КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность
Свобода массовой информации гарантируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» (далее - Закон) и другими нормативными правовыми актами. В данной статье 33 Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова. Так, согласно ст. 3 Закона граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения. Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации. Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации. Как мы отмечали выше (Тема 3. «Право на информацию»), цензура является средством ограничения свободы слова и свободы СМИ. Однако, законодательство Республики Беларусь не допускает цензуру. Свободой слова (массовой информации) нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому, в некоторых случаях допускается ее ограничение. Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах [58] пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Закон также устанавливает некоторые ограничения свободы массовой информации. Так, согласно статье 5 Закона не допускается использование средств массовой информации для: -совершения действий, наказываемых в уголовном порядке; -раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; -призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики; -разжигания национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; -пропаганды войны и агрессии; -распространения порнографической продукции; -посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан; -распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь; -распространения информации от имени политических партий, профессиональных союзов или иных общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию). Не подлежат опубликованию либо обнародованию незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. Ответственность, согласно Закону может наступить как за ущемление свободы массовой информации (ст. 48), за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 49), за другие нарушения законодательства о средствах массовой информации (ст. 50). Ущемление свободы массовой информации означает препятствие в какой-либо форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе через: -осуществление цензуры; -вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; -незаконное приостановление или прекращение деятельности средства массовой информации; -незаконную конфискацию, а также уничтожение тиража или его части; принуждение журналиста к распространению либо отказу от распространения информации; -установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну; -нарушение прав журналистов, установленных Законом. Злоупотребление свободой массовой информации, проявляется в раскрытии сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; призыве к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики; разжигании национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганде войны и агрессии; распространении порнографической продукции и совершении иных действий, предусмотренных статьей 5 Закона; злоупотреблении журналистом правами либо нарушении обязанностей, предусмотренных ст.ст. 39, 40 Закона. Республиканский орган государственного управления принимает решение о приостановлении деятельности средства массовой информации не позднее трех месяцев со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения указанных правонарушений. К другим нарушениям законодательства о средствах массовой информации ст. 50 Закона относит: -учреждение средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации с нарушением законодательства, уклонении от уплаты сборов или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации; -незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации или после решения о приостановлении либо прекращении его деятельности, уклонении от перерегистрации; -препятствие осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания; -незаконное распространение продукции средства массовой информации без его регистрации или после решения о приостановлении либо прекращении его деятельности либо без разрешения на выход в свет (в эфир), незаконное коммерческое распространение, осуществление вещания с нарушением законодательства Республики Беларусь о лицензировании; -ввоз, вывоз, а также распространение на территории Республики Беларусь печатных и аудиовизуальных материалов, иных носителей информации, содержание которых не соответствует требованиям статьи 5 Закона; -распространение на территории Республики Беларусь периодического печатного издания, зарегистрированного в Республике Беларусь, изданного за границей и незаконно ввезенного в Республику Беларусь без соответствующих таможенных документов о перемещении тиража периодического печатного издания через границу; -распространение без разрешения органа государственного управления периодического печатного издания, зарегистрированного в иностранном государстве; -нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ; -нарушение порядка оглашения выходных данных, представления обязательных экземпляров, сохранения материалов теле- и радиопередач; -создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм. Указанные правонарушения влекут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Субъекты средств массовой информации, а также другие физические и юридические лица несут гражданско-правовую, административную, уголовную или иную ответственность за нарушения законодательства Республики Беларусь о печати и других средствах массовой информации (ст. 46 Закона).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |