Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая теория И. Песталоцци




Цель воспитания: всестороннее и гармоничное развитие всех природных сил и способностей человека-труженника-гражданина общества. Центром педагогической системы является теория элементарного образования.
Принципы Сод-ние Цель Методы и средства Методики Требования к учителю
Природосоответсвие; развивающего обучения; наглядности; последовательности; посильности; единства знаний и практических действий (умения и навыки); уважение к личности ребёнка; надёжности; постепенности; систематичности; самодеятельности Физическое     Трудовое   Моральное   Умственное Развитие физических сил ребёнка и подготовка его к труду.   Воспитание работника – члена человеческого общества.   Развитие моральных задатков, суждений и навыков, любовь к человеку и человечества.   Развитие умственных задатков и навыков самостоятельного мышления     Трудовые упражнения, игры, строевые занятия, военные упражнения, походы, экскурсии. Обучение и продуктивный труд (крестьянский и промышленный). Развитие моральных чувств и страхование моральной приверженности через упражнения в моральных поступках. Разработал: звуковой метод обучения грамоте, родному языку в взаимосвязи с наглядностью и знанием других предметов, рисование и развитие речи. Метод изучения чисел и дробей. Методика изучения географии. Образованность, любовь к детям, знание их физических и психических особенностей.

 

Лекция 7.

ТЕМА: Зарубежная педагогическая мысль первой половины ХIХ века.

 

ПЛАН:

1. Педагогические взгляды А. Дистервега

а) основные принципы воспитания;

б) дидактическое учение А.Дистервега;

в) требования к учителю.

2. Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта.

3. Педагогическое учение и опыты Р.Оуэна (изучить самостоятельно).

Литература:

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. // Избран. пед. соч. – М., 1956. - С. 55-212.

2. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности воспитания. // Там же. - С. 227-234.

3. Принципы Песталоцци в воспитании и образовании // Там же. - С. 246-258.

4. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост А.И. Пискунов. – М., 1983. - С. 324-354.

5. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Там же. – С. 332-354.

6. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (XVIII – ХХ ст.). Часть 2. – М., 1989.

7. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1998.

1. Педагогические взгляды А. Дистервега

 

Одним из замечательных педагогов-демократов первой половины ХIХ века, «учителем немецких учителей», организатором первых учительских обществ и союзов был Адольф Дистервег (1790 – 1866).

Родился 29 октября 1790 года в семье чиновника судебного ведомства в небольшом промышленном городе Зиген, в Вестфалии. По окончании латинской школы Дистервег в 1805 г. поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю. В 1809 г. он перевелся оттуда в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 г.

В университетские годы Дистервег напряженно занимается самообразованием, ибо его не удовлетворяет догматическое преподавание. На его мировоззрение влияли идеи просветительской философии XVIII в., передовой немецкой литературы Лессинга, Гердера, Шиллера, Гёте. Дистервег также познакомился в университетские годы с передовыми педагогическими идеями Руссо и Песталоцци.

По окончанию высшей школы Дистервег намеревался стать инженером и направился в Дюссельдорф, чтобы сдать соответственный экзамен. Однако в связи с военной обстановкой сделать этого не удалось и Дистервег обосновался в Маннгейме, где его брат был учителем гимназии. Здесь Дистервег получил место домашнего учителя. Затем один год работал учителем математики в гимназии г.. В 1813 г. он перевелся в образцовую среднюю школу города Франкфурта. Там он попал в среду педагогов - приверженцев Песталоцци. Пятилетняя работа в этой школе оказала решительное влияние на формирование педагогических взглядов Дистервега, ставшего на песталоццианские позиции.

В 1818 – 1820 гг. Дистервег был учителем и вторым ректором в латинской школе реформаторской общины г. Эльберфельда-на-Рейне.

В 1820 году Дистервег возглавил вновь учрежденную учительскую семинарию в городе Мёрсе Рейнской области. Под его руководством за 12 лет было подготовлено 200 учителей для начальных школ Рейнской области. Разработанный им план семинарии в Мёрсе был признан образцовым и положен в основу других прусских семинарий. В 1827 году Дистервег основал специальный педагогический журнал “Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht nut besonderer Berücksichtigung des Volksschulwesens” («Рейнские листки для воспитания и обучения, в которых особое внимание уделяется народной школе). В «Рейнских листках» было опубликовано 400 статей Дистервега.

Основная тема публикаций – подготовка учителей, пропаганда принципов обучения Песталоцци.

В 1832 – 1847 гг. Дистервег был директором семинарии для учителей народных школ в Берлине. В 1832 г. – организовал «Педагогическое общество», в феврале 1840 г. – «Младшее берлинское учительское общество». В 1841 г. Дистервег преобразовал возникший еще в 1813 г. «Старый учительский союз» в «Товарищеское учительское общество». Все эти организации раз в год устраивали объединенными усилиями «берлинский учительский праздник», на котором проводилась конференция по ряду педагогических вопросов.

В 1835 г. опубликовано «Руководство к образованию немецких учителей».

В 1847 г. – прусское правительство уволило Дистервега с должности, а в 1850 г., после разгрома революции Дистервег полностью ушел в отставку.

Однако и после отставки Дистервег продолжал оставаться вождем немецкого народного учительства. Он был избран председателем всегерманского учительского союза. Дистервег активно боролся с изданными в 1845 г. прусскими регулятивами - реакционными школьными Законами. Согласно им подготовка учителя должна сводится к усвоению лишь элементарных знаний, необходимых в его будущей деятельности. Запрещалось чтение классической литературы. Вместо педагогики и методики предлагалось изучать школоведение – умение осуществлять надзор в угоду правительству и церкви. Большое внимание уделялось религиозному обучению. В 1865 г. состоялось празднование 75-летнего юбилея выдающегося немецкого педагога.

7 июля 1866 года Дистервег умер от холеры.

Основные принципы воспитания.

Дистервег всесторонне обосновал идею общечеловеческого воспитания, реализацию которой он связывал с общепедагогическими принципами.

1. Природособразность воспитания – воспитание должно совершаться в соответствии с естественным ходом развития самой детской природы. Однако Дистервег рассматривал человеческую природу как неизменную абстрактную сущность. Он не понимал, что в процессе исторического развития изменяется и их природа. «Естественные существа могут стать только тем и должны стать только тем, для чего они созданы».

Воспитание, считал Дистервег, должно возбуждать развитие. «Без возбуждения не может быть развития. Воспитывать – значит возбуждать.» (Руководство…, с. 117). Педагог должен знать природу ребенка, а для этого надо изучить психологию, являющейся основой науки о воспитании.

Исходя из данных психологической науки, Дистервег выделяет 3 этапа в развитии ребенка.

I. 6-9 лет – преобладание ощущений

2. 9-14 лет – развитие памяти и накопление представлений. Начинается развитие абстрактного мышления.

3. После 14 лет – период рассудка, переходит в формирование начал разума.

Важно отметить, что Дистервег говорит о преобладании одной из психических функций на определенном возвратном этапе.

2. Культуросообразность воспитания – «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить – одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». Иначе говоря, воспитание ребенка осуществляется в окружающих общественных условиях.

3. Самодеятельность – естественное развитие способностей ребенка связано с развитием умственной самостоятельности, умением самостоятельно рассуждать.

Дидактиктическое учение.

Дидактическое учение Дистервег излагает в виде 33 законов и правил обучения, которые распределяет по 4 рубрикам:

1) правила, относящиеся к ученику, к субъекту;

2) правила, касающиеся учебного материала, объекта;

3) правила обучения, касающиеся внешних условий (времени, места, коллектива);

4) правила, касающиеся учителя.

Их разграничение – не абсолютно.

Дистервег создает дидактику развивающего обучения. Основная го задача развивающего обучения– возбуждение познавательных способностей ученика, которые должны развиваться в усвоении и поисках истины.

Обучение должно формировать личность человека, носить воспитательный характер. Оно развивает не только умственные силы ребенка, но и его убеждения, моральные чувства, характер.

Дистервег ориентировался на следующие дидактические принципы:

1. Наглядность – «от примеров нужно идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них к словам». Дистервег не ограничивается предметной наглядностью. Он предлагает использовать картинки, аналогии, воспоминания детей.

Принцип природосообразности и наглядности в обучении находит у Дистервега выражение в правилах:

а). От близкого к далекому,

б). От простого к сложному,

в). От более легкого к более трудному,

г). От известного к неизвестному.

2. Сознательное усвоение материала.

3. Учет возрастных особенностей («Никогда не учи тему, чего ребенок не в состоянии усвоить») и индивидуальных особенностей.

4. Систематичность обучения – «Распределяй каждый материал на известные ступени и на небольшие законченные части».

5. Повторение – «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили».

Вслед за Песталоцци, он выдвигает на первое место формальную цель образования – правильно придавать главное значение не предмету, но силе, приобретенной учеником благодаря его усвоению».

Подчеркивая значение формальной цели образованию, Дистервег не считал, что детей необходимо вооружать знаниями, которые им не пригодятся в жизни. И он приходит к мысли о связи формального образования с материальным. Дистервег защищал идею общего образования в противовес ранней специализации.

Методы и организация обучения.

Дистервег обосновал ряд методов обучения. Среди них важное место занимает элементарный метод. Он предполагает идти в обучении от наглядности, начиная с единичного. Элементарный метод должен быть развивающим. Дистервег предлагает использовать диалогический – вопросное обучение.

Требования к учителю.

«Учитель для школы – то же, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину».

Требования:

Ø знать предмет,

Ø любить детей,

Ø быть способным твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы, а для этого ему нужна сильная воля,

Ø учитель должен быть строг, требователен, но справедлив, обладать педагогическим тактом,

Ø обладать высокими моральными качествами, гражданским мужеством,

Ø иметь определенное общественное лицо,

Ø заниматься самообразованием.

Педагогічні погляди А.Дістервега

Мета виховання: виховання гуманних, свідомих громадян, які люблять свій народ і людство.
Принципи виховання: природовідповідністі, культуровідповідальності, самодіяльності. Дидактичне вчення про розумову освіту дітей.
Завдання розумового виховання Дидактика розвивального, виховального характеру Вимоги до вчителя
Розвиток розумових сил і здібностей дітей, спрямованих на всебічний розвиток і моральне виховання – “знаходь задоволення у розвитку або в русі: 1)власному, 2)своїх учнів. Викладена у вигляді законів і правил навчання у “Посібнику до освіти німецьких учителів”: “Навчай природо відповідно!”, “Навчай наочно!”, “Від близького до далекого”, “Від простого до складного”, “Від більш легкого до більш важкого”, “Від відомого до невідомого”, “Веди навчання не науковим, а елементарним способом”.     Любов до своєї професії і до дітей, вимогливість, справедливість, сильна воля, громадянська мужність, прогресивні переконання, систематична робота над собою, добра мова, виразний виклад, логічна побудова мови; досконало знати свій предмет, бути взірцем для вихованців; гарний учитель для школи – це те ж саме, сонце для всесвіту.

 


2. Педагогическая теория И.Ф.Гербарта.

Педагогическую концепцию И.Ф. Гербарта можно понять с учетом социально-исторических условий, в которых происходило ее формирование. В связи с этим подчеркнем следующее.

1. В конце XVIII – первой половине XIX в. в странах Запада произошла промышленная революция, повлекшая глубокие изменения в культуре, образе жизни западноевропейского общества. Сформировалась совершенно новая система социальных отношений.

2. Изменившиеся производственная деятельность и социальная среда предъявляли совершенно новые требования к индивиду, к его образованности, его сосредоточенности, вниманию. Это определило необходимость создания системы массового образования. Создать такую систему образования могло только государство.

3. Обострение классовых противоречий превращает школу в прямой объект государственной политики. Это проявлялось в регламентации всех сторон школьной жизни (оценки, экзамены, дипломы и т.п.). В начале XIX в. появляются первые государственные учебные планы и программы.

4. Учитель из ремесленника превращается в государственного служащего. Возникает необходимость его специальной подготовки. Возникают учительские семинарии. Учитель превращается из пассивного контроллера, в двигатель учебного процесса.

5. Жесткая регламентация школьной жизни вызывала противодействия со сторон учеников. Это потребовало со стороны учителя умения «держать класс».

Произошедшие изменения в экономике, политике, образовании и обусловили направленность педагогических идей И.Ф. Гербарта.

Иоганн Фридрих Гербарт родился 4 мая 1776 года в Германии, окончил латинскую классическую школу, а затем Иенский университет. С 1797 года по 1800 год был домашним учителем в Швейцарии.

В 1802 году стал приват-доцентом философии и педагогики Гёттингенского университета, а с 1805 года – профессором. В 1809 году становится профессором Кеннингсбергского университета. С 1833 по 1841 г. – профессор Гёттингенского университета. Он читал лекции по педагогике и психологии, руководил семинарий для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой он сам преподавал ученикам математику. Умер в 1841 году.

Книги:

Ø «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806),

Ø «Учебник психологии»,

Ø «О приложении психологии к педагогике».

Принципиальные педагогические положения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.