КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные тенденции развития системы наказаний
Вывод. Проведенный анализ основных периодов и этапов реформирования УИС современной России показывает, что каждый из них имел свои особенности. Если на первом из них, в рамках так называемой «перестройки», основное внимание было сосредоточено на проблемах снятия различного рода ограничений в правах осужденных, обеспечения открытости УИС для общества, перехода от исправительно-трудовой (пускай во многом формально юридически) к уголовно-исполнительной системе, то на втором - в условиях становления демократической России стали формироваться новая уголовно-исполнительная политика, законодательная база, регламентирующая порядок организации исполнения наказания. Исключительно важное значение имеет третий период реформирования УИС в условиях ее передачи в Минюст России. Для него характерен комплексный подход к реформе УИС, конкретность и преемственность с предыдущими периодами, «государственная поддержка со стороны Президента, Администрации Президента, Федерального собрания, Правительства, Генеральной прокуратуры, а также глав администраций субъектов Российской Федерации. Одним из главных вопросов любой пенитенциарной реформы является реконструкция самой системы исправительных учреждений. В первой главе при рассмотрении сущности и целей реформы УИС отмечалось, что здесь в принципе возможно две альтернативы: либо создание тюремной системы, либо радикальное совершенствование действующей системы исправительных колоний. Законодатель и практика пошла по второму пути, согласно концепции развития УИС до 2005 года. Основная цель данных преобразований заключалась в уменьшении тюремной атрибутики, увеличении жилой площади на одного осужденного (в исправительных колониях она не может быть меньше двух кв. метров, а в лечебно-профилактических учреждениях - пяти кв. метров), а также переходе к проживанию осужденных по типу общежития. Все это позволило существенно гуманизировать условия отбывания наказания. Известно, что построение системы исправительных учреждений во многом предопределяется составом осужденных. За время проведения реформы произошло не только сокращение численности, но и качественное изменение состава осужденных. Выражается это, прежде всего, в повышенной криминогенности осужденных. Практически каждый четвертый осужден за умышленное убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбойное нападение, грабеж, изнасилование. Около 60 % судимы неоднократно. Увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в других организованных формированиях преступного мира. Изменения в составе осужденных существенным образом повлияли на наполняемость и структуру видов исправительных колоний: более быстрыми темпами стали расти исправительные колонии особого режима. После введения в действие в 1997 году нового Уголовного кодекса РФ численность осужденных здесь выросла на 27,1 % и составила на 1 января 2003 года более 68 тыс. человек. Только в 2002 году для размещения данной категории осужденных было открыто девять исправительных колоний особого режима и многочисленные изолированные участки в колониях строгого и общего режима. Отдельного рассмотрения также требует проблема исполнения наказания в отношении новой для отечественной практики категории осужденных - осужденных к пожизненному лишению свободы. Данный вид наказания введен новым УК РФ. В связи с мораторием на смертную казнь и ее заменой пожизненным лишением свободы, доля этой категории лиц возрастает. Так, в период с 1997 по 2004 год число таких осужденных возросло в 8,5 раз (со 173 до 1483). Рост количества осужденных к пожизненному лишению свободы предопределил необходимость создания новых учреждений для их размещения. Реформа пенитенциарных систем, наряду с построением рациональной системы исправительных учреждений, предполагает также поиск новых подходов к организации исправительного воздействия на осужденных. Связано это с тем, что от эффективности воспитательной работы с осужденными зависит во многом то, каким человек выйдет из колонии, как он будет адаптирован к жизни на свободе. Происшедшие изменения в российском обществе, радикальное изменение духовно-нравственных ориентиров радикальным образом повлияли и на организацию воспитательной работы с осужденными. Выражается это, прежде всего, в качественном изменении средств исправительного воздействия. Общий смысл данных изменений заключается в том, что в практике исполнения наказания произошел переход от идеологизированного, жестко регламентированного процесса воспитания в рамках модели исправительно-трудового воздействия к более гибкой модели, ориентированной на максимально широкий спектр средств исправительного воздействия, психолого-иедагогические методы работы с осужденными взамен жестких форм давления на личность. С учетом этого в штаты исправительных учреждений введены такие должности как психолог, социальный работник. Психологическая служба УИС насчитывает почти 3 тысячи специалистов. «За 10 лет функционирования психологической службы в УИС отчетливо выделились следующие виды работы с осужденными: психологическая диагностика, психопрофилактика деструктивных явлений среди осужденных, психологическая коррекция личности осужденных и их поведения». Также появились такие нетрадиционные для советского периода формы работы с осужденными как религиозное воспитание. В настоящее время в духовном воспитании осужденных принимают участие представители всех ведущих религий России: Русской Православной Церкви, Духовного управления мусульман Европейской части России, Федерации еврейских общин России, других конфессий. В исправительных учреждениях построено 343 храма, 628 молитвенных комнат, возводится еще 80 храмов. Качественно изменилось организация образовательного обучения осужденных. Наряду с получением общего образования в общеобразовательных школах и учебно-консультативных пунктах, рабочей профессии в профтехучилищах и их филиалах, осужденным разрешено обучение в средних и высших учебных заведениях заочно или на дистанционной форме обучения (на начало 2003 года такой формой обучения было охвачено 1,5 тыс. человек). Изменения в содержании средств исправительного воздействия обусловливают поиск новых подходов к организационным формам работы с осужденными. Речь, прежде всего, идет об отрядной системе в исправительных учреждениях. За время существования данного института (с середины 50-х годов) в этом направлении проводились различные эксперименты по его совершенствованию: укрупнение или разукрупнение и т.п. Однако в своей основе данные эксперименты были направлены на лучшую организацию труда осужденных, выполнение производственных планов. В современных условиях, когда труд осужденных организуется на качественно иных принципах, такие упрощенные подходы к совершенствованию отряда становятся недостаточными. Однако в целом и сейчас «оперативная обстановка в учреждениях во многом зависит от того, как строится работа в отрядном звене. Сегодня оно стало одним из консервативных структур в колонии. В организации воспитательной работы с осужденными имеются и другие проблемы. Среди них распределение осужденных с учетом не только формально-юридических критериев, но и психолого-иедагогических характеристик. Определенные результаты в этом отношении достигнуты в УИН по Орловской области, где данная работа начинается в следственном изоляторе, что позволяет боле успешно адаптироваться осужденным к условиям отбывания наказания, снижает риск возникновения конфликтных ситуаций на первой стадии пребывания в СИЗО. Важное значение имеет и проблема социальной адаптации осужденного после отбытия им срока наказания. Данная проблема осложняется тем, что действующие многие годы формы работы по трудовому и бытовому трудоустройству освобожденных в условиях рыночных отношений не срабатывают. Нельзя не указать, что исправительными учреждениями накоплен определенный опыт по социальной адаптации освобожденных применительно к новым условиям. Это заключение договоров со службой занятости, путем бронирования рабочих мест для бывших осужденных, создание реабилитационных центров, оказание помощи со стороны правозащитных и благотворительных организаций, организация обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда. Особое значение для решения данной проблемы могло бы сыграть скорейшее принятие Федерального закона о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. Отдельного рассмотрения при анализе тенденций реформирования УИС требует вопрос о перспективах развития производственно-хозяйственного комплекса исправительных учреждений, организации трудового воспитания осужденных. В условиях рыночных отношений предприятия исправительных учреждений уже не играют такой роли в народно-хозяйственном комплексе страны, как это было при плановой экономике. Однако это не говорит о том, что не следует развивать производство в местах лишения свободы, не привлекать осужденных к труду. Численность осужденных не работающих по различным причинам на 1 января 2004 года составила 49370 человек. Основными причинами непредставления работы являются: отсутствие объектов труда, отсутствие спроса на продукцию предприятий УИС, недостаточность собственных оборотных средств, а также краткий срок отбывания наказания и низкий уровень квалификации осужденных. Одной из важных тенденций реформирования УИС является формирование новых отношений системы с обществом. Выражается это, прежде всего, в ее большей открытости для общества, участии различного рода правозащитных организаций, общественных объединений, международных неправительственных организаций в работе УИС \ Формы участия в данной работе разнообразны и во многом зависят от компетенции субъектов. Анализ показывает, что в начале XXI века учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, в той или иной мере оказывали содействие более 350 предприятий и организаций различных форм собственности, свыше 150 религиозных и общественных организаций и благотворительных фондов. Взаимоотношения исправительных учреждений УИС с общественными организациями изменилось не только количественно, но и качественно. Так, если на первых этапах реформирования со стороны общественных формирований, СМИ преобладала критика, то в настоящее время преобладает идея сотрудничества во имя достижения общих целей. Такое сотрудничество становится более конкретным и адресным и осуществляется по многим направлениям: оказание помощи в улучшении условий отбывания наказания в местах лишения свободы, ресоциали-зации наиболее незащищенных групп осужденных (Фонд помощи осужденным); реализация проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации» (Международная тюремная реформа); духовно-нравственное просвещение осужденных (Русская Православная Церковь, Общероссийской общественное движение «Россия Православная», Общество милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь», Федерация еврейских общин России и другие, традиционные для России религиозные конфессии). В результате сложилась определенная система гражданского контроля за деятельностью УИС, которая ориентирована не только на выявление нарушений прав осужденных, но и оказание различного содействия в проведении реформы УИС. Наряду с этим, важное значение имеют и вопросы организационного, технологического плана. Для их решения при Министре юстиции Российской Федерации создан Общественный совет, в задачи которого входит не только обеспечение координации совместной работы, но и определение перспективных направлений ее дальнейшего совершенствования. Необходима также организация определенной профессиональной подготовки представителей общественных организаций по вопросам правового регулирования порядка исполнения наказаний.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |