,1%, среди осужденных – по 3,7%. Большинство осужденных – люди трудоспособного возраста, хотя не все они – реально трудоспособные, так как какую-то часть из них составляют инвалиды. Трудоспособность осужденных упала с 96% в 1989 году до 85,7% в 1999 году. При этом доля инвалидов III и II групп несколько сократилась: соответственно с 1,6 до 0,9% и с 2,3 до 1,2%. В то же время несколько выросла доля нетрудоспособных по возрасту (до 0,9% в 1999 году) и ограниченно годных к труду (до 11,2% в 1999 году). Трудоспособность в мужских ИК в 1999 году – 84,4%, в женских ИК – 90,1%, в ВК – 92,6%, в тюрьмах – 85,7%. Данные о трудоспособности осужденных приведены в таблице.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |