Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения обладают рядом особенностей, обусловленных, прежде всего, спецификой исполнительной и распорядительной деятельности:

1. Обязанности и права сторон в административно-правовых отношениях всегда связаны с практическим осуществлением определенных действий в сфере исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти, следовательно, есть область возникновения административно-правовых отношений: они возникают в связи с ее практическим осуществлением на различных уровнях организации государственной и общественной жизни.

Участниками административно-правовых отношений могут быть различные стороны, интересы которых в силу предписаний административно-правовых норм так или иначе связаны с осуществлением исполнительной власти и нуждаются для своего удовлетворения в соответствующих действиях исполнительно-распорядительного характера.

2. Административно-правовые отношения складываются между сторонами, чьи интересы и действия связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности.

3. Условием возникновения административно-правовых отношений является участие в них обязательной стороны (так называемый обязательный субъект). Данная особенность этих правоотношений определяется тем, что в них непосредственно выражаются и реализуются интересы государства. Выразить их в состоянии лишь официальные представители государства, наделенные полномочиями юридически-властного характера. Это – соответствующие органы исполнительной власти или их полномочные представители. В то же время именно они, в силу своего положения, могут удовлетворить разнообразные интересы всех других участников административно-правовых отношений.

Соответственно не может быть административно-правового отношения между двумя гражданами, между органами общественных организаций и т.д., так как они не обладают полномочиями юридически-властного характера и не осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность от имени государства.

4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон – органа управления, гражданина и т.п. Более того, эти отношения возникают вопреки желанию или согласию второй стороны (в отличие от гражданско-правовых отношений договорного характера).

Такая возможность возникновения административно-правовых отношений объясняется тем, что соответствующие действия здесь осуществляются сторонами в силу требований закона. Орган исполнительной власти действует юридически-властно и его предписания обязательны для других независимо от их согласия (например, приказ министерства обязателен для всех нижестоящих звеньев данной отраслевой системы). Юридически-властные полномочия органа исполнительной власти определяются непосредственно административно-правовой нормой, в которой закрепляется его компетенция.

Вместе с тем на той же основе может проявляться и инициатива граждан. Так, подача гражданином жалобы или заявления в орган исполнительной власти служит фактом, на основе которого возникает административно-правовое отношение, обязывающее этот орган принять жалобу или заявление к рассмотрению. Такое действие предписывается административно-правовой нормой, а не поведением сторон.

5. Возможные споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются, как правило, в административном порядке, то есть путем непосредственного юридически-властного распоряжения полномочного органа исполнительной власти или должностного лица. В таком порядке разрешается большинство жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц. В качестве исключения из этого общего правила действующее законодательство предусматривает ряд случаев судебного рассмотрения таких споров.

6. Нарушение одной из сторон административно-правового отношения требований нормы, независимо от того, кто является в этом виновным, влечет за собой юридическую ответственность перед государством в лице его соответствующих органов (должностных лиц). Чаще всего – перед полномочными органами исполнительной власти, имеющими право применять меры дисциплинарной и административной ответственности. В ряде случаев возможна ответственность и в судебном порядке. Такой характер ответственности объясняется тем, что фактически нарушаются интересы государства в сфере исполнительной и распорядительной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реализация административно-правовых норм | Участники административно-правовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.