Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды вредоносной информации

Лекция 4. Вредоносная информация

 

1. Понятие и виды вредоносной информации.

2. Регулирование доступа к вредоносной информации в Республике Беларусь.

 

 

Вредоносная информация представляет собой недостоверную или умышленно искаженную информацию, направленную на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни. Вредоносная информация способна нанести существенный вред личности, обществу и государству. В настоящее время понятие «вредоносная информация» отсутствует в белорусском законодательстве.

Носителями вредоносной информации могут быть печатные и электронные СМИ; информационные ресурсы сети Интернет, корпоративных и локальных сетей; диски и другие цифровые носители, содержащие вредоносную информацию (компьютерные игры, аудио-продукция фильмы, и т.п).

Основным, самым эффективным и опасным источником распространения вредоносной информации является глобальная информационная сеть Интернет.

Интернет, в ракурсе рассматриваемого вопроса, уникальный эксперимент по созданию бесцензурного, демократического информационного пространства в глобальном масштабе. В своем нынешнем виде Интернет отражает все проблемы, с которыми сталкивается государство и общество сегодня. Одна из самых актуальных проблем - распространение вредной и незаконной информации. Сеть Интернет все больше сталкивается с необходимостью некоторого контроля, государственного регулирования.

Разновидности вредоносной информации, как само понятие, отсутствуют в законодательстве страны. На наш взгляд, можно выделить следующие виды вредоносной информации:

-антигосударственная информация;

-пропаганда насилия и жестокости;

-порнографическая информация;

-религиозная сектантская информация; оккультная информация;

-компьютерные игры, фильмы, видеоролики и другая аудиовизуальная продукция, содержащая негативную или вредоносную информацию;

-содержащая способы изготовления и применения наркотиков, оружия, взрывчатых веществ;

-содержащая технику и методику применения психотехнологий (НЛП, зомбирование, гипноз и т.п.), технологий управления сознанием индивида, массовым сознанием и т.п.

-музыкальные композиции, оказывающие деструктивное воздействие на психику человека;

-вредоносные компьютерные программы и информация (спам, компьютерные вирусы, логическое бомбы и т.п.)

-недостоверная информация; «черный пиар».

Полагаем, представленный перечень видов вредоносной информации не является исчерпывающим и может быть дополнен.

Антигосударственная информация может определяться как информация, призывающая к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики; распространяющая сведения, порочащие честь и достоинство Президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов.

Тот факт, что открытое информационное пространство содержит ресурсы различного содержания, и наряду с полезной информацией Интернет содержит ресурсы, объективно опасные для нравственного здоровья общества, оказывающие негативное воздействие на подрастающее поколение, психику людей, вызывает необходимость законодательного регулирования Интернета. Возникает необходимость в разработке и внедрении эффективных технологий фильтрации (контентной фильтрации) вредоносной информации в сети Интернет.

Отметим, что не все виды вредоносной информации отражены в законодательстве Республики Беларусь. Однако, некоторые виды вредоносной информации определены в отдельных нормативных правовых актах.

Инструкция Министерства культуры Республики Беларусь «О порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения» содержит определение понятий «порнография», «пропаганда насилия и жестокости» и др.

Так, порнография - вульгарно-натуралистическая, омерзительно-циничная, непристойная фиксация половых сношений, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, не эстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявлений животных инстинктов. [47]

Пропаганда насилия и жестокости - самоцельная демонстрация актов насилия и жестокости; натуралистичное и детализированное изображение сцен садизма, чрезмерной жестокости по отношению как к людям, так и к животным, в том числе и сексуальное насилие, показ сцен расчленения жертв, пыток, уничтожения людей особо жестокими способами; крупные и продолжительные планы замученных людей и животных, насилие над трупами, методов изготовления и использования как обычного оружия, так и приспособлений для пыток, прославление и пропаганда шовинизма, национальной исключительности, расизма, а также разного рода войн и конфликтов, представление отношений между людьми, животными и окружающим миром преувеличенно жестокими, бескомпромиссными, алогичными, человеконенавистническими, эгоцентрическими, наводящими на мысль одномерной антигуманной жизненной позиции.

Информация, пропагандирующая насилие и жестокость способствует разжиганию национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни.

Электронные средства являются самыми современными каналами передачи информации. Проблема фильтрации информации в электронных сетях является одной из самых дискуссионных. Взаимоотношения электронных массивов информации с потребителем информации становятся все более сложными. Современный пользователь отрицательно относится к избыточной информации. Информационные отношения в среде Интернет в основном не регулируются ни правовыми, ни морально-этическими нормами. Объективная, компетентная и достоверная информация существует с информацией фальсифицированной, вводящей в заблуждение или попросту ложной. [48]

Сложность проблемы обостряется и высокой подвижностью Интернет – ресурсов. Продолжительность жизни сетевых страниц, сайтов различная. Можно выделить сайты годами не теряющие своей активности и актуальности, и «мертвые» (не активные, не посещаемые) (Сафиуллина З.А. С. 79). Полагаем, можно выделить сайты-призраки, которые появляются, исчезают, затем вновь появляются в сети. В технологии электронных публикаций не предусматривается их отбор. Интернет как снежный ком обрастает все новыми и новыми веб-сайтами. Проблема качества распространяемой информации волнует единицы.

Некоторые страны осознают возможность внедрения некоторых ценностей в мировую сеть Интернет. Появляются новые явления: кибертерроризм, киберугроза, кибервторжение.

Регулирование доступа к вредоносной информации в Республике Беларусь

Администрирование в белорусском сегменте сети Интернет (зоны .BY) осуществляется ГЦБИ - Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (п. 7.10-1 Положения о ГЦБИ при Президенте Республики Беларусь). [49]

Интернет представляет собой один из неконтролируемых источников поставки вредоносной информации в Республику Беларусь. Следовательно, регулирование доступа к вредоносной информации посредством сети Интернет в Республике Беларусь должно подлежать государственному контролю и регулированию. Проблема становиться более острой, если представить, что искать, потреблять и распространять вредоносную информацию могут несовершеннолетние, лица с неустойчивой психикой.

Запрет на распространение вредоносной информации на территории страны введен на создание, распространение, демонстрацию и рекламирование кино-, теле- и видеофильмов, выпуск печатных изданий, оттисков либо иных произведений, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткость, производство предметов порнографического характера, а также торговли ими или хранения их с целью продажи и распространения.[50]

Из текста Постановления не ясно, понимаются ли под «иными произведениями» компьютерные игры и информация, размещенная на Интернет – ресурсах?

Доступ белорусских пользователей к вредоносной информации в сети Интернет в целом не ограничен. Так, нам с легкостью удалось найти сайты, содержащие информацию, призывающую к насильственному изменению конституционного строя в стране; сведения, порочащие честь и достоинство Президента Республики Беларусь; информацию, способствующую разжиганию национальной, социальной, расовой, религиозной вражды, пропагандирующую агрессию, терроризм, экстремизм, порнографию; религиозную сектантскую и оккультную информацию; компьютерные игры, фильмы, видеоролики, содержащие негативную и вредоносную информацию; информацию, содержащую способы изготовления и применения наркотиков; оружия; взрывчатых веществ; содержащую технику и методику применения психотехнологий (НЛП, зомбирование, гипноз и т.п.), технологии управления сознанием индивида, массовым сознанием и т.п., музыкальные композиции, способные оказать деструктивное воздействие на психику человека; спам; «черный пиар» и т.п.

Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, вступивший в силу для Республики Беларусь 23 февраля 2002 г., призывает страны мира установить ответственность в сфере распространения, экспорта, передачи, импорта, умышленного хранения детской порнографии и ее рекламы, в том числе, посредством сети Интернет.[51]

Распространение порнографической информации в Беларуси может быть направлено на разрушение духовных и нравственных ценностей общества. В стране предпринимаются попытки контроля доступа к «опасным» сайтам и их блокировки белорусским провайдером-монополистом «Белтелеком». Так, в Беларуси под запретом интернет-ресурсы для гомосексуалистов, лесбиянок. «Белтелеком» контролирует внешний шлюз, заблокирован доступ к российским сайтам «нетрадиционной ориентации». Запросы доходят до маршрутизатора сети «Белпак» - подразделения «Белтелекома» и далее передача данных прекращается. Осенью 2004 года Республиканская комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости вынесла экспертное заключение в отношении российских сайтов www.gay.ru, www.gaily.ru, www.qguis.ru. В документе вышеназванные сайты признаны содержащими ненормативную лексику, а также имеющие изображения с признаками порнографии. Комиссия не рекомендовала распространять эти сайты на территории Республики Беларусь.[52] Борьба с распространением порнографической информации в Беларуси, в том числе и в сети Интернет, активно ведется правоохранительными органами. Так в феврале 2006 года был задержан житель Бреста, который подозревался в торговле детской порнографией через Интернет. Выйти на след порнографа, публиковавшего объявления на форумах, удалось благодаря проведенной спецоперации. Милиция действовала по отработанной схеме. Сотрудники отдела «К» связались по Интернету с продавцом и получили прайс-лист на 12 дисков. К каждому прилагалась аннотация типа «Девочки делают то-то и то-то», «Школьницы. Групповой секс» и т.п. На одном из предложенных дисков была запечатлена пятилетняя девочка. Оперативники сделали заказ, перевели на адрес продавца предоплату электронными деньгами - по центу за диск. Вскоре продавец выслал им бандероль с заказанными дисками. Далее оперативники должны были оплатить продавцу по семь долларов за диск, а тот им высылал пароли доступа. После того, как диски прошли экспертизу, продавца арестовали и предъявили обвинение в производстве и распространении детской порнографии. В компьютере у 27-летнего брестчанина оперативники обнаружили 32 тысячи детских фотографий. Часть из них он скачивал из Интернета. А часть делал сам. Он тайно фотографировал детей на улицах, в детских садах и т.д. Установлено, что услугами порнографа за полгода воспользовались порядка 80 человек. В основном заказы шли из-за границы. Но среди покупателей были, как минимум, пять белорусов. Все они активно сотрудничали со следствием и сразу же выдали милиции купленные порнографические диски. Согласно белорусскому законодательству, за просмотр порнографической информации потребители ответственности не несут.

Воздействие компьютерных игрушек на психику человека пока не изучено. Однако, многие страны вводят запрет на продажу некоторых компьютерных игр. Примером такой игры является игра Postal (в России и Беларуси она продается свободно без каких-либо возрастных ограничений), главный герой которой убивает ни в чем не повинных прохожих.

В сценарий компьютерной игры, при желании, можно вписать любую вредоносную информацию, программу, алгоритм действий. Особенно это касается онлайновых игр. Компьютерные игры и тематическая вредоносная информация в Интернете позволяют группироваться игрокам и потребителям вредоносной информации в кланы и проигрывать сценарии, написанные западными авторами. Полагаем, подобная свободная трансляция непроверенных идей крайне опасна не только для отдельно взятого потребителя информации, но и для государства в целом. Неизвестные никому сценаристы могут заставить подростков играть по их правилам вопреки интересам государства.

Западные страны компьютерным играм присваивают рейтинги. При торговой палате США создана специальная независимая организация ESRB, которая занимается маркировкой компьютерных развлечений. Игры в США и Европе делятся по возрастному принципу, по аналогии с кинофильмами. Компьютерная игрушка получает маркировку о наличии в ней сцен насилия, жестокости и эротики. Некоторые компьютерные игры в США и Европе продаются исключительно в специализированных магазинах.

В Республике Беларусь компьютерные программы, проходят экспертизу в Республиканской экспертной комиссии (РЭК) по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, которая в установленном законом порядке делает заключение о наличии пропаганды культа насилия, жестокости и порнографии в данных программах. РЭК функционирует при Министерстве культуры Республики Беларусь и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного управления и общественными организациями (объединениями) Республики Беларусь, участвующими в формировании моральной культуры общества, здорового образа жизни людей, обеспечении национальной безопасности в информационной и гуманитарной сфере. Основными задачами РЭК являются: проведение научной экспертизы с целью недопущения пропаганды порнографии, насилия и жестокости в концертно-зрелищных программах, произведениях искусства, печатных изданиях, в предметах сексуального назначения, аудиовизуальной продукции на всех видах носителей, включая компьютерные игры и др. [53]

Согласно Положению о порядке работы компьютерных клубов и Интернет-кафе, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2007 № 175 в компьютерных клубах и Интернет-кафе запрещается распространять по сети электросвязи общего пользования информацию, запрещенную к распространению законодательством; использовать компьютерные программы, которые в установленном порядке на основании заключения Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости признаны пропагандирующими культ насилия, жестокости, порнографию.

Руководитель компьютерного клуба или Интернет-кафе или уполномоченное им лицо обязаны контролировать и не допускать использование несовершеннолетними посетителями информации или программного обеспечения, тематика которых имеет возрастные ограничения. В случае подозрения на совершение пользователями противоправных действий с использованием вычислительной техники немедленно информировать об этом правоохранительные органы Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией. [54]

В настоящее время, полагаем, приоритет государственной информационной политики должен быть направлен на ограждение потребителей Интернет-информации, компьютерных игр от воздействия вредоносной информации. Особенно это касается несовершеннолетней аудитории.

В июле 2003 года Совет Европы принял документ, провозглашающий семь основных принципов защиты свободы в сети Интернет (Сети), «Декларацию о свободе общения в Интернете» (Declaration of freedom of communication on the Internet). Главная идея, пронизывающая Декларацию, заключается в том, что Всемирная Сеть не должна подвергаться более строгим ограничениям, нежели те, что характерны для обычных средств массовой информации, а любая цензура в Сети может быть лишь добровольной. «...Государственные власти не должны использовать фильтрацию информации или блокирование адресов для ограничения доступа общественности к информационным ресурсам и другим материалам, размещенным в Интернете, - говорится в документе. - Хотя контроль за нелегальным контентом, например, детской порнографией, все же необходим».

Согласно статье 22 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.[55]

Полагаем, уместно ставить вопрос о закреплении в белорусском законодательстве не только прав ребенка, но и прав граждан Республики Беларусь на защиту от вредоносной информации.

Автор, являясь сторонницей жесткого государственного контроля деятельности и распространения информации в сети Интернет полагает, что оградить общество от возможного негативного воздействия со стороны определенных интернет-ресурсов - задача государства. Необходимо принять ряд комплексных мер организационного, технического и юридического характера с целью регулирования деятельности и распространения информации в сети Интернет. Должна быть разработана четкая юридическая процедура, предусматривающая закрытие интернет-сайтов в случае несоблюдения ими предписаний нормативных правовых актов.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой режим информации. Открытая информация и информация ограниченного доступа. Тайна | Лекция 5. Правовое регулирование информационных отношений в сфере массовой информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.