Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма




Читайте также:
  1. II . Изучение нового материала.
  2. II.1.2. У истоков политической мысли.
  3. IV. Изложение нового материала
  4. IV. Изложение нового материала.
  5. IV. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  6. IV. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  7. IV. Изложение нового материала.
  8. IV. Изложение нового материала.
  9. IV. Изложение нового материала.
  10. IV. Изложение нового материала.
  11. IV. Изложение нового материала.
  12. IV. Изложение нового материала.

Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция

 

 

 

Историки по-разному датируют начало развития современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640–1688 гг., с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр Человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.

Первоначально Ренессанс развивался только в Италии[97]. Выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы – дученто) и XIV в. (трехсотые – треченто); раннее Возрождение – XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение – с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее – до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция – богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского – «делаю руками»). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи «первородного греха» (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция «естественного права человека на счастье». Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в «Декамероне» Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины носили декольте, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Все большее число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом[98].



Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддержку титаны и рядовые труженики Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея «мучеником человеколюбия». Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 – около 420 г. до н. э.) приписывают афоризм «Человек есть мера всех вещей». С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки– этика, история, педагогика, поэтика, риторика.

Возвращение гуманизма (от лат. «человеческий») происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры – трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла – нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового – сольная песня, кантата, оратория, опера.

В XVI в. Возрождение охватило Германию, Францию[99], Нидерланды, Испанию, Англию, Венгрию, Чехию, Польшу. Выдающийся философ Эразм Роттердамский видел в Возрождении не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения, связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Гуманистические идеи свободы, равенства, справедливости были положены в основу идеального общества без частной собственности, которое нарисовал в своей «Утопии» англичанин Томас Мор. Другой англичанин, Уильям Шекспир, в своих комедиях, трагедиях, исторических хрониках создал яркие образы жизнелюбивых, страстных, энергичных людей «ренессансного типа», как стали говорить значительно позже[100].

Эпоха Возрождения во многих странах породила выдающихся людей, имена которых навсегда вошли в мировую культуру[101]. Многие отрасли человеческого творчества получили мощный толчок в своем развитии.

Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т. д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Н. Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Д. Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Трудами Г. Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд А. Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал положение о наличии легочного круга кровообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.

 

Глава 4





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.145.51.250
Генерация страницы за: 0.011 сек.