Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности, объекты и субъекты информационных правоотношений в сфере массовой информации

 

Информационные отношения в сфере массовой информации обладают некоторыми особенностями, по сравнению с аналогичными правоотношениями в иных сферах деятельности.

Особенности информационных правоотношений в области массовой информации заключаются в следующем:

-информационные правоотношения складываются при создании, распространении и иных действий в отношении массовой информации,

-субъекты и объекты информационных отношений в области массовой информации отличаются от субъектов и объектов иных информационных правоотношений;

-содержание информационных правоотношений в области массовой информации отлично от содержания информационных правоотношений в иных сферах деятельности.

Объектами правоотношений в сфере массовой информации являются печатные, аудио-, аудиовизуальные, другие сообщения и материалы, публично распространяемые через средства массовой информации (массовая информация).

Возникает еще один вопрос: может ли аудио-, аудиовизуальные, другие сообщения и материалы, публично распространяемые через Интернет являться объектами правоотношений в сфере массовой информации? Судебная практика Республики Беларусь дает положительный ответ на данный вопрос.

Субъектами правоотношений в сфере массовой информации являются: учредитель (соучредитель), редакция, редактор (главный редактор), журналист, издатель, распространитель, информационные агентства, представительства зарубежных средств массовой информации и аккредитованные иностранные корреспонденты, потребители.

Статья 8 Закона определяет учредителя (соучредителя) средства массовой информации как гражданина, группу граждан, политическую партию, иное общественное объединение, учреждение, организацию, государственный орган.

Не может выступать в качестве учредителя:

-гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста либо отбывающий наказание по приговору суда или признанный судом недееспособным;

-политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону;

-гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;

-физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена, - в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Учредитель вправе обязать редакцию поместить в средстве массовой информации бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, договоре или ином соглашении с учредителем. Учредитель не имеет права вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором)- ст. 19 Закона.

Редакция средства массовой информации является юридическим лицом, деятельность которого определяется его уставом. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции (ст. 20 Закона).

Редакцию возглавляет редактор (главный редактор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности учредителем, если иное не предусмотрено уставом редакции, осуществляющий свои полномочия на основе Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Редактор (главный редактор) представляет редакцию в отношениях с юридическими лицами и гражданами, а также в суде. Он несет ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Информационные агентства (ст. 24 Закона) - это специфические организации в области печати, радио, кино, телевидения, телефотографии, регулярно занимающиеся сбором и распространением информационных материалов и имеющие одновременно статус редакции, издателя и распространителя. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

Журналистом является лицо, профессионально занимающееся сбором, редактированием, созданием либо подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации, связанное с ней трудовыми либо другими договорными.

Под издателем имеется в виду юридическое лицо либо гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающиеся редакционно-издательской подготовкой и материально-техническим обеспечением изготовления продукции средства массовой информации.

Под распространителем имеется в виду юридическое либо физическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией либо издателем или на других законных основаниях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность | Правовой статус журналиста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.