КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих отношений, или иными словами – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах. К формам реализации административно-правовых норм относятся: исполнение – активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме; соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. Соблюдение отличается от исполнения пассивным поведением субъекта; использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления; применение – издание (принятие) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Применение административно-правовых норм осуществляется в особом, установленном законом процессуальном порядке. Субъектами применения могут быть только правомочные органы или должностные лица.
Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц Нормы административного права, как и нормы других отраслей права, имеют пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление административно-правовой нормы в силу (разумеется, речь идет о вступлении в силу нормативного акта, в котором находят свое выражение те или иные правила поведения) может быть определено специальным актом, принятым соответствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом. Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнительней. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие административную ответственность граждан, вступают в силу через определенный срок, как правило, через 10 дней после опубликования. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений. Вопрос об утрате административно-правовой нормой юридической силы решается обычно путем официальной ее отмены специальным актом государственного органа. Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением какого-либо события (стихийное бедствие, эпидемия и т.п.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком («до окончания весенне-летних полевых работ», «на 6 месяцев» и т.п.). В предусмотренных законом случаях действие нормативных актов управления может быть приостановлено на определенное время или без указания такового. В отношении административно-правовых норм, в особенности норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что они обратной силы не имеют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Такое обстоятельство специально оговаривается в нормативном акте. Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления, вследствие чего различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения. Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы (военнослужащих, пассажиров). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности. Содержание и виды административно-правовых отношений Административно-правовое отношение представляет собой возникающее на базе норм административного права общественное отношение. Следовательно, оно есть своеобразный результат регулирующего воздействия административного права. Стороны такого отношения являются носителями определенных прав и обязанностей, предусмотренных нормой административного права. Разумеется, сама по себе норма административного права не создает конкретное административно-правовое отношение. Она является основой для его возникновения, так как в общей форме предусматривает, что при наличии соответствующих условий и субъектов управленческое отношение приобретает административно-правовую оболочку. Административно-правовые отношения возникают в результате юридических фактов, то есть определенных условий, предусмотренных административно-правовой нормой. В качестве юридических фактов выступают действия, обстоятельства или события. Предусматривая возможность возникновения административно-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения. Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны имеются только обязанности, а у другой – только права. Свойственный административно-правовому регулированию метод хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, однако не превращает вторую сторону в пассивного их участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подавший жалобу в орган управления, вправе требовать ее приема и рассмотрения в определенные сроки. Данному праву соответствует обязанность органа управления принять и зарегистрировать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки и т.п. Налицо, следовательно, взаимные права и обязанности сторон административно-правового отношения. Но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юридические полномочия, которых нет у другой стороны или их объем менее значителен. Итак, административно-правовые отношения есть предусмотренные нормами административного права общественные отношения в сфере исполнительной власти, в котором стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. Свою конкретную реализацию они находят главным образом в повседневном взаимодействии субъекта и объекта управления. Для них характерно единство содержания, ибо все они являются административными, и единство формы – административно-правовой. Административные их черты выражаются в том, что только одна сторона правомочна принять официальное юридически-властное решение. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредственно из содержания соответствующей нормы административного права. Субъект государственного управления реализует в административно-правовых отношениях принадлежащие ему юридически-властные полномочия в тех случаях, когда в этом возникает необходимость. Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Объектом данных отношений является волевое поведение людей, совершаемые ими действия. Без совершения определенных действий административно-правовое отношение не может быть реализовано. Их осуществление и означает выполнение обязанностей и использование прав, предусмотренных административно-правовой нормой для сторон данного правоотношения. Субъектами административно-правовых отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют соответствующие полномочия и на кого они возлагают определенные обязанности в сфере исполнительной власти (органы управления, должностные лица, общественные организации, граждане и т.п.). Для всех административно-правовых отношений, поскольку они являются юридической формой управленческих отношений, характерны основные их качества. Они представляют собой одну из форм социальных отношений, то есть отношений людей, различных социальных коллективов, возникающих в процессе осуществления функций исполнительной власти. Они – одна из форм волевых отношений, поскольку определяются волей и сознанием их участников. По своей природе административно-правовые отношения являются организационными, что обусловлено организующей сущностью самого государственного управления. Наконец, они носят административный характер, то есть связи между сторонами строятся на властно-организационной основе. В рамках этого принципиального единства возможна, однако, классификация административно-правовых отношений: 1. По целевому назначению выделяются административно-правовые отношения, связанные с повседневной реализацией задач исполнительной власти (организация работы аппарата управления, руководство нижестоящими звеньями и подчиненными объектами, удовлетворение запросов граждан и т.п.). Это основная группа административно-правовых отношений. Вторую группу составляют правоотношения, связанные с совершением административно-правовых деликтов, то есть с правонарушениями, имеющими место в процессе осуществления задач исполнительно-распорядительной деятельности. 2. По конкретному содержанию различаются административно-правовые отношения имущественного и неимущественного характера. 3. По характеру субъектов можно выделить административно-правовые отношения, складывающиеся только между различными звеньями аппарата исполнительной власти, а также отношения, в которых наряду с органами управления участвуют общественные организации и граждане. 4. По способу защиты выделяются административно-правовые отношения, защищаемые в административном либо в судебном порядке. 5. Административно-правовые отношения подразделяются также на материальные и процессуальные. 6. Наиболее существенное значение имеет классификация административно-правовых отношений в зависимости от характера юридических связей между сторонами. По этому критерию различают вертикальные и горизонтальные отношения. Вертикальные отношения складываются между соответствующими сторонами в тех случаях, когда у одной из них имеются установленные административно-правовой нормой полномочия одностороннего юридически-властного характера, которых нет у другой стороны. Такого рода связи наиболее типичны для сферы действия норм административного права. Главное здесь состоит в одностороннем принятии управленческого решения, имеющего обязательную силу для другой стороны данного общественного отношения. Вертикальные административно-правовые отношения делятся на: а) отношения, в которых одна сторона организационно подчинена другой стороне (отношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти); б) отношения между организационно неподчиненными звеньями аппарата государственного управления, когда одно из этих звеньев наделяется определенным объемом односторонних юридически-властных полномочий, обязательных для неподчиненной стороны. Например, многие министерства вправе издавать по вопросам своей компетенции обязательные для неподчиненных им органов акты. К данной группе относятся также административно-правовые отношения, возникающие между контрольно-надзорными органами и органами, являющимися объектом контроля и надзора, но организационно им не подчиненными; в) отношения между органами управления (должностными лицами) и гражданами, в рамках которых органы адресуют последним свои юридически-властные предписания, обязательные для исполнения, а также отношения, связанные с совершением гражданами административных правонарушений. Горизонтальные административно-правовые отношения имеют место в тех случаях, когда стороны фактически и юридически равноправны. Здесь отсутствует организационная соподчиненность, юридически-властные полномочия, принадлежащие одной из сторон. Отношения горизонтального типа возникают в сфере взаимодействия однопорядковых, то есть находящихся на одном правовом уровне, органов государственного управления. Подобного рода отношения складываются между двумя министерствами по поводу, например, издания совместного юридического акта, проведения совместных заседаний коллегий министерств, формирования межправительственных координационных органов, согласования тех или иных решений и т.д. Горизонтальные управленческие связи чаще всего предшествуют возникновению связей вертикального характера, являются по существу их предпосылкой. Принимаемое затем решение уже является односторонним юридически властным актом, обязательным для исполнения. Следовательно, горизонтальность перерастает в вертикальность. Это означает, что горизонтальные связи существуют только до того момента, пока полномочный орган не примет одностороннее юридически-властное решение. Таким образом, горизонтальные административно-правовые отношения связаны преимущественно с процедурой разработки односторонних юридически-властных решений.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |