Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс ликвидации банкрота


Процедура банкротства.

Причины банкротства.

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица.

1. Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффек­тивных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок — наличие законодательства о банкротстве, реа­лизация которого должна способствовать предупреждении случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом — сведению к минимуму отрица­тельных последствий банкротства для обеих сторон, осущест­влению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

В настоящее время процесс банкротства в России регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ.

В законе содержится четкое определение понятия несостоятельности (банкротства) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных пла­тежей.

Признаком банкротства юридического лица считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В российском законодательстве закреплены два базовых признака банкротства:

- сумма долговых обязательств для юридического лица должна быть не менее 100 тысяч рублей;

- наличие просроченной кредиторской задолженности в течение 3 месяцев с момента наступления обязанности долж­ника об оплате.

Указанных признаков достаточно для общего случая банкротства. Сумма и структура долговых обязательств учитываются на дату поступления заявления в арбитражный суд целью признания должника банкротом.

Для выявления кризисного состояния предприятия — должника учитываются:

-размер задолженности за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

- размер задолженности, возникшей вследствие необоснованного обогащения;

- размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);



- обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

- обязательств по выплате вознаграждения авторам ре­зультатов интеллектуальной собственности;

- обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитывают­ся пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Должник (юридическое лицо) может быть признан бан­кротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской за­долженности, является свидетельством реальной возможно­сти восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику ре­организационных процедур.

Именно экономико-правовое регулирование, формой реа­лизации которого выступает институт банкротства, заставля­ет сельскохозяйственные организации работать эффективно. В противном случае финансовые, трудовые и материальные ресурсы должника перераспределяются к успешно работаю­щим сельскохозяйственным организациям. Юридическое лицо, не способное к конкуренции, не нашедшее свое место на рынке сельскохозяйственной продукции, должно прекратить свое су­ществование, чтобы дать возможность на его месте появиться другому, более конкурентоспособному юридическому лицу.

2. В реальном хозяйственном процессе к банкротству сель­скохозяйственной организации могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздей­ствие. Тем не менее, если удается условно выделить преобла­дающий фактор, то банкротство предприятия обычно подраз­деляется на:

- банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;

- банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства пользующейся спросом продукции;

- банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.

Различают как внешние, так и внутренние факторы возникновения кризисных ситуаций и как их следствие — банкротства.

К числу внешних факторов относятся:

- размер и структура потребностей населения;

- уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность (сюда же может быть отнесен уровень цен и возможность получения потребитель­ного кредита);

- политическая стабильность и направленность внутренней политики;

- развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности;

- международная конкуренция (зарубежные предприя­тия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других — за счет более совершенных технологий);

- уровень культуры, проявляющийся в привычках и нор­мах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим.

К внутренним факторам, влияющим на развитие предпри­ятия, относятся:

- его цели и принципы;

- организация маркетинга;

- уровень издержек;

- производственный и управленческий потенциал;

- качество стимулирования труда.

В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие:

1. Объективные причины, связанные с условиями хозяй­ствования:

- несовершенство финансовой, кредитно-денежной, на­логовой, таможенной систем, нормативно- правовой и законо­дательной базы реформирования экономики;

- экономическая нестабильность;

- инфляционные процессы;

- низкая платежеспособность населения;

- международная конкуренция.

2. Субъективные причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию, то есть внутренние факторы деятельности предприятия:

- неспособность руководителей предусмотреть банкрот­ство и избежать его в будущем;

- снижение объемов реализации продукции из-за плохо­го изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

- снижение объемов производства;

- снижение качества и цены продукции;

- неоправданно высокие затраты;

- низкая рентабельность продукции;

- крупная сумма долгов, взаимные неплатежи;

- слабый уровень адаптации менеджеров-представи­телей старой школы управления к жестким реальностям фор­мирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании производства продукции, пользующейся по­вышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, це­новую и инвестиционную политику.

В качестве первичных сигналов надвигающейся неплате­жеспособности можно рассматривать задержки с предостав­лением финансовой отчетности, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.

Рассмотрим основные фазы кризисного состояния сель­скохозяйственной организации:

- снижение рентабельности и массы прибыли от реали­зации. Следствием является ухудшение финансового поло­жения и устойчивости сельскохозяйственной организации, сокращение источников и резервов развития;

- убыточность производства. Результатом этого служит уменьшение резервных фондов предприятия;

- отсутствие резервных фондов. На погашение убытков сельскохозяйственная организация направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация в этом случае не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства для ее проведения. Необходимы оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию дополнительных средств;

- высокая степень неплатежеспособности,. отсутствие средств для финансирования простого воспроизводства и выполнения своих обязательств, угроза остановки производства и банкротства. На этой фазе необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности сельскохозяйственной орга­низации и поддержанию производственного процесса. По сути, в этой фазе кризисного развития и наступает банкротство.

3.В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ могут воспользоваться правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом непосредственно должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Из этого Закона следует, что конкурсные кредиторы — это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Уполномоченные органы — федеральный орган исполни­тельной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о бан­кротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъ­ектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Причем частичное исполнение долговых обязательств (если остаток непогашенного долга превышает 100 тысяч ру­блей для юридического лица) не может служить причиной от­каза арбитражного суда в принятии заявления. Руководитель неплатежеспособной организации обязан обратиться в арби­тражный суд в следующих случаях:

- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по упла­те обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликви­дации должника, принято решение об обращении в арбитраж­ный суд с заявлением должника;

- органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об об­ращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- обращение взыскания на имущество должника суще­ственно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

- в иных случаях, предусмотренных Законом.

Совокупность мер, применяемых к неплатежеспособным ор­ганизациям можно разделить на две группы: досудебная (добро­вольная) мера и судебные (принудительные) процедуры (рис. 1).

В целях предупреждения банкротства организации учре­дители (участники) должника или собственник имущества уни­тарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд за­явления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Также подобные мероприятия могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Санация — финансовая помощь неплатежеспособной ор­ганизации в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления пла­тежеспособности должника, со стороны собственников, креди­торов или иных лиц. Получение финансовой помощи может со­провождаться принятием на себя должником некоторых обяза­тельств в пользу лиц, выделяющих денежные средства.

Судебные процедуры осуществляются в рамках арбитраж­ного разбирательства. Издержки, связанные с проведением про­цедур банкротства, погашаются за счет средств должника. В со­ответствии со статьей 20.7 Федерального закона «О несостоятель­ности (банкротстве)» за счет средств должника в размере факти­ческих затрат осуществляется оплата расходов, в том числе:

- почтовых расходов;

- расходов, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним;

- расходов на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора (если привлечение данных специалистов является обязательным);

- расходов на включение сведений в Единый федераль­ный реестр сведений о банкротстве и их публикация;

- расходы юридического лица на уведомление о корпора­тивном споре в случае, если федеральным законом предусмо­трена обязанность такого уведомления;

- оплата судебных расходов и государственной пошлины.

Меры, применяемые к неплатежеспособным организациям

 

 

Досудебная мера
Судебные процедуры
Санация
Наблюдение
Финансовое оздоровление
Внешнее управление
Конкурсное производство
Мировое соглашение
Упрощенные процедуры банкротства

 


Рис. 1Меры, применяемые к неплатежеспособной организации

В соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам относят:

- денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, сви­детелям, переводчикам;

- расходы, связанные с проведением осмотра доказа­тельств на месте;

- расходы юридического лица на уведомление о корпора­тивном споре в случае, если федеральным законом предусмо­трена обязанность такого уведомления;

- расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказы­вающих юридическую помощь (представителей);

- иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Если у должника отсутствуют финансовые средства, достаточные для погашения вышеперечисленных расходов, то заявитель (лицо, выступившее инициатором введения проце­дур банкротства для организации-должника) обязан возме­стить указанные расходы за счет собственных средств.

В деле о банкротстве участвуют физические и юридические лица: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы.

В качестве арбитражного управляющего выступает физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации и членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Заявитель по делу о банкротстве либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего дополнительные требования:

- наличие высшего юридического или экономического образования либо образования, аналогичного сфере деятельности организации-должника;

- соответствующий стаж работы на должностях руководителей организаций в той или иной отрасли экономики;

- опыт проведения определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий в рамках дела о банкротстве имеет следующие права:

- созывать собрание (либо комитет) кредиторов;

- получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены действующим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

- привлекать при необходимости на договорной основе специалистов с оплатой их деятельности за счет средств предприятия-должника; причем реестродержатель, аудиторская организация, оценщик и организатор торгов не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам;

- запрашивать сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, которые обязаны предоставить информацию в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы;

- подать в арбитражный суд заявление об освобождении исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и др.

Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение за выполнение возложенных на него обязанностей. Оплата вознаграждения осуществляется в основном за счет средств должника, она включает ежемесячную оплату и единовре­менное вознаграждение, которое выплачивается в течение 10 календарных дней с момента завершения процедуры, ко­торая применялась в деле о банкротстве. Размер ежемесячной (фиксированной) оплаты колеблется от 15 тысяч рублей (для административного управляющего) до 45 тысяч рублей (для внешнего управляющего). Арбитражный суд имеет право увеличить размер ежемесячной фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от объема и сложности выполняемой работы на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства других лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Единовременное вознаграждение содержит два составляющих элемента: сумма в денежном эквиваленте и проценты, которые зависят от балансовой стоимости имущества должника. К примеру, для временного управляющего:

- до двухсот пятидесяти тысяч рублей — четыре процен­та балансовой стоимости активов должника;

- от двухсот пятидесяти тысяч рублей до одного миллиона рублей — десять тысяч рублей и два процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над двумястами пятьюдесятью тысячами рублей;

- от одного миллиона рублей до трех миллионов рублей —двадцать пять тысяч рублей и один процент размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллионом рублей;

- от трех миллионов рублей до десяти миллионов рублей — сорок пять тысяч рублей и одна вторая процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должни­ка над тремя миллионами рублей;

- от десяти миллионов рублей до ста миллионов рублей — восемьдесят тысяч рублей и три десятых процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над десятью миллионами рублей;

- от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей — триста сорок тысяч рублей и две десятых процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над ста миллионами рублей;

- от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей — семьсот сорок тысяч рублей и одна сотая процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремястами миллионами рублей;

- более чем один миллиард рублей — восемьсот десять тысяч рублей и одна тысячная процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллиардом рублей.

Собрание кредиторов также может установить дополнительную оплату работы арбитражного управляющего за счет финансовых ресурсов кредиторов.

В ходе судебного разбирательства у арбитражного управляющего возникает ряд обязанностей:

- принимать меры по защите имущества предприятия должника;

- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

- вести реестр требований кредиторов (при отсутствии реестродержателя) и предоставлять сведения о нем заинтересованным лицам в течение трех дней;

- в случае выявления признаков административных пра­вонарушений и преступлений сообщать о них в правоохрани­тельные и органы государственного и муниципального управления, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообще­ний о преступлениях;

- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного бан­кротства;

- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

- сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего;

- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в дел о банкротстве.

Арбитражный управляющий должен действовать добросовестно в интересах должника, кредиторов и общества Неисполнение или ненадлежащее исполнение функций, возложенных на него, является основанием для отстранения его арбитражным судом от участия в деле о банкротстве. Формой наказания арбитражного управляющего за совершение административного правонарушения является дисквалификация и освобождение от исполнения возложенных на него обязанностей. Также он должен возместить убытки организации-должнику, кредиторам и иным лицам, факт причинения которых был установлен решением суда. На случай возникновения подобной ситуации арбитражный управляющий заключает договор о страховании ответственности со страховой организацией на срок не менее чем год. Минимальный размер страховой суммы должен быть не менее трех миллионов рублей в год.

Арбитражным судом не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие:

- которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

- которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силе решением суда;

- в отношении которых введены процедуры, применяемый в деле о банкротстве;

- которые дисквалифицированы или лишены в порядке установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

- которые не имеют заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

- которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Эффективность работы арбитражного управляющего является наиболее серьезной проблемой в настоящее время. Еще с 2001 г. средства массовой информации и различные государственные и частные учреждения делали попытки разработать систему оценки деятельности подобных управляю­щих. Наибольшую известность приобрела рейтинговая оценка деятельности арбитражных управляющих, разработанная Приволжским антикризисным институтом и Гильдией арбитражных управляющих Республики Татарстан. Она базируется на сравнительном анализе критериев оценки успешности (эффективности) деятельности с учетом весовых коэффициентов каждого критерия в общей оценке, и включает: непрерывный стаж деятельности в качестве арбитражного управляющero, количество текущих назначений арбитражным управляющим на неплатежеспособные предприятия и организации, наличие успешно проведенных процедур несостоятельности (банкротства) и реструктуризации бизнеса, негативные характеристики арбитражного суда России, позитивные (негативные) характеристики арбитражного управляющего со стороны собраний кредиторов, научно-методологическая и преподавательская деятельность по специальности «Антикризисное управление», образовательный ценз, количество проведенных процедур внешнего управления и завершенных конкурсных производств, размер поручительства со стороны страховых организаций, соблюдение сроков проведения процедур конкурсного производства.

Арбитражный управляющий
В зависимости от применяемой процедуры банкротства различают наименования должностей арбитражного управ­ляющего (рис. 2)

Процедура банкротства
Наблюдение
Временный управляющий

 

Финансовое оздоровление
Административный управляющий
Конкурсное производство
Конкурсный управляющий
Внешнее управление
Внешний управляющий

 


Рис. 2.Наименования должностей арбитражного управляющего в процедурах банкротства

 

Наблюдение— процедура, применяемая в деле о банкрот­стве к должнику в целях обеспечения сохранности его имуще­ства, проведения анализа финансового состояния должника, со­ставления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. В отличии от финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и мирового со­глашения наблюдение является обязательной процедурой.

Продолжительность наблюдения в рамках законодатель­ства не должна превышать семь месяцев. В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохо­зяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

В процедуре наблюдения отсутствует обязательное тре­бование отстранения руководителя организации-должника от исполнения обязанностей, однако накладывается ряд ограничений. К примеру, менеджмент организации не имеет права без письменного разрешения временного управляющего осущест­вить сделки по отчуждению имущества стоимостью свыше 5% балансовой стоимости активов должника, по получению или выдаче займов (кредитов), поручительств, по переводу долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Органы управления организации-должника не могут принимать решения:

- о реорганизации и ликвидации должника;

- о создании новых юридических лиц, филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о выходе из состава учредителей (участников) должни­ка, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединенн­ое юридических лиц и пр.

Временный управляющий устанавливает дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников организации. Первое собрание должно состояться не позже десяти дней до окончания наблюдения. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о дальнейшей судьбе должника:

- введение финансового оздоровления или внешнего управления,

- признание должника банкротом и открытие конкурсного производства,

- утверждение мирового соглашения и прекращение производства по делу о банкротстве.

Арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется соответствующее ходатайство заинтересованных лиц при условии предоставления достаточной суммы финансовых ресурсов для исполнения обязательств должника с приложением плана финансового оздоровления, гра­фика погашения долговых обязательств и прочих обязательных документов. Причем размер денежного обеспечения должен превышать сумму обязательств должника не менее чем на 20%.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности. Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной (а при необходимости и переработанной) сельскохозяйственной продукции.

В случае если в период финансового оздоровления имели место форс-мажорные обстоятельства (спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер) срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности. В xoде финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, аналогичным в процедуре наблюдения.

Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вводит процедуру внешнего управления, если:

- имеется возможность восстановления платежеспособности должника в предусмотренные законодательством сроки;

- собрание кредиторов ходатайствует о переходе к внешнему управлению;

- в иных случаях.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если финансовое оздоровление проводилось в организации более восемнадцати месяцев, арбитражный суд не может ввести процедуру внешнего управления.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Продолжительность внешнего управления сельскохозяйственной организацией определяется подобно финансовому оздоровлению. При введении данной процедуры полномочия руководителя организации-должника прекращаются, управление хозяйственной деятельностью должника возлагается на внешнего управляющего, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по долговым обязательствам (за исключением текущих платежей), крупные сделки (стоимостью свыше 10% ба­лансовой стоимости активов должника) и финансовые операции, в совершении которых может усматриваться заинтересован­ность должника, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов.

План внешнего управления может предусматривать следующие мероприятия по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование хозяйственной деятельности, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества, уступка прав (требования должника, увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций должника, замещение активов долж­ника и иные меры по восстановлению платежеспособности ор­ганизации. Указанный документ должен включать сведения о сроках, условиях, порядке проведения мероприятий и рас­ходах на их реализацию.

На любом этапе арбитражного разбирательства организация-должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, которое оформляется документально и подписывается заинтере­сованными лицами. Оно может содержать положения:

- о прекращении обязательств должника за счет предостав­ления отступного, обмена требований на доли в уставном капита­ле, акции или иные ценные бумаги, прощения долга или иными способами, которые не нарушают права других кредиторов;

- об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Мировое соглашение может быть расторгнуто в случае неисполнения или нарушения его условий в отношении удовлетворения не менее 1/4 требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Помимо перечисленных процедур банкротства законодательством Российской Федерации предусмотрены упрощенные процедуры — банкротство ликвидируемого и отсутствующего (если хозяйственная деятельность фактически прекращена или отсутствует возможность установления местонахождения руководителя организации) должника. В подобных случаях применяется только конкурсное производство с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

- восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;

- заключения мирового соглашения;

- выявления в ходе наблюдения необоснованных требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве;

- отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от требования о признании должника банкротом;

- погашение всех долговых обязательств, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

- отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

- в иных случаях.

 

4.При невозможности восстановления платежеспособности арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, что влечет открытие конкурсного производства. Данное решение может быть обжаловано по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего, арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Конкурсное производство — процедура, применяемая деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев, но может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Конкурсный управ­ляющий для проведения оценки стоимости имущества привлекает специалистов-оценщиков. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в процессе его осуществления, составляет конкурсную массу.

При продаже имущества и имущественных прав должника, — сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Преимущественное право покупки имеется у лиц, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к территории должника. В случае отсутствия таких лиц данным правом могут воспользоваться сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерскиe) хозяйства, расположенные в данной местности. Удовлетворение требований кредиторов за счет конкурсной массы осуществляется в последовательности:

Вне очереди погашаются долговые обязательства по текущим платежам, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности (требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности):

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц.

- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если ликвидация организации-должника или ее структурных подразделений может повлечь по каким-либо причинам техногенные, экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди погашаются расходы на проведение мероприятий по устранению указанных последствий.

Из средств, вырученных от реализации предмета залога, семьдесят процентов направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Денежные средства, оставшиеся от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в следующем порядке:

- 20% от суммы, вырученной от реализации предмета залога, — для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника для погашения указанных требований;

- оставшиеся денежные средства — для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлечен­ных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в рее­стре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Арбитражный суд устанавливает порядок и сроки ликвидации должника.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурс­ного управляющего о результатах проведения конкурсного про­изводства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — определение о прекра­щении производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий в течение 30-60 дней с момента получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (в региональные отделения Федеральной налоговой службы). Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства влечет за собой внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника не позднее 5-дневного срока с даты представления определения в ФНС России.

В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица является оконченной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технико-экономическая эффективность маршрутизации | ЛЕКЦИЯ № 3

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.026 сек.