КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система зажигания
Общая схема электрооборудования. Источники тока Весь комплекс электрических приборов и аппаратуры, включая источники тока, образуют в совокупности систему электрооборудования автомобиля.
В соответствии с назначением все электрооборудование автомобиля может быть разделено на следующие группы: - источники тока (аккумуляторная батарея 2 и генератор 4 с регулятором 5 и амперметром 3), обеспечивающие электроэнергией перечисленные ниже потребители; - система зажигания у бензиновых и газовых двигателей для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя в соответствующий момент рабочего процесса (прерыватель 8, катушка зажигания 9, распределитель 7, свечи зажигания 6); - система пуска, обеспечивающая проворачивание коленчатого вала и перемещение поршней во время пуска двигателя, чтобы осуществить впуск горючей смеси в цилиндры, ее сжатие и получение первых рабочих ходов (стартер 1); - система освещения и сигнализации, служащая для освещения дороги и габаритов автомобиля при движении в темное время суток, для сигнализации о маневрах, проводимых автомобилем (фары 11, переключатель света фар 12, центральный переключатель света 13, приборы освещения и световой сигнализации 14); - контрольно-измерительные приборы 10 и вспомогательное оборудование. Все приборы электрооборудования автомобиля подключаются параллельно с источниками тока и между собой. Ввиду того, что основные элементы автомобиля изготовлены из металла, являющегося проводником электрического тока, на автомобилях применяется однопроводная система электрооборудования. Вторым проводом являются металлические детали автомобиля, называемые корпусом («массой»). В настоящее время на большинстве автомобилей с корпусом соединены отрицательные полюса источников тока. На автомобилях применяются два типа источников тока: - аккумуляторная батарея, питающая потребителей при неработающем двигателе за счет преобразования накопленной химической энергии в электрическую (разряд); - генератор, преобразующий механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую и питающий потребителей при работающем двигателе. Аккумулятор является обратимым электрохимическим элементом, в котором химические процессы протекают в одном направлении при пропускании через него тока (заряд) и в противоположном при подключении к нему потребителя (разряд). Аккумулятор представляет собой сосуд, заполненный электролитом, в который опущены два металлических электрода разного состава. В результате взаимодействия электролита с электродами между ними возникает разность потенциалов. Если электроды соединить между собой проводником, то по нему потечет ток. Постепенно, в результате химических процессов, состав электролита и электродов изменяется – происходит разряд аккумулятора. Если к электродам подвести напряжение от источника тока, то химические процессы в аккумуляторе протекают в обратном направлении, и восстанавливается первоначальный химический состав электролита и электродов. Этот процесс носит название заряда аккумулятора. Среднее напряжение аккумулятора равно 2 В. Поэтому для того, чтобы напряжение аккумуляторной батареи соответствовало напряжению в цепях автомобильного электрооборудования (12 В), необходимо последовательно соединить шесть аккумуляторов. На автомобилях с дизелями для увеличения мощности стартера при его относительно небольших размерах используется напряжение 24 В. В этом случае на автомобиле устанавливают две аккумуляторные батареи. Работа генератора основана на электромагнитной индукции – возникновении электрического тока в проводнике, перемещающемся в магнитном поле. Генератор переменного тока проще по конструкции, надежнее в работе, меньше по размерам и массе по сравнению с генератором постоянного тока. Поэтому такие генераторы получили широкое распространение на современных автомобилях. Генератор переменного тока состоит из двух основных частей: статора с катушками, в которых индуцируется электродвижущая сила (ЭДС), и ротора, который создает вращающееся магнитное поле. При вращении ротора магнитные силовые линии пересекают обмотку статора, возбуждая в ней ЭДС, переменную по величине и направлению. Обмотка возбуждения генератора при пуске двигателя получает питание от аккумуляторной батареи, а во время работы двигателя – от выпрямителя. Для освещения дороги, внутреннего помещения кабины или пассажирского отделения кузова, обозначения габаритов, а также указания маневров, выполняемых автомобилем, на нем установлен целый ряд наружных фонарей, внутренних плафонов и ламп освещения приборов. К приборам наружного освещения автомобиля относятся фары, обеспечивающие освещение дороги перед автомобилем на достаточном расстоянии для обеспечения безопасного движения с высокой скоростью; передние белые и задние красные габаритные фонари; фонарь освещения заднего номерного знака; фонари сигнала торможения, расположенные сзади и загорающиеся при торможении автомобиля; указатели поворота с оранжевыми рассеивателями, указывающие мигающим светом направление поворота автомобиля; белый фонарь, освещающий дорогу при движении задним ходом. На автомобилях обычно установлены следующие контрольно-измерительные приборы: указатели уровня топлива в баке, температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения и давления масла в системе смазки двигателя. Кроме того, имеется ряд сигнальных ламп: отсутствия зарядного тока аккумуляторной батареи, включения стояночного тормоза, включения указателей поворота, включения дальнего света фар и другие. Удобство применения электрических контрольно-измерительных приборов для замера неэлектрических величин заключается в том, что датчик (элемент, реагирующий на изменение контролируемого параметра) связан с указателем лишь электрическим проводом. Поэтому эти два элемента измерительного прибора могут быть расположены на любом расстоянии один от другого в местах, где это необходимо и удобно. Датчики преобразуют регистрируемую величину в электрический сигнал, передаваемый на указатели. На автомобилях устанавливается и еще целый ряд электрических приборов: звуковые сигналы, стеклоочистители, вентиляторы системы отопления, электромагнитные муфты привода вентилятора, магнитолы, электрические стеклоподъемники, регуляторы положения сидений, телевизоры, установки для кондиционирования воздуха и другие. Система зажигания предназначена для принудительного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. В контактную систему батарейного зажигания (классическую) входят: аккумуляторная батарея 17; катушка зажигания 12; прерыватель низкого напряжения 5 с конденсатором 6; распределитель импульсов высокого напряжения 20; свечи зажигания 25; выключатель зажигания 8; амперметр 16. Прерыватель 5 имеет два контакта: неподвижный 3, соединенный с «массой», и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. При замыкании контактов 2 и 3 прерывателя 5 ток от аккумуляторной батареи 17 проходит по первичной обмотке 10 катушки зажигания 12, создавая вокруг нее магнитное поле. При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной 11 и первичной 10 обмоток, при этом индуктируется ЭДС высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Вращающийся ротор 19 распределителя своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам 22 крышки распределителя. В соответствии с порядком работы цилиндров двигателя эти импульсы подводятся к свечам зажигания 25 через высоковольтные провода 23 и помехоподавительные резисторы 24. Ток самоиндукции, возникающий в первичной обмотке катушки зажигания при размыкании и замыкании контактов прерывателя, замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, что нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Для устранения данных отрицательных явлений параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку, что увеличивает скорость исчезновения магнитного поля и ЭДС высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Выключатель 18 цепи аккумуляторной батареи нужен для отключения батареи от «массы» при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Он защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. С прерывателем-распределителем (на рисунке они изображены отдельно) соединены центробежный и вакуумный регуляторы угла опережения зажигания, а также октан-корректор. Центробежный регулятор автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя; вакуумный – в зависимости от нагрузки (степени открытия дроссельной заслонки). Октан-корректор позволяет вручную изменять угол опережения зажигания в зависимости от октанового числа применяемого топлива. Контактная система батарейного зажигания сравнительно проста, однако имеет и существенные недостатки, особо заметные на высокофорсированных многоцилиндровых двигателях: быстро обгорают и изнашиваются контакты прерывателя, так как через них проходит ток значительной силы; увеличивается зазор между контактами прерывателя, а следовательно, и угол опережения зажигания, что снижает надежность работы системы зажигания; резко уменьшается ток в цепи низкого напряжения, вследствие чего снижается и ток в цепи высокого напряжения; возникают перебои с воспламенением рабочей смеси; затрудняется пуск двигателя; снижаются экономичность и мощность двигателя. Электронные системы зажигания отличаются от обычных систем наличием в первичной цепи транзистора, на базу которого подается управляющий импульс либо от прерывателя (контактно-транзисторная система зажигания), либо от датчика (бесконтактная система зажигания). В контактно-транзисторной системе зажигания в цепи прерывателя возникает слабый ток базы – ток управления транзистором, в результате чего значительно улучшаются условия работы контактов прерывателя. Таким образом, появляется возможность увеличения силы тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания. Управление током базы выполняют датчики импульсов. Часть бесконтактной системы зажигания с магнитоэлектрическим датчиком показана на рисунке. При вращении магнита (число полюсов магнита равно числу цилиндров) в обмотке датчика возникает переменный ток. При прохождении мимо сердечника полюса магнита (диск с зубцами) в катушке датчика возникает ЭДС, которая подается на базу транзистора. Этому моменту соответствует искрообразование на свече зажигания. Напряжение магнитоэлектрического датчика зависит от частоты вращения магнита: с ее увеличением напряжение возрастает. Поэтому при повышении частоты вращения происходит запаздывание зажигания. При малых частотах вращения вырабатываемого датчиком напряжения недостаточно для переключения транзистора. Для устранения перечисленных недостатков вводят специальный формирующий каскад. В настоящее время разработан ряд схем, различающихся датчиками, формирующими каскадами, электронными коммутирующими приборами и способами накопления энергии.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |