КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек феодальной эпохи
На протяжении тысячелетнего средневековья «Мир Человека» в Западной Европе определялся христианством. «Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт. Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, т. е. положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении Средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви. Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек Средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была подчеркивать форму тела. С XIII в. с легкой руки Фомы Аквинского началась борьба с ведьмами. Считалось, что дьявол (зло) стремится подорвать веру и власть Бога (добро) над человеком. Наиболее эффективным средством осуществления замыслов дьявола считались женщины, поскольку в христианском представлении женщина – источник соблазна и греха. В Испании, Германии и Италии в XV–XVI вв. только за 150 лет инквизиция уничтожила 30 000 ведьм. В Германии зафиксирован случай, когда на две деревни в живых остались лишь две женщины[94]. У историков существует уверенность в том, что огромное количество женщин, выделявшихся своей красотой, было истреблено инквизицией по ложным доносам и обвинениям в колдовстве. В России массовых гонений на ведьм не было. Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз ожидали в состоянии массовой истерии и паники. Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В культуре Средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена Средневековья[95]. Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале 2-го тысячелетия конкуренцию им составили университеты. С рыцарской эпохой связано явление, которое историки называют средневековым ренессансом. В XI–XIII в. на юге Франции, в Провансе при дворах знати возникла поэзия трубадуров (в переводе «находить, слагать стихи»). Трубадуры воспевали культ «прекрасной дамы», радости жизни и любви. Куртуазная литература (с французского – «учтивый, рыцарский») наряду с лирикой трубадуров и труверов во Франции включала поэзию мингеров в Германии и рыцарские романы. До наших дней дошли произведения более 160 миннезингеров. Одни пели о платонической любви («высокие минны»; минна – нежное любовное воспоминание). Другие – «низкие минны» – об исполнении любовных желаний[96]. Средневековая светская литература описывала рыцарские подвиги, крестовые походы, служение господину, даме и Богу. В конце XI в. поэт или переписчик Турольд записал историю трагической гибели Роланда. В сюжете Роланд сражается в арьергарде отходящих войск Карла Великого против мавров (арабов), с запозданием призывает на помощь своего великого дядю, но гибнет до подхода помощи. В реальной истории все было по-другому, но в XI в., в эпоху начавшихся крестовых походов идеальный рыцарь, носитель христианских добродетелей, мужественный боец за крест и корону с неверными пришелся очень кстати. Образы, идеи, сюжеты средневекового ренессанса способствовали возникновению итальянского Возрождения (Ренессанса), с успехом используются современными деятелями искусства, например, в «костюмных» и псевдоисторических кинофильмах.
Глава 3
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |