Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика хозяйственного механизма НЭПа и 30х гг

Хозяйственный механизм — способы, методы реализации эк-ких законов в эк-кой деят-ти людей посредством создания и функционирования общест-ных институтов.

Институциональное пространство — вся совокупность общесетв-ных институтов, опред-ющих течение эк-кой жизни.

  НЭП (1921 – 1928) 30-е годы (1927 – 1937)
Цель Восстановление товарно-денежных отношений Индустриализация страны
Задачи 1. Восстан-ние денежно-кредитной и финансовой сис-мы 2. Хозрасчет в пром-ти: самофинансирование, доход > расхода, самостоятельность, финансовый контроль 3. Развитие торговли 4. Сочетание админ-ных и рын-ных методов координации 1. Централизация распределения ресурсов 2. Централизация управления производством: создание отраслевых министерств (наркоматов) 3. Реорганизация финансово-кредитной системы (1929-1931 кредитная и налоговая реформы)
Основы 1. Разгосударствление (гос-во отказывается от администрирования, но не от контроля) 2. Одновр-ное функ-вание частных и гос-ных предпр-тий 3. Крест-ские кооперативные хоз-ва в аграрном секторе 4. Независимый Госбанк 1. Государственная собственность 2. Государственные финансы 3. Гос-ная система материально-технического снабжения 4. Гос-ное ценообразование 5. Гос-ный инвестиционный процесс
Функ- ци- ониро-вание   ВСНХ ←→ Госплан Госбанк →→→ ЦУГПром ГЭУ ↓↓↓ ↓ ↓↓↓ Наркомфин →→ Тресты ↓ Местные СНХ ↓ Синдикаты   ГЭУ - Главное эк-кое управление ЦУГПрмо – Центральное управление госуд-ной пром-ти Госплан ↓ Гос-ная с-ма Хоз-ный Гос-ные планово-финан-вых → механизм ← финансы показ-лей командной эк-ки ↑ ↑ Гос-ная с-ма Инфор-но-управ-кие МТС связи вертик-ного хар-ра Гос-ная система плановых показателей (все институты работали по показателям доведенным Госпланом), система вертикальных потоков информации (отчетность).

 

Хоз-ный механизм НЭПа вступал в противоречие с задачами индустр-ции страны. Преодоление этого институц-ного противостояния было найдено на пути отмены рынка как источника неопред-ти и расширения сферы влияния Госплана. Рост влияния Госплана как регул-ющего органа сопровождался не только ограничением НКФ и Госбанка, но и ростом вмеш-ва полит+кого руков-ва в деят-ть Госплана.

В задачи хоз-ного механизма 30-х годов входило создание системы, методов управления, соотв-ющих институтов для организации бестоварного хоз-ва.

Особ-сть хоз-ного механизма определялась встроенностью полит-кого руководства в организацию, управление и методы осуществления хоз-ной жизни, значительной ролью репрессивного аппарата. Командно-полит-кий механизм был основой тоталитарного режима, но уязвим в долгосрочном плане.

 

57. Постепенная либерализация экономической жизни в СССР в послевоенные годы: реформа организационной структуры управления промышленностью и строительством 1957 года.

В первые послевоенные годы хоз. механизм не испытал каких либо изменений; Постепенный разгон реформ начинается только после смерти Сталина, со временем становится все более масштабным, затрагивающим больше секторов экономики, т.к. имело место радикализация идеи экономической реформы.

Наблюдающаяся в реформах тенденция к либерализации экономической жизни формировала условия для появления фактических отношений частной собственности, хотя официально об этом не было сказано.

Речь о необходимости реформы управления промышленностью и строительством шла еще накануне войны. Тогда были поставлены вопросы – предоставления большей самостоятельности предприятиям, устранения мелочной опеки со стороны центра. Накануне реформы основным вопросом было ускорение НТП. Причиной медленных темпов перевооружения виделась в слабом контроле предприятий министерствами. На 7ой сессии Верховного Совета (1957) Хрущев выступил с критикой бюрократизации производства в ущерб государственным интересам. Центр не мог адекватно контролировать 200 тысяч и 100 тысяч строек.

Предприятия, подчинялись разным Министерствам, каждое из которых проводило свою политику использования ресурсов и характера развития.

Цель реформы – преодоление ведомственности и бюрократизации управления промышленностью и строительством

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономические последствия индустриального рывка в СССР в 1930-е гг | Экономическая реформа 1965-1969 гг. в СССР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.