Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные тенденции развития системы наказаний

Вывод.

Проведенный анализ основных периодов и этапов реформирования УИС современной России показывает, что каждый из них имел свои особенности. Если на первом из них, в рамках так называемой «перестройки», основное внимание было сосредоточено на проблемах снятия различного рода ограничений в пра­вах осужденных, обеспечения открытости УИС для общества, перехода от ис­правительно-трудовой (пускай во многом формально юридически) к уголов­но-исполнительной системе, то на втором - в условиях становления демократи­ческой России стали формироваться новая уголовно-исполнительная политика, за­конодательная база, регламентирующая порядок организации исполнения нака­зания. Исключительно важное значение имеет третий период реформирования УИС в условиях ее передачи в Минюст России. Для него характерен комплекс­ный подход к реформе УИС, конкретность и преемственность с предыдущими периодами, «государственная поддержка со стороны Президента, Админи­страции Президента, Федерального собрания, Правительства, Генеральной прокуратуры, а также глав администраций субъектов Российской Федерации.

Одним из главных вопросов любой пенитенциарной реформы являет­ся реконструкция самой системы исправительных учреждений. В первой главе при рассмотрении сущности и целей реформы УИС отмечалось, что здесь в принципе возможно две альтернативы: либо создание тюремной системы, либо радикальное совершенствование действующей системы исправительных колоний. Законодатель и практика пошла по второму пути, согласно концепции развития УИС до 2005 года.

Основная цель данных преобразований заключа­лась в уменьшении тюремной атрибутики, увеличении жилой площади на одного осужденного (в исправительных колониях она не может быть меньше двух кв. метров, а в лечебно-профилактических учреждениях - пяти кв. метров), а также переходе к проживанию осужденных по типу общежития. Все это позволило су­щественно гуманизировать условия отбывания наказания. Известно, что построе­ние системы исправительных учреждений во многом предопределяется составом осужденных. За время проведения реформы произошло не только сокращение численности, но и качественное изменение состава осужденных. Выражается это, прежде всего, в повышенной криминогенности осужденных. Практически каж­дый четвертый осужден за умышленное убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбойное нападение, грабеж, изна­силование. Около 60 % судимы неоднократно. Увеличивается число лиц, осуж­денных за бандитизм и участие в других организованных формированиях пре­ступного мира. Изменения в составе осужденных существенным образом повлия­ли на наполняемость и структуру видов исправительных колоний: более быстрыми темпами стали расти исправительные колонии особого режима. После введения в действие в 1997 году нового Уголовного кодекса РФ численность осужденных здесь выросла на 27,1 % и составила на 1 января 2003 года более 68 тыс. человек. Только в 2002 году для размещения данной категории осужденных было открыто девять исправительных колоний особого режима и многочисленные изолирован­ные участки в колониях строгого и общего режима.

Отдельного рассмотрения также требует проблема исполнения наказания в отношении новой для отечественной практики категории осужденных - осужден­ных к пожизненному лишению свободы. Данный вид наказания введен новым УК РФ. В связи с мораторием на смертную казнь и ее заменой пожизненным лишени­ем свободы, доля этой категории лиц возрастает. Так, в период с 1997 по 2004 год число таких осужденных возросло в 8,5 раз (со 173 до 1483). Рост количества осужденных к пожизненному лишению свободы предопределил необходимость создания новых учреждений для их размещения.

Реформа пенитенциарных систем, наряду с построением рациональной системы исправительных учреждений, предполагает также поиск новых подходов к организации исправительного воздействия на осужденных. Связано это с тем, что от эффективности воспитательной работы с осужденными зависит во многом то, каким человек выйдет из колонии, как он будет адаптирован к жизни на свободе. Происшедшие изменения в российском обществе, радикальное изменение духов­но-нравственных ориентиров радикальным образом повлияли и на организацию воспитательной работы с осужденными. Выражается это, прежде всего, в качест­венном изменении средств исправительного воздействия. Общий смысл данных изменений заключается в том, что в практике исполнения наказания произошел переход от идеологизированного, жестко регламентирован­ного процесса воспитания в рамках модели исправительно-трудового воздействия к более гибкой модели, ориентированной на максимально широкий спектр средств исправительного воздействия, психолого-иедагогические методы работы с осужденными взамен жестких форм давления на личность. С учетом этого в штаты исправительных учреждений введены такие должности как психолог, социаль­ный работник. Психологическая служба УИС насчитывает почти 3 тысячи спе­циалистов. «За 10 лет функционирования психологической службы в УИС от­четливо выделились следующие виды работы с осужденными: психологическая диагностика, психопрофилактика деструктивных явлений среди осужденных, психологическая коррекция личности осужденных и их поведения». Также появились такие нетрадиционные для советского периода формы работы с осуж­денными как религиозное воспитание. В настоящее время в духовном воспитании осужденных принимают участие представители всех ведущих религий России: Русской Православной Церкви, Духовного управления мусульман Европейской части России, Федерации еврейских общин России, других конфессий. В исправительных учреждениях построено 343 храма, 628 молитвенных комнат, возводится еще 80 храмов.

Качественно изменилось организация образовательного обучения осужден­ных. Наряду с получением общего образования в общеобразовательных школах и учебно-консультативных пунктах, рабочей профессии в профтехучилищах и их филиалах, осужденным разрешено обучение в средних и высших учебных заве­дениях заочно или на дистанционной форме обучения (на начало 2003 года такой формой обучения было охвачено 1,5 тыс. человек).

Изменения в содержании средств исправительного воздействия обу­словливают поиск новых подходов к организационным формам работы с осуж­денными. Речь, прежде всего, идет об отрядной системе в исправительных учре­ждениях. За время существования данного института (с середины 50-х годов) в этом направлении проводились различные эксперименты по его совершенствованию: укрупнение или разукрупнение и т.п. Однако в своей основе данные экспе­рименты были направлены на лучшую организацию труда осужденных, выполне­ние производственных планов. В современных условиях, когда труд осужденных организуется на качественно иных принципах, такие упрощенные подходы к совершенствованию отряда становятся недостаточными. Однако в целом и сейчас «оперативная обстановка в учреждениях во многом зависит от того, как строится работа в отрядном звене. Сегодня оно стало одним из консервативных структур в колонии.

В организации воспитательной работы с осужденными имеются и другие проблемы. Среди них распределение осужденных с учетом не только фор­мально-юридических критериев, но и психолого-иедагогических характери­стик. Определенные результаты в этом отношении достигнуты в УИН по Орлов­ской области, где данная работа начинается в следственном изоляторе, что позво­ляет боле успешно адаптироваться осужденным к условиям отбывания наказания, снижает риск возникновения конфликтных ситуаций на первой стадии пребыва­ния в СИЗО.

Важное значение имеет и проблема социальной адаптации осужденного после отбытия им срока наказания. Данная проблема осложняется тем, что действующие многие годы формы работы по трудовому и бытовому трудоустройству освобожденных в условиях рыночных отношений не срабатывают. Нельзя не ука­зать, что исправительными учреждениями накоплен определенный опыт по соци­альной адаптации освобожденных применительно к новым условиям. Это заклю­чение договоров со службой занятости, путем бронирования рабочих мест для бывших осужденных, создание реабилитационных центров, оказание помощи со стороны правозащитных и благотворительных организаций, организация обуче­ния профессиям, пользующимся спросом на рынке труда. Особое значение для решения данной проблемы могло бы сыграть скорейшее принятие Федераль­ного закона о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, испол­няющих наказание.

Отдельного рассмотрения при анализе тенденций реформирования УИС требует вопрос о перспективах развития производственно-хозяйственного комплекса исправительных учреждений, организации трудового воспитания осуж­денных. В условиях рыночных отношений предприятия исправительных учрежде­ний уже не играют такой роли в народно-хозяйственном комплексе страны, как это было при плановой экономике. Однако это не говорит о том, что не следу­ет развивать производство в местах лишения свободы, не привлекать осужден­ных к труду. Численность осужденных не работающих по различным причинам на 1 января 2004 года составила 49370 человек. Основными причинами непредстав­ления работы являются: отсутствие объектов труда, отсутствие спроса на продук­цию предприятий УИС, недостаточность собственных оборотных средств, а также краткий срок отбывания наказания и низкий уровень квалификации осужденных.

Одной из важных тенденций реформирования УИС является фор­мирование новых отношений системы с обществом. Выражается это, прежде всего, в ее большей открытости для общества, участии различного рода правозащитных организаций, общественных объединений, международных неправительственных организаций в работе УИС \ Формы участия в данной работе разнообразны и во многом зависят от компетенции субъектов. Анализ показывает, что в начале XXI века учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, в той или иной мере оказывали содействие более 350 предприятий и организаций различных форм собственности, свыше 150 религиозных и общественных организаций и благотворительных фондов.

Взаимоотношения исправительных учреждений УИС с общественными ор­ганизациями изменилось не только количественно, но и качественно. Так, если на первых этапах реформирования со стороны общественных формирований, СМИ преобладала критика, то в настоящее время преобладает идея сотрудничества во имя достижения общих целей. Такое сотрудничество становится более конкрет­ным и адресным и осуществляется по многим направлениям: оказание помощи в улучшении условий отбывания наказания в местах лишения свободы, ресоциали-зации наиболее незащищенных групп осужденных (Фонд помощи осужденным); реализация проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Фе­дерации» (Международная тюремная реформа); духовно-нравственное просве­щение осужденных (Русская Православная Церковь, Общероссийской обществен­ное движение «Россия Православная», Общество милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь», Федерация еврейских общин России и другие, традиционные для России религиозные конфессии). В результате сложилась определенная сис­тема гражданского контроля за деятельностью УИС, которая ориентирована не только на выявление нарушений прав осужденных, но и оказание различного со­действия в проведении реформы УИС. Наряду с этим, важное значение имеют и вопросы организационного, тех­нологического плана. Для их решения при Министре юстиции Российской Феде­рации создан Общественный совет, в задачи которого входит не только обеспече­ние координации совместной работы, но и определение перспективных направле­ний ее дальнейшего совершенствования. Необходима также организация опреде­ленной профессиональной подготовки представителей общественных организа­ций по вопросам правового регулирования порядка исполнения наказаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформа уголовно-исполнительной системы как процесс и её ос­новные этапы | Проект реформы УИС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.