Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение экологической и др. проблем

16.3.

13.1.

Потребительская кооперация — социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации:

Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Главная цель системы потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.

Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации:

-потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — пайщиков;

-потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — потребительских обществ и их пайщиков.

Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации.

Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение — удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то, что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко — удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.

Социальная миссия — это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации. Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы.

Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.

Конкретная социальная миссия потребительской кооперации позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и др.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей программ.

Социальная миссия потребительской кооперации имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы — осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.

13.2.

Главная цель потребительского общества — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщи­ков, предоставление им особых преимуществ.

К сопутствующим целям потребительского общества относятся: совершенствование торгово-закупочной деятель­ности, развитие маркетинга, безубыточная работа, доходность хозяйственных операций, рост эффективности, способность привлекать и удерживать капитал в интересах развития об­щества, Платежеспособность, достижение достаточно крупного масштаба и устойчивого положения на рынке, повышение про­изводительности и оплаты труда профессиональных работни­ков кооперации, хорошие отношения со сторонними инвесто­рами, поставщиками и общественностью, заинтересованный контроль за деятельностью со стороны пайщиков, поддержа­ние более благоприятного образа-представления и др. Это тоже важные, значимые, но промежуточные, вспомогательные цели, каждая из которых (при успешном ее осуществлении) легко превращается в средство достижения главной цели потреби­тельского общества.

Если все цели потребительского общества представить условно как "дерево целей", то на самой вершине окажется главная цель, а на "ветвях" — сопутствую­щие цели, которые вместе с "корневой системой" (таковой яв­ляется хозяйственная деятельность) "питают" высшую цель кооператива.

Потребительская кооперация — особая социально ориентированная система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для общества.

Все организации системы потребительской кооперации — потребительские общества и потребительские союзы — соблюдают ценности и принципы, изложенные в Декларации о кооперативной идентичности МКА.

В то же время применительно к российской практике в Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» особо выделены принципы, усиливающие социальную направленность деятельности потребительских обществ:

-добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;

-демократичность управления потребительским обществом, которая проявляется в соблюдении принципа: «один пайщик — один голос», в подотчетности общему собранию общества других органов управления и контроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества;

-обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;

-взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

-ограничение размеров кооперативных выплат;

-доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

-наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля;

-забота о повышении культурного уровня пайщиков.

Принципы добровольности вступления в потребительское общество и демократичности управления выделены в законе потому, что в условиях советской власти они нарушались: часто вступление граждан в кооператив было принудительным, руководители кооперативных организаций назначались партийными и государственными органами. Развитие демократического общества в современной России требует усиления самодеятельности и самоуправления пайщиков.

Принцип экономического участия членов в деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества.

В Законе «О потребительской кооперации...» введены принципы взаимопомощи и экономической выгоды. Если взаимопомощь предусмотрена в Декларации МКА как ценность, то в Законе «О потребительской кооперации...» она возведена в принцип. Принцип экономической выгоды для пайщиков, которую они получают от участия в хозяйственной и иной деятельности потребительского общества, необходим в современных условиях расслоения общества и увеличения доли бедного населения в сельской местности. Этот принцип способствует материальной поддержке пайщиков.

Принцип ограничения размеров кооперативных выплат пайщикам требует ограничения размеров этих выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год. Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач.

Принцип доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков способствует развитию демократии и повышению доверия пайщиков к руководителям потребительских обществ. Особое значение имеют издание и распространение газеты «Российская кооперация» и информация о кооперации в местной прессе.

Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен на развитие демократии в потребительской кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначителен, этот принцип весьма актуален.

Основными задачамипотребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

13.3.

Потребительская кооперация уже давно является мно­гоотраслевой системой. В период рыночных преобразований у нее появились новые отрасли: хранение нефти и продуктов ее переработки, пассажирские перевозки автотранспортом, юридические, медицинские, фармацевтические, ветеринар­ные, ритуальные услуги, лизинговая, риэлтерская, туристи­ческая деятельность. Гостиничный бизнес, ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт сложной бытовой техники, часов, парикмахерские и фотоуслу­ги, заточка режущих инструментов, библиотечки и чайные сто­лы в магазинах, обустроенные детские площадки и т. п. Иначе говоря, потребительская кооперация обладает полномочиями заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными за­конодательством и направленными на удовлетворение потреб­ностей пайщиков.

13.4.

К старым, традиционным отраслям деятельности пот­ребительской кооперации относятся торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйствен­ных продуктов и сырья, промышленность. В рамках кооперативной системы традиционные отрасли выполняют двоякую роль: с одной стороны, несут значитель­ную социальную нагрузку, способствуют повышению уровня и качества жизни (торговля обеспечивает пайщиков товарами, причем даже в отдаленных населенных пунктах по рыночным ценам; закупки увеличивают доходы сельских жителей; рост отраслей ведет к увеличению занятости населения и т. д.), а с другой стороны, служат своего рода экономическими локомо­тивами потребительской кооперации, потому что использова­ние полученных в традиционных отраслях доходов в качестве инвестиций позволяет развивать все отрасли системы, всю ее инфраструктуру.

Торговля — самая крупная отрасль деятельности потре­бительской кооперации, где совершается товарообмен при пос­редстве денег, купля-продажа товаров, обслуживание поку­пателей в процессе продажи товаров. В торговле используется значительная часть экономических ресурсов и занято около половины общей численности работников системы. В совокуп­ном объеме деятельности потребительской кооперации торгов­ля занимает 70%.

Потребительская кооперация осуществляет внутрисис­темную оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля — это приобретение крупных партий товаров специальными организациями и предприятиями для их последующей продажи и переработки. Оптовую торговлю осуществляют главным образом союзы потребительских об­ществ через свои межрайонные и другие оптовые базы. Послед­ние располагают средствами доставки товаров, складами для приема, хранения, подсортировки и отпуска товаров, машин­ными холодильниками, подъемно-транспортными средствами и залами товарных образцов. По структуре ассортимента реа­лизуемых товаров преобладают универсальные оптовые базы. Основная функция опта — снабжение товарами кооперативной розничной торговли.

Однако управляемость оптом была потеряна в самом начале рыночных реформ, когда роль собственного опта потреби­тельской кооперации в товароснабжении магазинов сократи­лась до критического уровня.

Еще самые ранние потребительские общества видели в возможности приобретения товаров оптом, «гуртом». Скорейшее возрождение собственного опта имеет решающее значение для развития всей хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации.

В районных центрах кооперация имеет универмаг, магазины продовольственных и хозяйственных товаров, мелкорозничную сеть (киоски, палат­ки и др.); в крупных селах и поселках — небольшой универмаг и магазин по торговле продовольственными товарами; в на­селенных пунктах с небольшим числом жителей — магазины товаров повседневного спроса, магазины на дому. Для обслу­живания населения мелких деревень, хуторов используются авто­магазины.

Проблема ликвидации убыточности магазинов остается од­ной из самых жгучих. Заботясь о людях, пайщиках, кооперати­вы не закрывают эти магазины и содержат их за счет доходов других своих предприятий.

Изменилась структура самих магазинов: уменьшилась доля магазинов самообслуживания и специализированных ма­газинов (типа "Книги", "Мебель" и др.). В структуре розничного оборота заметно увеличился удельный вес продовольственных товаров.

Проводит­ся большая работа по реконструкции и переоборудованию кооперативных магазинов. Торговая сеть постепенно молодеет, новые кооперативные дома торговли и минимаркеты отличаются не только привлекатель­ным внешним видом, но и самым широким выбором товаров, свободным доступом к ним покупателей. После обновления, евроремонта, переоборудования кооперативные магазины заметно преображаются. Ныне магазин признан основным звеном потребитель­ского общества. Магазин становится многофункциональным: осуществляет розничную торговлю, закупки сельскохозяйс­твенных продуктов, является центром информации и общения пайщиков, населения. Повышается роль магазина в конкурен­тной борьбе потребительских обществ. Расширены полномочия руководителей и продавцов магазинов, они овладевают рыноч­ными методами работы, учитывают изменения покупательско­го спроса на товары, участвуют в решении социальных вопро­сов села.

Магазины совмещают с хлебопекарнями, с колбасными и кулинарными цехами. В интересах пайщиков создание условий для удобного приобретения товаров. В Концепции развития потребительской кооперации страны на период до 2015 г. предусмотрено разме­щение торговли, чтобы сельский житель имел возможность совершить покупку по при­емлемым ценам, на торговлю оказывает воздействие на­учно-техническая революция, совершенствуются технологии сельской торговли на основе модернизации; повышении требований к профессиональным качествам торговых работ­ников.

Общественное питание — особая отрасль, где реализации блюд непосредственно пред­шествует ее производство (приготовление). Предприятие питания должно создать нормальные условия для потребления, где сочетается выполнение трех фун­кций — производство, реализация и потребление.

К основным типам предприятий этой отрасли относятся столовые, кафе и кафетерии, бары, рестораны, закусочные, чайные, буфеты. Есть отделы и магазины полуфабрикатов и кулинарии.

Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья — традиционная отрасль потребительской кооперации. Она за­купает продукцию и сырье у граждан и юридических лиц, из­делия и продукцию личных подсобных хозяйств и промыслов. Потребительские общества и их союзы закупают продукты растениеводства (картофель, овощи, фрукты, хлебопродук­ты) и животноводства (яйцо, молоко, мясо). Животноводческое сырье (шерсть, кожу, пушнину), дикорастущие (грибы, орехи, ягоды), лекарственно-техническое сырье, вторичное сырье (макулатуру, металлолом).

Создана обширная сеть универсальных приемозаготовительных, квасильно-засолочных, грибоварочных пунктов, хранилищ, сушилок, холодильников и складов по видам про­дукции. Продукты и сырье, закупленные на рынке сельскохозяйс­твенных товаров, реализуются через магазины самой потреби­тельской кооперации (в том числе в городах), используются в качестве основного сырья в кооперативном производстве, отгру­жаются для удовлетворения федеральных нужд специальным потребителям (например, воинским частям), предприятиям пи­щевой и легкой промышленности, поставляются на экспорт.

Ядро кооперативной промышленности составляют хлебозаводы и хлебопекарни по выработали хлеба и хлебобулочных изделий в 8 раз меньше. Однако экономическое и социальное значение промышленного хлебопечения для пайщиков и всего остального населения огромно. Вырабатыва­ются конфеты, карамель, вафли, печенье, пряники, мармелад, мороженое, пиво, квас и другие напитки, соки, варенье, крахмал, макаронные изделия, сухое картофельное пюре, разнообразные консервы из овощей, плодов и дикорастущего сырья — всего до 500 видов продукции. Широко практикуется копчение рыбы.

Кроме пищевой продукции кооперативная промышлен­ность выпускает непродовольственные товары народного пот­ребления (швейные, меховые изделия, валенки, обои и др.), а также торгово-технологическое оборудование и некоторые строительные материалы (сборный железобетон, бетон, кирпич и проч.). Определенное значение кооператоры придают разви­тию на селе народных промыслов.

В период становления рыночной экономики промышлен­ность потребительской кооперации зарекомендовала себя как наиболее высокодоходная отрасль. И это в условиях загружен­ности ее мощностей в среднем всего лишь на 20-40%. Задача состоит в том, чтобы полнее использовать производственные мощности, а для этого необходимо внедрять передовые техно­логии, повысить качество товаров с кооперативной маркой и на этой основе поднять их конкурентоспособность.

13.5.

В Концепции развития потребительской кооперации Рос­сийской Федерации на период до 2015 г. записано: "Потреби­тельская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг.

Высокими темпами развиваются услуги по ремонту быто­вых машин, ремонту и изготовлению металлоизделий, услуги фотоателье и фотокинолабораторий, транспортно-экспедиционные услуги.

Сфера услуг является наиболее привлекательным видом деятельности. В нее возможно привлечение пенсионеров, ин­валидов и других категорий из числа незанятого населения на неполный рабочий день.

Наиболее целесообразны в потребительской кооперации следующие виды услуг: бытовые, образовательные, транспортно-экспедиторские, ремонт и монтаж оборудования, средств малой механизации, автотранспорта, кредитно-банковские, переработка сельскохозяйственных продуктов, строительные, прокат товаров культурно-бытового и хозяйственного назна­чения, посреднические, консультационные. Информационные, научно-технические, санаторно-курортных и оздоровитель­ных учреждений, туристические, страхования населения и ор­ганизаций, трудоустройства, ухода за престарелыми и детьми. Оказывать населению услуги в магазинах (ремонт сложной бытовой техники, часов, раскрой тканей, реализация товаров по заказам и в кредит, ритуальные и другие услуги).

Потребления все виды услуг подразделяют на услуги производственного назначения (грузовые перевозки, закупки и др.), на личные услуги, на услуги социального характера (ока­зываемые главным образом органами государственного управ­ления, охраны общественного порядка и проч.).

Все услуги, которые потребительские общества и их союзы предоставляют пайщикам и остальному населению, подразде­ляются на платные, льготные и бесплатные. Льготы по видам услуг устанавливаются для членов потребительских обществ. К услугам сельских жителей в кооперативных магазинах ор­ганизуются бесплатные библиотечки и бесплатные чайные столы. Концепция развития потребительской кооперации пре­дусматривает оказание инвалидам и малоимущим гражданам бесплатных услуг по вспашке огородов, заготовке дров и сена, Доставке товаров на дом и ремонту жилья.

Услу­ги становятся все более и более разнообразными. В совокупнос­ти кооператоры оказывают населению до 150 видов услуг. Виды услуг: ремонт и пошив обуви; раскрой тканей; ремонт и строительство жилья; ремонт сложной бытовой техники; фотографии; парикмахерские; прокат; заточка инструментов, заточка кос; ремонт часов; аптеки, аптечные пункты и киоски; искусственное осеменение скота; ветеринарные аптеки, пункты, киоски; ритуальные услуги; зернодробилки; пункты по приему молока; библиотеки; бесплатные чайные столы, детские игровые площадки. Потребительская кооперация России имеет вспо­могательные, подсобные отрасли. К ним от­носятся: подсобное сельскохозяйственное производство; про­мысловое хозяйство и клеточное звероводство; капитально строительство магазинов, столовых, других кооперативных объектов и их ремонт; собственный транспорт, используемый для перевозки товаров, закупленной сельскохозяйственной продукции, оказания услуг. Вспомогательные отрасли, во-пер­вых, прямо или косвенно связаны с ее торговой, производствен­ной и заготовительной деятельностью, а во-вторых, играют важную роль в обеспечении нормального функционировании всей системы.

13.6.

Имеющую много отраслей кооперацию называют потреби­тельской. У потребительской кооперации есть ключевая отрасль — торговля, вокруг которой своеобразно интегрируются все остальные отрасли и подотрасли. Торговля являет­ся отраслью-ядром всего хозяйственного комплекса системы потребительской кооперации. Главная функция потребительского общества — торговое и бытовое обслуживание, удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах.

Литература: - Закон «О потребительской кооперации (потребительских кооперации, обществах, их союзах) в РФ»

Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2008.- 400с.

Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие.- М.: Вита-Пресс, 2005. -160с.

 

ТЕМА 14. ОБЩЕСТВЕННО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ – 2 часа

ВОПРОСЫ:

1. Основные направления общественно-массовой деятельности потребительской кооперации.

2. Органы управления и структуры аппарата управления потребительских обществ и союзов, осуществляющие общественно-массовую деятельность.

3. Пропаганда среди населения кооперативных ценностей и принципов, преимуществ пайщиков, социальной миссии и социальной направленности деятельности потребительской кооперации.

4. Организация участия пайщиков в органах управления и контроля потребительских обществ и союзов.

5. Развитие форм и методов обучения кооперативного актива в потребительской кооперации.

6. Культурно-массовая работа среди пайщиков потребительских обществ и населения.

14.1.

Чтобы объединить, сплотить пайщиков, потребительская кооперация всегда занималась не только обеспечением их потребностей в товарах и услугах, но и вела огромную культурно-просветительную работу. И в настоящее время надо возрождать то ценное и доброе, что несла потребкооперация людям. Необходимо создавать клубы, кружки художественной самодеятельности, спортивные секции. Тогда и пайщик станет активным, у него появится интерес к потребкооперации. Такую работу может выполнять на кооперативном участке активный пайщик. В целях стимулирования активности пайщиков на кооперативных участках проводятся конкурсы лучшего уполномоченного.

Утверждение пайщиков в роли хозяев потребительской кооперации красной нитью проходит через уставы потребительского общества. Пайщики избирают не только органы управления и контроля потребобщества, но, что очень важно, определяют главные направления его социально-экономического развития, а также вправе строго спросить с руководителей за результаты работы, вплоть до освобождения выборных лиц от занимаемых должностей.

Для этого на каждом кооперативном участке оборудованы «Уголки пайщика». В них размещаются в обязательном порядке Устав потребительского общества, Закон о потребительской кооперации, бизнес-план социально-экономического развития потребительского общества, список пайщиков данного кооперативного участка, фамилию председателя кооперативного участка, показатели работы потребительского общества и магазина (выполнение

заданий по товарообороту, издержкам, прибыли и тр.), состав совета и правления потребительского общества, его адрес и телефон, объявления о проводимых мероприятиях (собраниях, праздниках и т.д.), небольшая библиотека из собранных у населения книг, подшивка газеты «российская кооперация», а также чайный столик, за котором покупатели, особенно пожилые люди, могли бы выпить чашку чая (бесплатно), почитать кооперативную газету, обменяться новостями.

 

14.2.

Нехватка квалифицированных кадров, подготовленных для решения новых задач в современных условиях, является одним из основных ограничений развития потребительской кооперации. Качественное кадровое обеспечение многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации становится главным резервом развития системы. Ключевые проблемы, определяющие направления развития кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, являются следующие:

1. Высокий уровень ротации кадров, обусловленный недостаточной
мотивацией труда, низким уровнем материального стимулирования и
социального обеспечения.

2. Отсутствие достаточного притока высококвалифицированных
специалистов и молодёжи. Ограниченные возможности карьерного роста
молодых работников.

3. Отставание в применении современных методов и инструментов
работы.

4. Отсутствие эффективного взаимодействия между системой
кооперативного образования и организациями потребительской кооперации.

Основная цель кадровой политики - достижение высокой результативности труда, полноценное обеспечение потребительской кооперации квалифицированными кадрами различного профиля и уровня подготовки, развитие и обновление кадрового потенциала, создание эффективной системы мотивации труда, социальной защиты работников, обеспечение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, необходимого для решения современных задач.

Цель развития системы образования потребительской кооперации -достижение высокой социально-экономической эффективности образовательной отрасли - составной части образовательной системы России, развитие участия в кадровом и научно-методическом обеспечении потребительской кооперации.

Задачами развития кадрового потенциала и образовательной деятельности в потребительской кооперации являются:

1. Сохранение и развитие кадрового потенциала, совершенствование мотивации труда:

-Создание условий для карьерного роста в соответствии с профессиональными интересами работника, уровнем профессиональной подготовки, индивидуальными способностями и предпочтениями.

-Содействие в обеспечении потребностей в жилье.

-Создание условий для повышения оплаты высоко результативного труда.

-Развитие социального обеспечения работников.

-Развитие методов нематериального стимулирования работников, включая конкурсы, нематериальные награды, освещение успехов и достижений работников потребительской кооперации в средствах массовой информации и иные формы морального поощрения.

- Обеспечение непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обучения персонала внутри организаций в течение всего периода профессиональной деятельности; использование современных форм обучения таких как дистанционное, модульное и другие.

- Анализ потребностей организаций потребительской кооперации в кадровом обеспечении и формирование заказов на обучение работников в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в том числе в образовательных организациях системы потребительской кооперации.

- Практическое обучение кадров в организациях потребительской кооперации, развитие наставничества и стажировок.

- Углубление профессиональной ориентации молодёжи, особенно в сельской местности, с целью повышения информированности о возможностях обучения и карьеры в системе потребительской кооперации, создание позитивного образа работника потребительской кооперации.

Потребительская кооперация располагает уникальной системой собственных образовательных организаций, которые должны обеспечивать как наполнение квалифицированными кадрами системы потребительской кооперации, так и экономически эффективную деятельность, позволяющую на основе полной окупаемости оказывать образовательные услуги для широкого круга потребителей.

14.3.

Потребительская кооперация — особая социально ориентированная система.

В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» особо выделены принципы, усиливающие социальную направленность деятельности потребительских обществ:

— добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;

— демократичность управления потребительским обществом, которая проявляется в соблюдении принципа: «один пайщик — один голос», в подотчетности общему собранию общества других органов управления и контроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества;

— обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;

— взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

— ограничение размеров кооперативных выплат;

— доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

— наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля;

- забота о повышении культурного уровня пайщиков.

Принципы добровольности вступления в потребительское общество и демократичности управления выделены в законе потому, что в условиях советской власти они нарушались: часто вступление граждан в кооператив было принудительным, руководители кооперативных организаций назначались партийными и государственными органами. Развитие демократического общества в современной России требует усиления самодеятельности и самоуправления пайщиков.

Принцип экономического участия членов в деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества.

Принцип ограничения размеров кооперативных выплат пайщикам требует ограничения размеров этих выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год. Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач.

Принцип доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков способствует развитию демократии и повышению доверия пайщиков к руководителям потребительских обществ. Особое значение имеют издание и распространение газеты «Российская кооперация» и информация о кооперации в местной прессе.

Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен на развитие демократии в потребительской кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначителен, этот принцип весьма актуален.

Удовлетворение культурных потребностей пайщиков — важное направление социальной деятельности потребительской кооперации. В условиях рыночных преобразований из-за недостатка денежных средств значительно уменьшилась деятельность клубов и других учреждений культуры в сельской местности. В то же время многие организации потребительской кооперации продолжают заниматься сохранением и развитием культурных традиций сельского населения: содержат самодеятельные танцевальные и песенные ансамбли, многие из которых получили звание народных. Кроме того, организации потребительской кооперации организуют культурный отдых молодежи в своих предприятиях, юбилейные торжества, встречи с интересными людьми, встречи с заслуженными кооператорами, проводят юбилейные кооперативные праздники, туристические поездки и другие мероприятия.

14.4.

Потребительская кооперация — это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.

Традиционно сложилась четырехуровневая организационная структура потребительской кооперации. В настоящее время количество уровней системы сокращается до трех.

В структуре органов управления потребительских обществ и потребительских союзов рационально взаимодействуют органы общественного самоуправления пайщиков и органы профессионального управления менеджеров.

Функции органов управления свидетельствуют о том, что пайщики принимают решения по самым разным вопросам хозяйственной и социальной деятельности потребительских обществ и их союзов. Потребительская кооперация действительно является школой самоуправления для активных пайщиков.

14.5.

У кооператоров благородна не только цель, но также средства и способы ее достижения. Кооперация выступает стержнем нравственного и духовного развития общества. В условиях кооперативного сообщества почитается только созидательный и творческий труд на благо своих членов и всего народа.

Кооперативная духовность - одна из форм кооперативной идеологии, учение о кооперативной морали, ее принципах, нормах и роли в обществе.

Кооперативная этика представляет собой совокупность кооперативных норм поведения и является составной частью кооперативной морали. При этом кооперативная этика может пострадать больше от недостатка воли, чем от недостатка знаний. Воспитанный кооператор четко соблюдает требования кооперативного этикета, морали и нравственности.

Нравственность и духовность в потребительской кооперации выражаются и в социальной миссии, выполняемой кооперативными магазинами. Кооперативный магазин в новейшей истории России, по существу, превратился в центр хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации на селе. Магазин в российской деревне выступает как форпост потребительской кооперации, прочно сотрудничающий с каждым сельским подворьем. Нравственная и духовная миссия работников кооперативного магазина XXI в. способствует социально-экономическому возрождению российской деревни.

Солидарность, воля к честности и справедливости укрепляют кооператив. Кооперативные принципы и ценности выступают как формы нравственного сознания пайщиков и моральные факторы их деятельности. К кооперативным ценностям относятся: равенство, взаимопомощь, демократия, честность, солидарность, справедливость. Важный девиз кооперации: «Чем больше гласности, тем больше процветания».

Кооперативные принципы - это добровольность, самоуправление, образование, повышение квалификации, забота об обществе. Кооперативные принципы представляют собой руководящие идеи, с помощью которых претворяются в жизнь кооперативные ценности. Умелое использование преимуществ кооперативных принципов создает благоприятные условия для достижения намеченных целей. Кооперативные принципы являются опорой кооперативного движения и оказывают большое влияние на развитие современной кооперативной культуры.

Для кооперативного руководителя очень важно уметь воодушевить людей, пробудить у них искреннее стремление к справедливой жизни, используя кооперативные теории и опыт. Нравственность руководителя - в служении людям, совесть - его контролер, и нет ему покоя, пока не сделано для людей все, что в его силах.

От духовного и нравственного воспитания во многом зависит и материальное преуспевание потребительского общества.

14.6.

Чтобы объединить, сплотить пайщиков, потребительская кооперация всегда занималась не только обеспечением их потребностей в товарах и услугах, но и вела огромную культурно-просветительную работу. И в настоящее время надо возрождать то ценное и доброе, что несла потребкооперация людям. Необходимо создавать клубы, кружки художественной самодеятельности, спортивные секции. Тогда и пайщик станет активным, у него появится интерес к потребкооперации. Такую работу может выполнять на кооперативном участке активный пайщик. В целях стимулирования активности пайщиков на кооперативных участках проводятся конкурсы лучшего уполномоченного.

Утверждение пайщиков в роли хозяев потребительской кооперации красной нитью проходит через уставы потребительского общества. Пайщики избирают не только органы управления и контроля потребобщества, но, что очень важно, определяют главные направления его социально-экономического развития, а также вправе строго спросить с руководителей за результаты работы, вплоть до освобождения выборных лиц от занимаемых должностей. Деятельность кооперативных организаций должна быть прозрачной, доступной для обозрения всем пайщикам.

Следует постоянно искать пути поощрения пайщиков, обеспечения им разного рода льгот и услуг, как этого требует Закон о потребительской кооперации, предоставляющий большие права пайщикам. А чтобы пользоваться своими правами, пайщики должны быть постоянно информированы о жизни и деятельности потребкооперации. Для этого на каждом кооперативном участке оборудованы «Уголки пайщика». В них размещаются в обязательном порядке Устав потребительского общества, Закон о потребительской кооперации, бизнес-план социально-экономического развития потребительского общества, список пайщиков данного кооперативного участка, фамилию председателя кооперативного участка, показатели работы потребительского общества и магазина (выполнениезаданий по товарообороту, издержкам, прибыли и тр.), состав совета и правления потребительского общества, его адрес и телефон, объявления о проводимых мероприятиях (собраниях, праздниках и т.д.), небольшая библиотека из собранных у населения книг, подшивка газеты «российская кооперация», а также чайный столик, за котором покупатели, особенно пожилые люди, могли бы выпить чашку чая (бесплатно), почитать кооперативную газету, обменяться новостями.

Одним из главных направлений в деятельности организаций потребительской кооперации является усилением роли пайщиков. Этому способствует проведение собраний пайщиков по-новому. Кооперативные организации кардинально меняют практику проведения участковых собраний пайщиков. Главным на собраниях становится обсуждение насущных проблем и нужд пайщиков.

Необходимо вызывать людей на откровенный разговор, узнать что их тревожит, в какой помощи они нуждаются. Благотворительность ведь не всегда требует значительных средств. Большую пользу приносят и малые дела, такие, например, как сбор поношенных вещей, верхней одежды, обуви. Есть и взрослые, и дети, которые нуждаются в них и с благодарностью примут ветераны потребкооперации, инвалиды, малообеспеченные многодетные семьи. Из собранных книг можно и нужно скомплектовать библиотечки. Естественно, не следует забывать и о помощи в обработке земли, транспортных и иных услугах. Если речь идет о получении работы, надо выяснить, кто и что может делать, и помочь организовать дело.

Таким образом, на собраниях пайщиков кооперативных участков должны обсуждаться следующие вопросы: результаты хозяйственно-финансовой деятельности; создание новых рабочих мест; сбыт продукции сельских подворий; оказание помощи неимущим, благотворительность; новые виды деятельности (сельский туризм, аптеки, зооаптеки и т.д.); культурно-массовая и спортивная работа; информирование, подписка на газету; обучение детей пайщиков; просветительское кооперативное образование.

Отчетные кампании показывают, что не формальный порядок, а живая форма проведения собраний повышает интерес пайщиков к работе кооператива, активность, способствует осознанию себя хозяевами на деле.

Организации потребительской кооперации осуществляют постоянную воспитательную работу с молодежью. Молодежь является будущим потребкооперации, поэтому организации потребительской кооперации широко пропагандируют идеи, принципы и ценности кооперации в молодежной среде, вовлекают молодых людей в потребительскую кооперацию, помогают им получить профессиональное образование и гарантируют работу после получения специальности. Около многих магазинов оборудуются детские игровые площадки, разбиваются цветники. В тысячах магазинов созданы народные библиотеки, бесплатные чайные столы. Работают детские кафе, компьютерные игротеки, молодежные центры досуга. Оказывается поддержка коллективам художественной самодеятельности, спортивным секциям. Все чаще при сельских кооперативных магазинах устраиваются престольные, народные праздники. Кооператоры помнят: потеря духовности равнозначна потере человечности. Борьбу с бездуховностью потребительская кооперация ведет вместе со священнослужителями Русской Православной церкви и других конфессий. Люди становятся добрее, терпимее, чище в помыслах и делах, когда сходят в церковь, послушают проповедь. Все религии учат состраданию к ближнему. И это роднит их с потребительской кооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью, нищетой.

Потребительская кооперация дарит людям праздники. Многие потребительские общества и потребительские союзы стараются организовать и провести возле магазина 2-3 сельских праздника. Это и чествование уважаемого человека, сельский престольный праздник, праздник урожая. На такие праздники приглашаются главы сельских администраций, священнослужители. От этого связь с пайщиками становится только теснее, а их участие в деятельности потребобщества - активнее.

Организации потребительской кооперации налаживают сотрудничество со всеми структурами, работающими на селе. Со школами договариваются о продаже поделок школьников и выступлениях учителей с беседами перед пайщиками, о доставке товаров инвалидам силами школьников. Медики информируют население о возможных заболеваниях, эпидемиях гриппа и т.д. Потребительская кооперация старается занять нишу организатора в решении важных вопросов улучшения жизни сельского населения. Такая ниша по праву принадлежит потребительской кооперации, ибо она организация народная, и все, что делает, делается ею для народа. Кооперация как никакая иная форма хозяйствования, бережет духовную и социальную основу общества, потому что ее деятельность основана на этических принципах - честности, открытости, социальной ответственности, заботе о других. Хозяин в ней не государство, не капитал, а пайщики. Им она создана, им должна и служить. Совесть, мораль, милосердие, сопереживание, сострадание, нравственность, духовность не должны уходить на задворки сознания. Помогать людям всем, чем может, - святая обязанность потребительской кооперации.

Перечислим основные направления в культурно-просветительной работе потребительской кооперации:

организация досуга пайщиков и кооперированного населения посредством создания клубов, кружков художественной самодеятельности, открытия спортивных секций, проведения сельских престольных праздников и т.п.; привлечение пайщиков к активному участию в органах управления и контроля; работа с молодежью; кооперативная профориентационная работа; благотворительная деятельность; сотрудничество с Русской Православной церковью; развитие активных взаимовыгодных отношений со всеми структурами, работающими на селе.

Литература:

Закон «О потребительской кооперации (потребительских кооперации, обществах, их союзах) в РФ».

Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2008.- 400с.

Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие.- М.: Вита-Пресс, 2005. -160с.

 

ТЕМА 15. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ – 2 часа

ВОПРОСЫ:

1. Кадры п/к., их значение и структура.

2. Подготовка специалистов высшей, средней квалификации и работников массовых профессий в учебных заведениях п/к.

3. Кадровая политика п/к.

4. Сохранение и развитие кадрового потенциала п/к.

5. Взаимодействия научных учреждений вузов потребительской кооперации и средних специальных заведений потребительской кооперации с потребительскими обществами и их союзами.

15.1.

"Кадровая политика в потребительской кооперации пред­полагает повышение роли лидера. Основные черты лидера XXI века: стратег, политик, учитывающий не только рыночные, но и нерыночные факторы, новатор, руководитель, уверенный в себе, способный мобилизовать коллектив на реализацию со­циальной миссии и динамичное развитие экономики".

 

Вместе с тем вести подготовку специалистов и кадров ра­бочих профессий необходимо (и приходится) постоянно. Во-первых, в трудовую деятельность постоянно вступает новое поколение и молодые люди должны иметь профессио­нальную подготовку. Во-вторых, в условиях современных тех­нологий только специалист, профессионал может успешно ре­шать возникающие задачи. В-третьих, подготовка работников и повышение их квалификации диктует переход от командной экономики к рыночной.

Повышаются требования к деловым и личным качест­вам руководителей, специалистов и остальных работников. Как всегда, в работнике потребительской кооперации ценятся его компетентность, честность, инициативность, коммуника­бельность, внутренняя культура. Но, как говорится, "только этого мало". Руководители и специалисты потребительских обществ и их союзов сегодня должны быть также предприим­чивыми и способными к разумному риску при принятии уп­равленческих решений, а также обладать качествами соци­ального работника.

Результаты деятельности (успех либо неуспех) органи­заций потребительской кооперации в той или иной степени зависят от всей совокупности качеств работников вообще и руководителей в первую очередь. Любопытные результаты дал, например, анкетный опрос 210 руководителей потреби­тельских обществ и структурных подразделений Чувашского республиканского потребсоюза. Отметим: 40,2% респондентов имели высшее образование, 59,8% — среднее профессиональ­ное образование. Среди многих других вопросов им был задан такой: "Какие факторы способствовали успеху вашего потре­бительского общества?" Ответы распределились следующим образом: по мнению 35,4% опрошенных успех был обеспечен личными и деловыми качествами руководителя, 42,7% — высо­кой самоотдачей работников, 21,9% — знанием рынка и умелым маневрированием ресурсами. Примечательно, что 78% респон­дентов изъявили желание повысить свою квалификацию.

15.2.

Люди в течение всей своей жизни пополняют ранее полу­ченные ими научные и иные знания, развивают способности к умелому действию и совершенствуют мастерство. Вместе с тем не только знания, но и некоторые умения приобретаются в про­цессе профессиональной подготовки.

В потребительской кооперации страны сложилась строй­ная многоуровневая система профессионального образования. Она обеспечивает подготовку специалистов высшей и средней квалификации, кадров рабочих профессий, переподготовку и повышение квалификации работников. Ни в одной другой стра­не мира нет таких образовательных кооперативных учрежде­ний, как в России.

Подготовкой специалистов, прежде всего, занимаются коо­перативные высшие учебные заведения. Ведущими среди них являются Московский, Сибирский (Новосибирск), Белгород­ский университеты потребительской кооперации, которые, в свою очередь, имеют в регионах около 30 филиалов и институ­тов на правах филиалов. Самостоятельные кооперативные ин­ституты действовали в Энгельсе, Саранске, Чебоксарах. Все обладают высоким научно-образовательным потенциалом.

Далее, специалистов со средним профессиональным обра­зованием готовят 67 техникумов и колледжей потребительской кооперации, принадлежащие союзам потребительских обществ республик, краев и областей. В большинстве техникумов и кол­леджей трудятся сильные педагогические коллективы, препо­давание ведут высокообразованные и опытные специалисты, подлинные наставники студенческой молодежи. За последнее время техникумами и колледжами в сельских районах созданы десятки филиалов.

Подготовка специалистов ведется по очной (дневной) и за­очной, а в некоторых учебных заведениях и вечерней формам обучения. Кооперативные вузы, техникумы, колледжи готовят специалистов более чем по 30 специальностям — как по традици­онным, но обновленным направлениям ("бухгалтерский учет и ау­дит", "финансы и кредит", "экономика и управление на предпри­ятии", "информационные системы в экономике", "товароведение и экспертиза товаров", "технология продуктов общественного пи­тания"), так и по самым новым направлениям ("коммерция", "ме­неджмент", "маркетинг", "мировая экономика", "налоги и налого­обложение", "прикладная информатика в экономике" и проч.).

В условиях вхождения потребительской кооперации в ры­ночную экономику в учебные планы подготовки специалистов введены современные дисциплины: "Аудит", "Коммерческая деятельность", "Финансовый менеджмент", "Основы стандар­тизации, сертификации и метрологии", "Социология и психо­логия труда", "Деловое общение" и др.

15.3.

Самыми распространенными на предприятиях и в орга­низациях потребительской кооперации по праву считаются профессии продавца, повара, кондитера, пекаря, заготовителя, кассира. В связи с поворотом потребительской кооперации ли­цом к социальным нуждам и потребностям людей и развитием отрасли бытовых и производственных услуг начата подготовка парикмахеров, фотографов, мастеров по ремонту часов, бы­товой радио- и электронной аппаратуры и других работников этой сферы. Подготовкой этих кадров занимаются коопера­тивные учебные заведения всех уровней, а прежде всего техникумы, профессионально-технические училища и предпри­ятия-школы. Последние созданы на базе лучших магазинов, хлебозаводов, парикмахерских и т. д. Одна из форм подготов­ки кадров рабочих профессий — индивидуальное и бригадное ученичество. Проводятся также краткосрочные курсы.

Образовательные учреждения системы являются частью социальной сферы страны. В высших и средних профессио­нальных образовательных учреждениях потребительской коо­перации обучаются одновременно 160 тыс. студентов, работают около 6 тыс. квалифицированных педагогов, среди которых 177 докторов наук и более 1200 кандидатов наук. При общем спаде в экономике потребительской кооперации в годы реформ эти учреждения сумели даже окрепнуть и заметно улучшить по­казатели своей деятельности.

Образовательные услуги кооперативных вузов и технику­мов в условиях рынка являются платными, и объем этих услуг, значительно превышая общий объем бытовых услуг, оказыва­емых кооперативными организациями, постоянно растет. Сово­купная стоимость образовательных услуг вузов и техникумов потребительской кооперации в 2000 г. составила 700 млн руб., и с тех пор эта цифра увеличилась уже в несколько раз. Неко­торые ученые предлагают придать кооперативному образова­нию статус самостоятельной отрасли деятельности потре­бительской кооперации наряду с другими ее отраслями. При этом кооперативное образование рассматривается как важный фактор социально-экономического развития потребительской кооперации, а образовательные услуги — как способ и показа­тель участия в реализации ее социальной миссии по отноше­нию к пайщикам и остальному сельскому населению, в возрож­дении нравственности и духовности.

Общеизвестно, что образование является отраслью эконо­мики, объединяющей организации, учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы и подготовкой педагогических кадров. По­мимо перечисленных функций, образовательные учреждения потребительской кооперации выполняют ряд функций на сты­ке науки и практики, активно содействуя потребительским об­ществам, их союзам в выполнении уставных задач.

Обеспечение научного сопровождения реформ в потре­бительской кооперации является значимым вкладом универ­ситетов и институтов. Наука — сфера исследовательской де­ятельности, где происходит расширение имеющихся знаний и вырабатываются новые знания. Наука является также одной из сфер общественного сознания.

15.4.

Нехватка квалифицированных кадров, подготовленных для решения новых задач в современных условиях, является одним из основных ограничений развития потребительской кооперации. Качественное кадровое обеспечение многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации становится главным резервом развития системы. Ключевые проблемы, определяющие направления развития кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, являются следующие:

1. Высокий уровень ротации кадров, обусловленный недостаточной
мотивацией труда, низким уровнем материального стимулирования и
социального обеспечения.

2. Отсутствие достаточного притока высококвалифицированных
специалистов и молодёжи. Ограниченные возможности карьерного роста
молодых работников.

3. Отставание в применении современных методов и инструментов
работы.

4. Отсутствие эффективного взаимодействия между системой
кооперативного образования и организациями потребительской кооперации.

Основная цель кадровой политики - достижение высокой результативности труда, полноценное обеспечение потребительской кооперации квалифицированными кадрами различного профиля и уровня подготовки, развитие и обновление кадрового потенциала, создание эффективной системы мотивации труда, социальной защиты работников, обеспечение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, необходимого для решения современных задач.

Цель развития системы образования потребительской кооперации -достижение высокой социально-экономической эффективности образовательной отрасли - составной части образовательной системы России, развитие участия в кадровом и научно-методическом обеспечении потребительской кооперации.

Задачами развития кадрового потенциала и образовательной деятельности в потребительской кооперации являются:

1. Сохранение и развитие кадрового потенциала, совершенствование мотивации труда:

- Создание условий для карьерного роста в соответствии с профессиональными интересами работника, уровнем профессиональной подготовки, индивидуальными способностями и предпочтениями.

- Содействие в обеспечении потребностей в жилье.

- Создание условий для повышения оплаты высоко результативного

труда.

- Развитие социального обеспечения работников.

- Развитие методов нематериального стимулирования работников, включая конкурсы, нематериальные награды, освещение успехов и достижений работников потребительской кооперации в средствах массовой информации и иные формы морального поощрения.

- Обеспечение непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обучения персонала внутри организаций в течение всего периода профессиональной деятельности; использование современных форм обучения таких как дистанционное, модульное и другие.

- Анализ потребностей организаций потребительской кооперации в кадровом обеспечении и формирование заказов на обучение работников в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в том числе в образовательных организациях системы потребительской кооперации.

- Практическое обучение кадров в организациях потребительской кооперации, развитие наставничества и стажировок.

- Углубление профессиональной ориентации молодёжи, особенно в сельской местности, с целью повышения информированности о возможностях обучения и карьеры в системе потребительской кооперации, создание позитивного образа работника потребительской кооперации.

Потребительская кооперация располагает уникальной системой собственных образовательных организаций, которые должны обеспечивать как наполнение квалифицированными кадрами системы потребительской кооперации, так и экономически эффективную деятельность, позволяющую на основе полной окупаемости оказывать образовательные услуги для широкого круга потребителей.

2. Основные задачи развития образовательной деятельности потребительской кооперации:

- Повышение качества образования и конкурентоспособности образовательных организаций, внедрение современных стандартов образовательной деятельности, широкое использование международного опыта, обеспечения единства методики и методологии образовательной деятельности.

- Усиление взаимодействия университетов, институтов, колледжей, техникумов с организациями потребительской кооперации, сближение обучения и практики деятельности, повышение качества образования, в том числе на основе развития практических навыков молодёжи.

- Создание кооперативных образовательных кластеров - совокупности взаимосвязанных организаций начального, среднего и высшего кооперативного образования и организаций потребительской кооперации в рамках заключаемых соглашений о партнерстве, позволяющих решать проблемы совместного финансирования кооперативного образования (совмещать оплату обучения учащимися и организациями потребительской кооперации), развития материально-технической базы образовательных учреждений.

- Повышение квалификации преподавателей, освоение новых направлений, форм и методов образовательной деятельности. Проведение переаттестации работников образовательных организаций по результатам обучения. Обучение работников образовательных организаций принципам и подходам к управлению операционной деятельности, финансами, маркетингом, правовым обеспечением, кадрами, которые они могли бы учесть в собственной педагогической деятельности.

- Формирование и реализация заказов организаций потребительской кооперации на целевую подготовку специалистов по востребованным специальностям.

- Повышение экономической эффективности деятельности организаций высшего и среднего профессионального образования для решения проблем социальной защищённости работников, развития материально-технической базы образования, реализации льгот для системы потребительской кооперации.

- Реализация новых образовательных стандартов, программ, отвечающих современным профессиональным требованиям и потребностям работодателя.

- Развитие взаимодействия образовательных организаций с общеобразовательными школами, углубление профориентации, привлечение школьников в систему потребительской кооперации.

- Выполнение научных исследований, разработок по заказам организаций потребительской кооперации на конкурсной основе. Выполнение указанных задач требует организации мониторинга рынка труда и кадрового обеспечения, в первую очередь потребительской кооперации.

3. Научное обеспечение деятельности потребительской кооперации:

- Активизация использования научных разработок в практике деятельности потребительской кооперации.

- Формирование на конкурсной основе заказаов на научные разработки как в организациях потребительской кооперации, так и сторонних организациях.

- Налаживание взаимодействия с научными организациями систем РАН, РАСХН, РАМН для обеспечения повышения качества стандартов производства, услуг, образования.

Перечисленные направления развития кадрового потенциала потребительской кооперации представлены а «Концепции развития потребительской кооперации РФ на период до 2015 года»

15.5.

Многие ученые учебных заведений потребительской коо­перации в последние годы вели научные поиски в тесном кон­такте и нередко в непосредственном общении с членами потре­бительских обществ.

Во-первых, научные силы образовательных учреждений участвовали в подготовке и проведении российских научно-практических конференций, организованных Центросоюзом. В результате была выработана современная идеология потреби­тельской кооперации России. Потребительская кооперация при­знана самобытной, социально ориентированной системой. Борьба с бедностью провозглашена как главное долгосрочное направле­ние деятельности потребительских обществ и их союзов.

Во-вторых, сотрудники образовательных учреждений участвовали в решении некоторых жизненно важных для сис­темы прикладных задач: в выработке мер, обеспечивающих выживание и конкурентоспособность организаций потреби­тельской кооперации и их безубыточную работу, в создании новой модели потребительского общества с учетом рыночных факторов хозяйствования и др. Ученые вузов непосредственно участвовали в разработке Центросоюзом основополагающих Документов, нацеленных на достижение устойчивого развития потребительской кооперации.

В-третьих, университеты и институты оказывали (и про­должают оказывать) непосредственную практическую помощь местным потребительским обществам и потребсоюзам. Эта по­мощь методического, консультационного и иного характера (ку­раторство, проведение семинаров, разработка пособий, изуче­ние и распространение передового опыта, участие в собраниях пайщиков и т. п.) предоставляется безвозмездно на началах ко­оперативной солидарности и сотрудничества. Одновременно ор­ганизации потребительской кооперации служат базой учебной и производственной практики студентов кооперативных вузов.

Образование означает не только обучение профессии, н и воспитание кооператоров. Отдельные потребительские общества и союзы сегодня недооценивают образование и на сокращении расходов на обучение и воспитание пытаются "сэкономить" финансовые средства.

Новые возможности для образования кооператоров открывают Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", уставы обществ и союзов. Одной из основных задач потребительской кооперации указанный Закон впервые провозгласил пропаганду кооперативных идей, основаны на международных принципах кооперации, доведение их д каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Примерный устав потребительского общества предусмат­ривает повышение роли кооперативных участков и создание ими комиссий, состоящих из пайщиков.

Содействовать делу воспитания пайщиков и работников кооперации призваны еженедельная газета "Российская ко­операция", которая издается с конца 1997 г., и ежемесячный журнал "Деловой вестник "Российской кооперации". Этому же служит экономическое соревнование организаций, предпри­ятий и учреждений потребительской кооперации. Не только работники кооперации, но и активисты-пайщики награждают­ся нагрудным значком "За добросовестный труд в потреби­тельской кооперации России". Кооперативный актив — это наиболее деятельные и способные члены выборных органов, начиная от кооперативного участка потребительских обществ и кончая органами управления и контроля союзов.

Важная роль в деле воспитания кооператоров принадле­жит организационно-кооперативной работе, проводимой совместно работниками кооперации и самими пайщиками. В потребительском обществе она включает мероприятия обще­ственно-массового, культурно-просветительного и социально-бытового характера.

Конкретным содержанием общественно-массовых мероп­риятий: подготовка и проведение собраний пайщиков кооперативного участка и общих собраний уполномоченных пот­ребительского общества, конференций и семинаров, согласова­ние условий работы предприятий общества, изучение запросов пайщиков и организация предоставления им услуг и др. В про­ведении этой работы должны участвовать и организационные комиссии, и правление, и совет потребительского общества.

Культурно-просветительные мероприятия охватыва­ют пропаганду кооперативных ценностей и принципов, при­влечение в потребительское общество новых пайщиков, подбор кандидатов для учебы в кооперативных учебных заведениях, организацию уголков пайщиков в магазинах и кружков худо­жественной самодеятельности, проведение музыкальных ве­черов, устройство совместных чаепитий, реклама экологически чистых продуктов и т. д. С некоторыми из этих функций могут справиться просветительские комиссии кооперативных участ­ков, активисты потребительского общества; проведение неко­торых мероприятий просветительского характера потребует участия инструктора общества, члена правления, работников магазина или кафе.

К мероприятиям социально-бытового характера отно­сят обеспечение деятельности кооперативных детских яслей и садов, домов отдыха, лечебных учреждений, устройство де­тских игровых площадок. В потребительских обществах созда­ются кружки по интересам, способствующие развитию само­деятельного творчества пайщиков и работ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русский романтизм в литературе первой половины XIX века | История религии и свободомыслия - религиоведение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.