КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности. Важнейшие среди них следующие: - обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным и муниципальным управлением; - в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, общественное объединение); - данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон; - в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством; - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. Основаниями возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Ю ридические факты – конкретные обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями нормы административного права, между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. Юридические факты делятся: 1. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. - правомерные; - неправомерные действия. 3. События - независят от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и пр.). - относительные события; - абсолютные события Виды административно-правовых отношений. 1. В зависимости от целей управленческой деятельности отношения могут быть: - регулятивными; - охранительными (деликтные). 2. По кругу субъектов правоотношения могут быть: - внутриаппаратными; - внеаппаратными (общие). 3. По вертикали власти: - вертикальные — власти подчинения (большая часть адм. правоотношений); - горизонтальные (отношения координации и согласования).
Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы-субъекты, объект и содержание.
Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место: - административно-правовые нормы, предусматривающие правам обязанности субъекта; - административная правоспособность и дееспособность субъекта; - основание возникновения,изменения и прекращения правоотношения. Правовое положение субъектов определяется объемом и характером административной правосубъектности. Элементами правосубъектности являются: • административная правоспособность – способность субъекта иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Для физ.лица моментом возникновения правоспособности является рождение, а моментом прекращения – смерть, для организации моментом возникновения правоспособности является организация (гос.регистрация), пркращения – ликвидация. Объемп адм.правосопособности у физ. лиц определяется законодательством (общая правоспособность), у организаций – учредительными документами (уставная правоспособность). • административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. У организаций дееспособность прибретается одновременно с правоспособностью. У физического лица дееспособность зависит от возраста ответственности (деликтоспособность) и он психического состояния лица. Виды административной дееспособности ф.л.: · полная - с 18 лет, однако она может возникнуть у гражданина и до достижения им 18 лет; · ограниченная - с 16 лет. Именно с этого возраста наступает адм.ответственность (ст. 2.3. КоАП, однако определенные меры дисциплинарного взыскания могут применяться к лицам (детям) возраст которых не уточняется (пр. исключение из школы); · малолетних – с 7 лет. По общему правилу все граждане РФ обладают равной адм.дееспособностью. Но на административную дееспособность может влиять наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными. На основе адм.правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, опекунов, специально уполномоченных представителей). Но имеются права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в гос.управлении, воинская обязанность). Объектом административного правоотношения является то, по поводу чего правоотношение возникает. В юридической литературе существуют разные мнения по вопросу о том, что является объектом любого правоотношения (в том числе и административного). Одна группа авторов в качестве единственного объекта любого правоотношения признает действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы, вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей). Тем не менее, объектом любого административного правоотношения, в первую очередь, является право, которое нарушается. Содержание административных правоотношений включает в себя права и обязанности участников правоотношений. Эти права и обязанности могут иметь абсолютный или относительный характер. Пр. участники дорожного движения. Один из субъектов - водитель, имеющий конкретные права и обязанности, как участник дорожного движения, корреспондирует широкому кругу других участников – участников дорожного движения, обладающих по отношению к нему относительными правами и обязанностями. Тема: Индивидуальные субъекты административного права.
1. Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, ФЗ "О гражданстве РФ" от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами. Административно-правовой статус гражданина - комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Права граждан подразделяются. 1. В зависимости от содержания прав: - статутные – указывающие положение граждан в социальной структуре страны, т.е не увязываются с определенной сферой (пр. право на жизнь, не пользование своим языком); - адекватные они связываются с теми сферами, в которых могут реализовываться (пр. экономические, социально-культурные, социально-политические). 2. В зависимости от механизма реализации: - абсолютные (безусловные) права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.); - относительные права - права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности). 3. В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и основании их возникновения различают: - общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц); - специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности). 4. По взаимодействию с управленческими структурами выделяют следующие группы прав: - право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.); - право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.); - право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций). Административно-правовые обязанности граждан: абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т. п.); 1. относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.). 2. связанные с неправомерными действиями (уплата штрафа)
Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий: • положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью; • отвечать высокому уровню юридической техники; • содержать конкретные нормы и механизмы их реализации; • определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод; • предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан (должен соблюдаться принцип неотвратимости и ответственности виновных лиц). Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующиеположения: • в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; • ограничение прав возможно только при наличии определенных.обстоятельств и должно быть установлено законодательством; определен перечень прав и свобод. Не надлежащих ограничению вообще; • любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека.и гражданина, не могут применяться без официального опубликования. Права и свободы граждан гарантируются государством. Организационно-правовые гарантии можно подразделить на 2 вида: а) судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище); Судебный порядок обращений граждан регламентирован Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в ред. от 14.12.95. № 197-ФЗ. Данная редакция существенно расширила права граждан. Так, теперь можно обжаловать действия, бездействие, решения государственных служащих, в то время как раньше это допускалось только в отношении должностных лиц. Гражданин вправе обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица). Кроме гражданина, права которого нарушены, с жалобой может обратиться его представитель, или по просьбе гражданина — представитель его общественной организации, трудового коллектива. Подача жалобы облагается госпошлиной, но суд может освободить гражданина от ее уплаты или уменьшить размер. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по собственной инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Сроки обращения в суд с жалобой: - 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, - 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Возможно восстановление пропущенного по уважительным причинам срока. Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если же обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод граждан, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу, является обязательным для них и подлежит исполнению на территории РФ. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения. Распределение судебных издержек зависит от того, в чью пользу было решено дело: при отказе в удовлетворении жалобы они возлагаются на гражданина, а при установлении незаконности действий органа или должностного лица — на них. б) административные (внесудебные), т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а в многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Административный порядок регламентирован ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 № 59-ФЗ. Согласно ему: обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает: - либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица; - свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии); - почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, - излагает суть предложения, заявления или жалобы; - ставит личную подпись и дату. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. - жалобы подаются в те государственные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса и которые являются вышестоящими по отношению к тем, чьи действия или решения обжалуются; - если жалоба подается в тот орган, к ведению которого рассмотрение жалоб не относится, в течение 7 дней жалоба направляется в соответствующий орган с уведомлением об этом заявителя; - запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем должностным лицам, действия которых обжалуются; - руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений, организаций обязаны производить личный прием граждан в удобное для граждан время, преимущественно дневное, о часах приема граждане извещаются; - должностные лица при разрешении заявлений и жалоб граждан обязаны: внимательно разобраться в существе дела, при необходимости истребовать нужные документы, направить работников на место для проверки; - выносить обоснованные решения и обеспечивать правильное их применение; - сообщить гражданам о принятом решении, а в случае отказа — указать его мотивы; - своевременно устранить и выявить причины, нарушающие права и интересы граждан; в случае несогласия гражданин может обжаловать решение в вышестоящий орган; - срок разрешения жалоб, если вопрос не требует дополнительной проверки, составляет 30 дней со дня поступления (для военнослужащих и членов их семей — 15), при необходимости дополнительной проверки срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней; - все государственные органы должны систематически проверять состояние дел по рассмотрению жалоб в подчиненных им предприятиях, учреждениях, организациях и принимать меры для устранения причин, выявления нарушений прав граждан. Нарушение установленного порядка рассмотрения жалоб влечет в отношении виновных должностных лиц дисциплинарную ответственность. Те же деяния, причинившие существенный вред, влекут за собой уголовную ответственность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ о должностных преступлениях.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |