Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения




Особенностями возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения в отношении лиц, обладающих иммунитетом, являются более высокий статус лица, уполномоченного выносить данные процессуальные решения, и более сложная процедура принятия таких решений.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, обладающего процессуальным иммунитетом, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного ко­митета при прокуратуре РФ с согласия Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;

в отношении Генерального прокурора РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;

в отношении Председателя Следственного комитета РФ — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;

в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Председателем Следственного комитета с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ — Председателем Следственного комитета РФ;

в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета РФ;

в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ — Председателем Следственного комитета РФ;

в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя — вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ, а в отношении адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ — Председателем Следственного комитета РФ.

Таким образом, решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечении к уголовной ответственности указанных лиц в большинстве случаев предшествует предусмотренная законодательством процедура лишения их неприкосновенности.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета РФ в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении его неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение его неприкосновенности это решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета РФ в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы, о чем в течение трех суток извещается Председатель Следственного комитета РФ.

Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования.

О возбуждении уголовного дела, прекращении соответствующего дела или вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 19 Федерального за­кона от 08.05.1994 № З-ФЗ).

При принятии решения об уголовном преследовании члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата законодательного органа субъекта РФ следует иметь в виду, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в законодательном органе соответствующего уровня и за другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу Депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации или депутат Государственной Думы допустил клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, то возбуждение уголовного дела, производство дознания и предварительного следствия осуществляются только в случае лишения их неприкосновенности.

Аналогичное положение установлено и в отношении судьи, который не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет его прекращение. Решение о прекращении уголовного дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств. В рассмотрении данного вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ от Председателя Следственного комитета могут быть истребованы дополнительные материалы.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной ответственности и арестован без согласия Председателя Следственного комитета РФ только в период со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов.

В соответствии со ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, возбуждение против него уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования уголовного дела, возбужденного в отношении прокурора, он отстраняются от должности.

Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Для объективного рассмотрения вопросов, связанных с обеспечением независимости судей, судейским сообществом формируются квалификационные коллегии судей: Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ (см. ст. 2—4 Федерального закона от 14.03.2002 № ЗО-ФЗ «Об органах су­дейского сообщества в Российской Федерации»).

Процессуальный иммунитет в отношении депутата законодательного органа субъекта РФ не распространяется на те случаи, когда его действия связаны с преступлениями против личности, а также на иные действия, не связанные с осуществлением депутатом своих полномочий.

Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении его неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и влекущим его прекращение. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

Выдвижение обвинения против Президента РФ — исключительная компетенция Государственной Думы (ч. 1 ст. 93 и п. «з» ст. 103 Конституции), которая принимает это решение при наличии заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.