Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития России в довоенный период ( 1917 – 1941 ГГ. ). Смена экономической власти в стране




Смотри дополнительно - допматкиэ\23\камерон.doc, допматкиэ\23\кузнецова.doc, допматкиэ\23\неровня.doc

В 1909—1913 годы начался новый экономический подъем, который охватил практически все народное хозяйство страны. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продукции. Россия по этому показателю опережала такие развитые страны Запада, как Англия, Франция, Германия, США. За этот период общий среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора, а продукция промышленности допматкиэ\24\кузнецова.docпокрывала 80% внутреннего спроса.

Цикличное развитие российской экономики в начале XX века приводило к усилению монополистических процессов. Шел процесс концентрации производства на наиболее крупных предприятиях. 1912 году примерно 75% всего чугуна Юга производилось на 9 металлургических заводах, на которых работало до 80% всех паровых двигателей и рабочих всей металлургии южного региона страны, 65% продукции нефтепереработки производилось на 6 крупных заводах. В России было всего 8 заводов по производству паровозов, 15 заводов по производству вагонов. В первое десятилетие XX века на базе этих крупных предприятий создаются монополии.

(В 1902 году был основан крупнейший синдикат — «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» («Продамет»), который объединил 30 заводов, включая производство железнодорожных рельсов, данная монополия захватила почти 90% всего металлургического производства Южного региона.

В начале века образовались такие крупные синдикаты, как «Продпаровоз» (Совет паровозостроительных заводов, 1901 год); «Гроздь» (1903); «Продвагон» (1904), который охватывал до 90% всех заказов на железнодорожные вагоны; «Продуголь» (1904), на долю которого в 1909 году приходилось 60% добычи угля в Донбассе.

Для нефтяной промышленности характерными компаниями были тресты. Крупнейшим из них являлось товарищество братьев Нобель, которое занималось добычей, переработкой, транспортировкой и продажей конечной продукции. В 1912 году им в противовес была основана «Русская генеральная нефтяная корпорация», которой удалось охватить 27% добычи нефти в России. Ее создателями были Русско-Азиатский и Международный коммерческий банки с правлением в Лондоне.

В отличие от тяжелой промышленности легкая промышленность заметно отставала в процессе монополизации. Но и здесь возникали картели, синдикаты, а группа Кноппа, объединявшая хлопчатобумажные фабрики, имела признаки треста. Однако эти объединения не занимали преобладающего места в целом по отрасли.

В 1913 году был основан Табачный трест, который держал под контролем 80% капиталов этой отрасли. К созданию этого треста также имел непосредственное отношение Русско-Азиатский банк.

Одним из методов господства монополий на рынке в начале XX века было сдерживание объемов производства и повышение продажных цен на рынке данной продукции. Первое же синдикатное соглашение в системе «Продамет» способствовало повышению цен на железо (1902).

Такими же методами пользовались и монополии в нефтяной промышленности. В результате сговора в 1902—1912 годах добыча нефти в России сократилась, а цена пуда нефти выросла с 6 до 38 коп., что заметно повысило прибыли нефтепромышленников.

На рубеже двух столетий значительную роль во многих отраслях народного хозяйства стал играть иностранный капитал. Благодаря своей последовательной политике, С.Ю. Витте добился снятия всяческих препятствий для иностранных инвестиций, которые, по его выражению, служат лекарством от бедности. В этот период Россия стала крупнейшим в мире импортером капиталов. Всего за последнее десятилетие XIX века объем иностранных инвестиций в промышленность и банковскую систему страны увеличился с 214,7 до 9 II млн. руб. Многие инвесторы признавали, что большую роль в этом процессе сыграла денежная реформа 1897 года, в результате чего в России был установлен золотой стандарт.

Политика Витте по привлечению иностранных капиталов встречала противодействие в государственных структурах вплоть до государственного Совета, где высказывались опасения в том, что Россия попадет в «иностранную кабалу», что Витте якобы «распродает национальные богатства.

В начале XX века составлял не более 9-14% от стоимости всех промышленных капиталов. Если в 1888 году всего по стране было 16 иностранных фирм, то в 1909 году — 269. Преимущественные инвестиции направлялись в добывающие отрасли: угольную, нефтяную, железнорудную, в металлургию и железнодорожное строительство, то есть в те отрасли, куда отечественные инвесторы не спешили вкладывать средства, прежде всего, из-за их медленной отдачи. Наибольший удельный вес зарубежных капиталов приходился на горнодобывающую промышленность: в 1900 году до 70% акционерного капитала здесь принадлежало иностранцам.

До 96% всех зарубежных капиталов приходилось на четыре европейские страны: Францию, Англию, Германию и Бельгию, причем каждая из этих стран имела свои отраслевые предпочтения. С участием европейских бизнесменов были построены в Донбассе и Криворожье металлургические заводы, оборудованные по последнему слову техники. В подмосковном Подольске был построен завод по производству швейных машин «Зингер и К»*, в Люберцах — предприятие фирмы «Маккормик и К», производившее жатки, молотилки и другой сельскохозяйственный инвентарь.

Политика российского правительства была направлена на то, чтобы иностранные инвесторы предпочитали ввозить в страну капиталы, а не готовую продукцию, на которую были установлены высокие таможенные пошлины. Особенно поощрялись прямые инвестиции, то есть инвестиции в непосредственное производство или на покупку контрольного пакета акций российских компаний.

По подсчетам экономистов, общий объем иностранных капиталов в российскую промышленность за 1893—1913 годы составил около половины отечественных капиталовложений

Что касается «распродажи национальных богатств», в чем упрекали Витте и других государственных деятелей, то, согласно подсчетам экономистов, к началу Первой мировой войны прибыли иностранных компаний, переводимые за границу, составляли 150 млн. руб. в год, в то время как правительство выплачивало только в виде процентов по государственным займам до 220 млн. руб.

Однако в целом норма прибыли иностранных обществ равнялась 4-7% на вложенный капитал, что соответствовало доходам и отечественных компаний. К тому же зарубежным фирмам нужно было несколько лет (от 5 до 15), чтобы полностью вписаться в специфические условия российской экономики, в том числе в бюрократическую систему, где нужны были «особые условия» при заключении выгодных контрактов и т.д.

Заметных успехов достигла внутренняя и внешняя торговля. Объем внутренней торговли в 1913 году составлял 18 млрд. руб., или в полтора раза больше, чем в 1909 году. Внешнеторговый оборот также увеличился за этот период примерно в 1,5 раза и составил к 1913 году 2,6 млрд. руб., причем объем экспорта уверенно превышал объем импорта — соответственно 1,5 и 1,1 млрд. руб. Структура экспорта традиционно складывалась из сырья и сельскохозяйственной продукции, а импорта — из товаров производственного назначения: машин, оборудования, полуфабрикатов

Доходы от продажи хлеба составляли около 44% стоимости всех экспортных поступлений в государственный бюджет, а доходы от продажи продукции животноводства — до 22%. Перед Первой мировой войной Россия являлась одной из ведущих стран-экспортеров хлеба в мире. Из всего объема вывозимого хлеба примерно 30% экспортировалось в Германию и около 20% — в Англию.

Активное внешнеторговое сальдо служило делу укрепления государственного бюджета. Помимо доходов от внешней торговли в числе источников государственного бюджета можно назвать доходы от винной монополии и откупной системы, от казенных железных дорог, а также косвенные налоги.

Государственные доходы увеличились с 1,4 млрд. руб. в 1897 году до 3,1 млрд. руб. в 1912 году. Российский рубль оставался одной из самых сильных валют в мире. Даже в годы русско-японской войны и революции 1905—1907 годов продолжался обмен кредитных билетов на золото. Общая сумма налогов на одного жителя страны была в два раза ниже, чем в Австро-Венгрии, Франции, Германии, и в четыре раза меньше, чем в Англии.

Но расходы бюджета росли гораздо быстрее, чем доходы. Деньги тратились на огромный бюрократический аппарат, на поддержание помещичьих хозяйств, на военные нужды, на выплату процентов по иностранным кредитам. На 1 января 1914 года государственная задолженность России по внутренним и внешним долгам составляла около 9 млрд. руб.

Как и в предыдущие годы, большое значение имела кредитная система во главе с Государственным банком, который хранил золотой запас страны, осуществлял денежную эмиссию и основные расчетные операции. Вокруг Государственного банка сформировалась большая сеть акционерных коммерческих банков, основной задачей которых было финансирование всего хозяйства страны.

Особое место среди них занимали банки земельного (ипотечного) кредита. Два из них были государственными: Дворянский земельный и Крестьянский поземельный, а десять — частными. Эти банки выдавали ссуды землевладельцам, выступали посредниками в процессе купли-продажи земельных участков, особенно во время Столыпинской аграрной реформы. Для средней и мелкой буржуазии существовали общества взаимного кредита и городские банки.

Процесс образования монополий не обошел стороной и банковскую сферу. На 1 июля 1914 года в России насчитывалось всего 47 акционерных коммерческих банков, из них в Петербурге — 13, в Москве — 8, а остальные 26 — в провинции. Столичные банки распространяли свои филиалы и отделения по всей стране, их количество за 1900—1913 годы увеличилось почти в три раза. Особая активность была присуща трем «китам» — Русско-Азиатскому, Петербургскому международному и Азовско-Донскому банкам, которым принадлежала почти половина всех банковских активов страны.

Одним из направлений успешного развития банков было их активное вмешательство в деятельность предприятий самых различных отраслей

Динамичное развитие народного хозяйства России на рубеже веков вывело страну по многим показателям на 4-5 место в мире после США, Англии, Германии и Франции. И хотя в целом экономика оставалась аграрной, темпы развития промышленного сектора были очень впечатляющими. Например, объем производства инвестиционных товаров увеличился за 1893—1913 годы в 7 раз, причем производство чугуна — в 5 раз, стали — в 13 раз, добыча угля — в 6 раз. Не менее быстрыми темпами росли объемы производства потребительских товаров: переработка хлопка возросла в 7 раз, производство сахара — в 4 раза и т.д.

Следует отметить, что в начале XX века российское предпринимательство было охвачено чувством подъема, созидания. Повсеместно в производстве проходил процесс обновления, реконструкции, создавались новые предприятия, новые отрасли, осваивались новые регионы, осуществлялась ускоренная механизация производства. Так, если в 1860 году механическое оборудование в целом по стране оценивалось в 100 млн. руб., в 1870 году — 350 млн. руб., то в 1913 году стоимость такого оборудования составляла 2 млрд. руб.

В экономике России наблюдались очень высокие темпы производства инвестиционных товаров — почти в два раза выше, чем темпы производства потребительских товаров, 63% технического оборудования в промышленности было произведено на отечественных предприятиях. Темпы роста промышленной продукции и производительности труда были самыми высокими в мире и составляли за период с 1880 по 1913 годы в среднем 9% в год. Французский экономист Э. Тэри писал: «К середине текущего века Россия будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом, и финансовом отношении».

Однако по многим показателям экономика России отставала от других стран. Так, отечественное машиностроение занимало лишь 7% в общем объеме промышленного производства. Россия была вынуждена закупать за границей большое количество промышленного оборудования, почти половину потребляемой сельскохозяйственной техники. Несмотря на значительные темпы роста производительности труда, по этому показателю Россия отставала от США в 10 раз. Особенно большой отрыв в пользу западных стран был по уровню энерговооруженности.

И все же следует подчеркнуть, что Россия перед Первой мировой войной не являлась отсталой страной, как часто отмечалось в литературе. Это была аграрно-индустриальная страна со средним уровнем развития. Ей отнюдь не грозила участь «полуколонии» для более развитых западных стран, ее доля в мировом хозяйстве в 1913 году составляла 7%.

Заметно изменилась социальная структура населения России, которое выросло за 20 лет на 40 млн. человек —со 125 до 165 млн., то есть на 32%, (не считая Польши и Финляндии). Городское население возросло с 16,8 до 26,5 млн. человек, или на 70%, а его удельный вес — с 13,4 до 18%. Количество работников наемного труда увеличилось с 10 до 18 млн. человек, в том числе индустриальных рабочих —с 1,5 до 4,2 млн. человек. К 1913 году в целом по стране снизилась продолжительность рабочего дня с 11-12 до 9,5-10 час. Средняя заработная плата в обрабатывающей промышленности за 1904—1913 годы выросла с 205 до 264 руб. в год, а на машиностроительных заводах Санкт-Петербурга она достигала 511 руб. в год, то есть примерно 43 руб. в месяц при среднемесячном прожиточном минимуме городской рабочей семьи в 25-30 руб.

Даже по таким направления развития, как уровень образования, Россия уверенно продвигалась вперед. Так, за годы правления Николая II расходы на просвещение выросли с 25,2 до 161,2 млн. руб., то есть более чем в 6 раз. Значительных успехов достигло народное просвещение. В 1908 году был принят закон о введении обязательного начального обучения. В 1915 году 51% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет получили начальное образование, а 68% рекрутов, призванных на военную службу, умели читать и писать. Почти половина высших учебных заведений содержалась на деньги российских предпринимателей, а плата за обучение была в 30-100 раз ниже, чем, скажем, в США, причем до 70% студентов не платили за учебу вообще.

Статистические прогнозы показывали, что с такими темпами Россия могла бы к середине XX века стать сильнейшей в мире державой в военном, финансовом и экономическом отношении, а к 1985 году население страны достигло бы 400 млн. человек, в том числе — 260 млн. человек — русских.

 

Экономические процессы, происходившие в стране, имели свою внутреннюю логику. Можно выделить несколько этапов хозяйственного развития:

· октябрь 1917 - лето 1918 («красногвардейская атака на капитал»);

· лето 1918 -1920 г. (политика «военного коммунизма»);

· 1921 - середина 20-х гг. («новая экономическая политика»);

· середина 20-х гг. - конец 30-х гг. (оформление командно-административной системы)

До революции строительство нового общества представлялось большевикам как процесс создания экономики, основанной на нерыночных отношениях командного типа. В качестве образца предлагалось использовать опыт Парижской Коммуны 1871 года. Считалось, что после революции в стране не будет армии, полиции, все чиновники будут выборными и подотчетными перед народом, а государством сможет управлять каждый человек. Предполагалось, что уже в переходный период в экономике будет отсутствовать частная собственность, будет проведено полное обобществление производства, сформируются хозяйственные связи, основанные на административном распределении продукции из единого экономического центра. После революции Советское правительство начало активно внедрять эти теоретические установки в хозяйственную практику

Почему же большевикам удалось достаточно быстро воплотить в жизнь такую модель? Во-первых, в России на протяжении веков государственная (казенная) собственность традиционно занимала ведущее положение. Государственное вмешательство в экономику было весьма сильным, что создавало соответствующие предпосылки для создания сверхцентрализованной системы управления хозяйством, присущей тоталитаризму. Во-вторых, в массовом сознании людей преобладали наивные представления о социальной справедливости, об уравнительном распределении собственности, и прежде всего земли (что и обещали большевики). Поэтому основная часть населения всюду поддерживала первые шаги Советской власти. В-третьих, новая власть по своей природе была основана на репрессивном аппарате, силы которого стали использоваться ужев первые месяцы после Октябрьского переворота (создание ВЧК в декабре 1917 года, разгон Учредительного собрания в январе 1918 года).

Формирование командной экономики ознаменовалось систематической борьбой большевиков против частной собственности, экспроприация которой началась с Декрета о земле, где было записано, что частной собственности на землю лишаются все слои общества, кроме крестьян. По декретам от 14 декабря 1917 года и 24 марта 1918 года все недвижимое имущество в городах было сначала изъято из торгового обращения, а затем передано в государственную собственность. Декрет ВЦИК от 3 февраля 1918 года аннулировал все внутренние долги государства. В апреле 1918 года было запрещено покупать, продавать и сдавать в аренду торговые и промышленные предприятия, в мае 1918 года отменено право наследования. Ни одна из этих мер не была продиктована «насущной необходимостью», поскольку страна еще не находилась в состоянии гражданской войны. Все это делалось с целью лишения граждан страны прав владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, а значит, лишения их экономической и политической самостоятельности.

Революционные преобразования начались с “красногвардейской атаки на капитал”. Основными методами ее осуществления стали принуждение и насилие. В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности и организация государственной системы управления ею, введение монополии внешней торговли.

14 ноября 1917 года ВЦИК принял постановление о введении рабочего контроля на всех промышленных, банковских, транспортных, торговых и других предприятиях, где применялась наемная рабочая сила. Органы контроля имели большие полномочия: наблюдать за производством, хранением, реализацией продукции, устанавливать минимальный выпуск продукции для данного предприятия, определять издержки изготовляемых изделий, следить за деловой перепиской, за приемом и увольнением работников, а также за финансовой деятельностью администрации, что подразумевало отмену коммерческой тайны.

Это, чаще всего некомпетентное, вмешательство рабочих контролеров вызывало недовольство среди предпринимателей, в результате чего стали закрываться заводы и фабрики. В ответ по стране началась «красногвардейская атака на капитал», то есть массовая экспроприация частной собственности.

Как же проходил этот процесс? Прежде всего, в декабре 1917 года при Совнаркоме был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), которому было поручено управлять государственным сектором российской экономики в качестве единого центра, разрабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, объединять деятельность центральных и местных экономических учреждений, а также органов рабочего контроля. ВСНХ получил также право конфисковывать частные предприятия, проводить принудительное синдицирование различных промышленных предприятий и т.д. Одновременно в большинстве регионов страны стали создаваться местные органы управления экономикой - советы народного хозяйства (совнархозы).

После этого усилилось наступление на частную собственность: стала осуществляться национализация путем насильственного безвозмездного отчуждения (т.е. конфискация) собственности промышленной, торговой, финансовой буржуазии в пользу государства. Прежде всего были национализированы банки, поскольку именно банковская система оказывает решающее влияние на организацию всей хозяйственной деятельности в стране.

Следующим этапом была национализация акционерных и частных банков коммерческого кредита: Русско-Азиатского, Торгово-промышленного, Сибирского и др. 27 декабря 1917 года они были заняты вооруженными красногвардейцами в Петрограде, а на следующий день и в Москве. В это же время ВЦИК утвердил декрет о национализации банковского дела в стране, по которому устанавливалась государственная монополия, то есть исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений.

В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям. Государственный банк был переименован в Народный банк и поставлен во главе всех других. В течение 1919 года все банки, кроме Народного, были ликвидированы. В приказном порядке были открыты все сейфы и конфискованы ценные бумаги, золото, наличность. Только в Москве из банковских сейфов было конфисковано примерно на 300 тыс. царских руб. золота и на 150 тыс. руб. серебра, да еще золото в слитках и песке. Кстати, из конфискованных денег только на нужды канцелярии Совнаркома было ассигновано 10 млн. руб.

После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет, для пополнения которого даже были пущены в оборот купоны «Свободного займа» Временного правительства. За первые полгода после революции расходы правительства составили от 20 до 25 млрд. руб., а доходы - не более 5 млрд. руб.*

Для пополнения бюджета местным Советам разрешалось справляться собственными силами. А на местах зачастую прибегали к дискриминационному налогообложению «классовых врагов» в форме «контрибуций». Так, в октябре 1918 года на зажиточных крестьян была наложена специальная контрибуция в 10 млрд. руб., а Москве и Петрограду, в свою очередь, следовало заплатить 3 и 2 млрд. руб., соответственной Такая мера нередко использовалась с целью наказания определенных слоев населения. Хотя следует признать, что требуемые суммы собрать полностью не удавалось нигде.

Следующим шагом в деле национализации было овладение железными дорогами, чья администрация и почти все инженерно-технические работники отказались сотрудничать с новой властью, покинув свои рабочие места. Это привело к полной дезорганизации движения поездов. Действия управленческого персонала поддержали руководители Всероссийского исполкома союза железнодорожников (Викжеля), которые вели открытую борьбу с Советским правительством. Противостояние длилось почти полгода, и только к лету 1918 года большинство железных дорог было национализировано. В первые месяцы 1918 года была проведена также национализация речного и морского флота.

В апреле 1918 года был издан декрет о национализации внешней торговли. Советское правительство объявило об аннулировании огромных внутренних и внешних долгов, сделанных царским и Временным правительствами.

Национализация крупной промышленности оказалась сложным делом и требовала большего времени, нежели национализация банков и транспорта. Сначала в государственную собственность передавались лишь отдельные предприятия и акционерные общества в соответствии с постановлениями правительства. Но местные органы власти и рабочие организации самостоятельно проводили конфискацию предприятий у прежних владельцев, насильно отстраняя их от управления производством. В основном, это были предприятия в топливной, металлургической, химической, металлообрабатывающей промышленности, в машиностроении. К концу 1918 года была обобществлена основная масса предприятий тяжелой индустрии, завершился же этот процесс в 1920 году.

В начале 1918 года было положено начало реализации Декрета о земле, в соответствии с которым крестьянам было отдано безвозмездно более 150 млн. га удельной, помещичьей, монастырской и пр. земли, что было равносильно конфискации этих земель. Такой же принцип был применен к лесам, водам и недрам. Помимо земли и прочих угодий, в руки крестьян передавалось все движимое и недвижимое имущество примерно на 300 млн. руб. Были ликвидированы огромные ежегодные платежи помещикам и сельской буржуазии за аренду земли (примерно на сумму 700 млн. руб. золотом). Был аннулирован долг Крестьянскому поземельному банку, составлявший к тому времени 3 млрд. руб

В феврале 1918 года был принят Закон о социализации земли, который провозгласил переход земли из частной собственности в общенародную. В основу закона был положен эсеровский принцип уравнительного распределения земли между крестьянами, а на деле - фактический передел земли в пользу бедноты. Бедняки требовали включить в передел не только помещичьи, церковные и прочие угодья, но и земли зажиточных крестьян и казаков. В Декрете о земле особо оговаривалась неделимость так называемых культурных хозяйств: питомников, оранжерей, садов, поскольку на их базе предполагалось создать показательные образцовые хозяйства, находящиеся в собственности государства или сельской общины. Но основная масса крестьян стремилась захватить эти хозяйства, разграбить и уничтожить имущество, устраивая бессмысленные погромы. К весне 1918 года первый передел земельного фонда был почти полностью завершен, в результате чего повсеместно в среднем на 60% увеличилось количество земли, приходящееся на крестьянскую семью.

В стране стала пропагандироваться идея создания обобществленных хозяйств. Однако, как показал опыт, коммуны, артели оказались очередной утопией, были неэффективны и в большинстве своем вскоре развалились.

В мае 1918 года правительство объявило о введении продовольственной диктатуры, что означало переход к политике жесткого давления на зажиточное крестьянство, к насильственному изъятию хлебных запасов. В деревню были посланы многотысячные вооруженные продовольственные отряды (продотряды) из числа рабочих и солдат, занимавшиеся прямой конфискацией продовольствия. В этой работе продотряды опирались на комитеты деревенской бедноты (комбеды), созданные на основе декрета ВЦИК от 11 июня 1918 года. По неполным данным, к ноябрю 1918 года в 33 губерниях Российской Федерации было организовано свыше 122 тыс. комитетов бедноты. Им было поручено распределять среди бедняков хлеб, сельскохозяйственные орудия, промышленные товары, оказывать содействие местной власти в изъятии излишков хлеба у кулаков. Но на практике комбеды присвоили себе гораздо больше полномочий. В частности, они активно участвовали в переделе земли между крестьянами. В результате их деятельности у кулаков было конфисковано не только продовольствие, но и почти 50 млн. га земельных угодий, машины, рабочий скот, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья (маслобойни, мельницы и др.), которые были отданы безвозмездно беднякам или в коммуны

Все эти шаги Советского правительства значительно подорвали экономическую базу основных производителей продовольствия на селе, включая и середняков, а также усилили тенденцию на конфронтацию крестьян с государственной властью. Кроме того, в деревне обозначилось острое социальное противостояние между отдельными группами, вылившееся в скором времени в гражданскую войну, которая приняла общероссийский масштаб только в середине 1918 года. Поводом для этого, с одной стороны, послужила жесткая политика правительства по отношению к частным предпринимателям в промышленности, торговле, сельском хозяйстве. С другой стороны, обострению обстановки в стране способствовали действия противников Советской власти, в частности, чехословацкий мятеж, крестьянские восстания, что привело летом 1918 года к общенациональной гражданской войне, обостренной военной интервенцией держав, входящих в Антанту, а также Германии, Японии и др. стран.

Интервенцию можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, международные кредиторы российской экономики пытались не допустить потерь в результате национализации имущества иностранных граждан и отказа Советского правительства выплачивать иностранные долги. Во-вторых, западные державы пытались сдержать влияние социалистической революции по всему миру. К тому же определенные круги в странах Антанты стремились ослабить экономическое влияние России на международной арене, отделить от нее окраинные территории на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Закавказье.

Именно в ходе гражданской войны стала складываться жестко централизованная социально-экономическая система, названная «военным коммунизмом», когда государство сконцентрировало в своих руках почти все трудовые, финансовые и материальные ресурсы, заставляя их работать на принципах военного подчинения.

Эта политика приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. состояла в проведении трех основных групп мероприятий:

· национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия, включая и мелкие, «с числом рабочих более десяти или более пяти, но с использованием механического двигателя». Все оборонные предприятия и железнодорожный транспорт были переведены на военное положение;

· для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. Вводилась продразверстка. Хлеб и другие продукты, полученные по ней распределялись в централизованном порядке по классовой норме.

· вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря;

Для управления промышленностью в ВСНХ было создано более 50 главных управлений, или Главков, получивших, по-существу, абсолютные полномочия в руководстве отдельными отраслями. На предприятиях повсеместно была введена военная дисциплина и единоначалие, не допускалось никакой хозяйственной самостоятельности, а все решения принимались директорами только после согласования с Главками. С введением «военного коммунизма» значительно расширился управленческий аппарат. Именно в эпоху «военного коммунизма» был разработан и принят в 1920 году первый план страны: Государственный план по электрификации России (ГОЭЛРО), который, в итоге, остался невыполненным.

Одним из направлений политики диктатуры пролетариата в период «военного коммунизма» было установление прямого продуктообмена между городом и деревней с использованием внеэкономических и военных мер. Приоритетной целью этой политики была аккумуляция продовольствия в государственных фондах для обеспечения нужд армии и рабочих занятых на оборонных предприятия. Весь этот процесс получил название продразверстки. Но зачастую государство изымало у крестьян не только, излишки хлеба. Под видом излишков забиралось и необходимое для семьи продовольствие, семенное и фуражное зерно. Теоретики «военного коммунизма» - Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие - в 1918-1920 годах постоянно подчеркивали, что «коммунистическое общество не будет знать денег», что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам. На практике же крестьянам платили очень мало. Основная масса денег, выпускаемых казной, шла не на закупку сельскохозяйственной продукции, а на выплату заработной платы рабочим и чиновникам. По подсчетам члена Президиума ВСНХ Ю. Ларина, в 1920 году было 10 млн. работников, получавших ежемесячно в среднем по 40 тыс. руб., то есть 400 млрд. руб. А все затраты на продовольствие, закупленное в 1918-1920 годах по твердым ценам, составили меньше 20 млрд. руб.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. Денежная масса исчислялась квадриллионами, стоимость коробка спичек или билета в трамвае оценивалась в миллионы советских рублей - совзнаков, что означало гиперинфляцию. Результатом такой политики стало превращение денег в «раскрашенные бумажки». Но в отличие от других европейских стран (Германии, Австрии, Венгрии), где денежная система также находилась в глубоком кризисе, гиперинфляция в России была осуществлена сознательно. Среди руководителей страны было распространено мнение о том, что гиперинфляция полезна для экономики, так как она «съедает» денежные накопления бывших эксплуататоров путем их обесценения, и тем самым быстрее произойдет вытеснение денег из обращения.

Как известно, к концу 1917 года в России находилось в обращении более 22 млрд. руб. Основная масса этих денег состояла из царских рублей, известных как «николаевки». В ходу было очень много бумажных денег, выпущенных Временным правительством, так называемых «керенок». По внешнему виду это были простые талоны, напечатанные на одной стороне листа, не имевшие ни серийного номера, ни других атрибутов казначейских билетов. Они выпускались номиналом в 20 и 40 руб. неразрезанными листами величиной с газету

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В первой половине 1918 года Народный банк выпускал ежемесячно по 2-3 млрд. практически ничем не обеспеченных рублей - «керенок», - зачастую их даже не разрезали на отдельные купюры. В январе 1919 года в России в обращении находилось 61,3 млрд. руб., две трети которых составляли «керенки» советского выпуска. В мае 1919 года Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. Печатный станок был включен на полную мощность. К концу года на монетном дворе работало 13 616 человек. Экспедиция заготовления государственных бумаг работала в праздничные и выходные дни. Единственным ограничением этой работы была нехватка бумаги и краски, которые правительство закупало за границей. Пришлось открыть в Петрограде специальную бумажную фабрику, создать организацию по заготовке тряпья - сырья для печатания денег В 1921 году ежемесячно выпускалось бумажных денег в среднем на 188,5 млрд. руб. По словам Н. Осинского, во второй половине 1919 года на печатание денег уходило от 45 до 60% бюджетных доходов. При этом он подчеркивал, что по этой причине нужно было бы как можно скорее отменить деньги, дабы сбалансировать бюджет. В течении 1919 года количество бумажных денег увеличилось примерно в 4 раза - до 225 млрд. руб., в 1920 - еще в 5 раз-до 1,2 трлн. руб., а в 1921 году до 2,3 трлн. руб. Чтобы уменьшить спрос на денежные знаки, стали выпускать купюры по 5 и 10 тысяч рублей, но одновременно стало катастрофически не хватать мелких денег, наступил так называемый «разменный кризис». С крестьянами при сдаче хлеба расплачивались крупными купюрами: одной на несколько человек. Тут же оживились различные «менялы», которые за размен сторублевой банкноты брали 10-15 руб. В качестве разменных денег использовались, например, почтовые и гербовые марки, на которые накладывался штемпель, определяющий денежный номинал.

В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 года принять за 1, то в 1918 году он составил 102, в 1920 - 9620, 1922 - 7 343 000, а в 1923 году -648 230 000.В результате советские деньги были полностью обесценены. В 1921 году покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной монете в одну копейку.

Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались «моржовки». Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные знаки, боны: «туркбоны», «закбоны», «грузбоны» и т.д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра.

В результате проведения такой денежной политики была полностью разрушена финансовая система страны. И вполне закономерно экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги друг другу аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось также бесплатно, централизованным путем через Главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям - «тредам» (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда.

Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики. Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально-техническое снабжение.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Централизованно, по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70-90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др. На предприятиях все шире распространялась уравнительная система оплаты труда: если в 1917 году заработная плата у высококвалифицированного рабочего была в 2,3 раза выше, чем у чернорабочего, то в1918- в 1,3 раза, а к 1920 году - всего в 1,04 раза.

В годы «военного коммунизма» был введен запрет на забастовки рабочих. Свободные профсоюзы превратились по - существу в государственные организации. То, что было завоевано рабочим движением в течение многих лет, отменялось. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность. Большевики были убеждены, что принудительный труд - это неотъемлемое свойство социализма, единственный способ вовлечения людей в хозяйственную жизнь. В первые месяцы диктатуры пролетариата это относилось только к представителям «буржуазии», но вскоре принцип принудительного труда был распространен и на другие слои общества. Каждый взрослый человек был обязан заниматься трудом и работать там, где ему прикажут, в целях уничтожения «паразитических слоев». Все трудоспособные и неработающие на этот момент женщины и мужчины от 16 до 55 лет обязаны были встать на учет в отделах распределения рабочей силы, где им давали направления на любую работу, по усмотрению этих отделов. Шла постепенная «милитаризация» гражданской службы, стирались различия между военной и гражданской сферами. Нарушителей дисциплины объявляли «дезертирами трудового фронта», заключали в концлагеря. В начале 1920 года было решено преобразовать армейские подразделения, не нужные на фронтах, в трудовые армии, которые должны были ремонтировать железные дороги, заготавливать дрова и т.д. К марту 1921 года четвертая часть армии была занята в строительстве и на транспорте. Но трудовые армии не оправдали надежд правительства. Производительность труда солдат была очень низкой, из трудовых армий шло массовое дезертирство.

Политика «военного коммунизма» объяснима чрезвычайными условиями войны. Однако многие руководители страны, а также публицисты, ученые того времени воспринимали ее не только как вынужденную, временную, но и как вполне закономерную систему при переходе к бесклассовому обществу, свободному от рыночных отношений. Считалось, что социалистическая экономика должна быть натуральной, безденежной, что в ней обязательно будет присутствовать централизованное распределение всех ресурсов и готовой продукции.

С окончанием гражданской войны и интервенции на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства. Последствия «военного коммунизма» были чудовищны. Веденная в его ходе продразверстка стала причиной небывалого голода в Поволжье (1921-1922 гг), который унес жизни 5 млн человек. Военизированная система управления, милитаризация труда, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали внутриполитический кризис. Он проявился в восстаниях 1920—1921 гг., вспыхнувших на Дону, Кубани, Украине, в Поволжье и Сибири, в Тамбовской губернии, а также в Кронштадте (март 1921 г.), и забастовках на предприятиях Петрограда, Москвы, Иваново - Вознесенска и Тулы.

Политика «военного коммунизма» не в состоянии была также решить основную хозяйственную задачу - вывести страну из состояния разрухи, и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи - построения «материального фундамента социализма». Стало также очевидным, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение - суть разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования.

В марте 1921 г. на Х съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Это означало коренное изменение способа заготовок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Тем самым было положено начало новой экономической политике. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и количества полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно предполагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.

Система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул (спрос) для промышленного производства. Поскольку государственная промышленность не могла обеспечить достаточного товарного фонда, а государственных средств не хватало на восстановление, следующим необходимым шагом стала децентрализация промышленности на основе трестов с переводом предприятий на хозяйственный (коммерческий) расчет. В соответствии с ним предприятия снимались с государственного снабжения, переходили к закупкам на рынке, а также получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов.

Объединялись в тресты предприятия, имевшие государственное значение и не требовавшие значительных капитальных вложений. Остальные подлежали консервации, сдавались в аренду частным лицам или в концессию иностранцам. Позднее возникла новая форма организации производства — синдикаты, выполнявшие функции торгово-распределительного аппарата трестов по реализации продукции и снабжению предприятий сырьем. Постепенно, синдикаты из торговых трансформировались в регулирующие, а отчасти и управленческие организации.

Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В 1922—1924 гг. были проведены денежная и налоговая реформа, а также возрождена кредитно-банковская система. У истоков этой сложной работы стоял нарком финансов Г.Я. Сокольников. Под его руководством проводились следующие мероприятия:

- для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, т.е. изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков (новый рубль приравнивался к 10 000 старых);

- одновременно с выпуском совзнков была выпущена в обращение новая советская валюта «червонец», которые обеспечивался золотом (приравнивался к 7,74 г чистого золота или золотой дореволюционной монете). Было строго запрещено использовать его для покрытия бюджетного дефицита;

- осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу;

- были выкуплены совзнаки;

- были заново созданы финансовые органы в центре и на местах.

Одновременно с денежной была проведена и налоговая реформа, в результате которой уже в конце 1923 года основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году возобновил свою работу Госбанк, упраздненный в 1918 году. Началось кредитование предприятий промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране возникли специализированные банки (Торгово-промышленный, Электробанк и др.). Была создана сеть акционерных банков, которые кредитовали отдельные отрасли промышленности. Большое внимание уделялось внешней торговле. Сокольников боролся за ослабление монополии государства в этой области, но безуспешно.

Составной частью реформ стали коренные изменения в трудовых отношениях. Отменялась трудовая повинность, предприятия обеспечивались рабочей силой путем найма через биржи труда, отменялся уравнительный принцип оплаты; натуральная оплата заменялась денежной, вводилась сдельная оплата труда (1922). Однако у этого процесса была обратная сторона — безработица. Но новая система организации труда способствовала повышению его производительности.

В аграрной политике также произошли изменения. Натуральный налог был заменен денежным, разрешен наем батраков и аренда земли. В восстановлении хозяйства важнейшую роль сыграли кооперативные организации, которые обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье.

В статье «О продовольственном налоге» В.И. Ленин, призывая идти на выручку к капиталистам, называл основные формы реализации НЭПа: аренда, кооперация, концессии, торговля. Все вместе это определялось как государственный капитализм, то есть использование частного капитала под контролем государства. Именно частный капитал помог в первые же месяцы нэпа оживить рынок и хозяйственную жизнь страны в целом.

Со стороны государства поощрялось развитие разнообразных форм простой кооперации: потребительской, снабженческой, кредитной промысловой. К концу 1928 года непроизводственной кооперацией различных видов было охвачено уже 28 млн. чел (в 13 раз больше чем в 1913 году). Частному капиталу было разрешено брать в аренду мелкие и средние промышленные предприятия. Арендаторами могли быть и бывшие владельцы. Арендованные частниками фабрики порой насчитывали до 200-300 наемных работников. В сферу торговли был допущен частный капитал. Его присутствие было особенно заметным в рознице, где его удельный вес достигал 83 %. В оптовом звене основные позиции занимало государство (до 77% товарооборота).

Для сотрудничества с иностранцами широко применялись концессии, т.е. предприятия, действовавшие на основе договора между государством и иностранными фирмами. Вообще сотрудничество с иностранцами было достаточно широко и разнообразно, что опровергает тезис тогдашнего и более позднего советского руководства о международной «блокаде», «экономической изоляции», враждебном отношении «капиталистических акул» и т.п. Имеются данные о том, что 95% советских промышленных предприятий получали в 20-е годы западную техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие отрасли экономики. Но как только зарубежное оборудование и технологии осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало договоры о концессиях и других формах сотрудничества с иностранными партнерами.

Следует отметить, что несмотря на бурное развитие рыночных отношений, в годы нэпа сохранялось жесткое государственное регулирование экономических процессов. Главным приоритетом страны в экономической жизни страны оставалось восстановление и интенсивное развитие крупной промышленности. Однако для этого нужны были огромные средства, которые можно было извлечь только из сельского хозяйства через налоги и сознательное установление особой ценовой политики. Тем самым государство пыталось регулировать основные пропорции экономического роста. Но на практике это привело к глубоким диспропорциям, т.н. «ножницам цен» (большой разнице цен на промышленную и сельхозпродукцию). Такая политика цен позволяла проводить неэквивалентный обмен между городом и деревней, изымать из сельского хозяйства немалые средства. Все это сопровождалось ярко выраженной поддержкой экономически беспомощных бедняцких хозяйств (т.н. политика «культа бедноты») и сдерживанием развития хозяйств зажиточных крестьян (кулаков). Следствием политики «ограничения кулачества» стало снижение во второй половине 20-х годов товарности крестьянских хозяйств и их рыночной ориентации, а также наступление в 1925 году кризиса хлебопоставок.

Свертывание нэпа иформирование командной экономики (командно-административной системы, экономики власти) началось с жарких дискуссий о перспективах развития деревни и закончилось коллективизацией сельского хозяйства. Вопрос о хлебозаготовках превратился из хозяйственного в политический. Если бы правительство поддерживало развитие рыночных отношений, то следовало повысить цены на сельхозпродукцию до равновесных и одновременно повысить налоги на крестьянство. Новые цены смогли бы стимулировать рост госзакупок хлеба, а налоги – развивать производство. Однако на практике экономические стимулы не были использованы. Государство ограничилось повышением налогов, по сравнению с другими слоями населения, что еще больше увеличивало «ножницы цен». В конечном итоге, это вызвало продовольственный кризис и государство возвратилось к чрезвычайным мерам времен «военного коммунизма» (конфискация хлебных излишков, посты на дорогах для недопущения вывоза хлеба на рынки в города и т.п.). В итоге нэп был свернут. Причина этого в том, что это было выгодно определенным влиятельным силам внутри страны, прежде всего бюрократическому аппарату.

1925 год стал переломным в экономической истории нашей страны. Это, прежде всего, связано с решением о необходимости индустриализации, основная задача которой состояла в превращении страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В качестве основных источников индустриализации должны были стать доходы от национализации промышленности, транспорта, торговли; налоговая система; внутренние займы, доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции; внутрипромышленное перераспределение средств в пользу отраслей, производящих средства производства (группа А), посредством налога с оборота. Среди источников была и вышеописанная «перекачка», под которой подразумевался неэквивалентный обмен между городом и деревней. Все эти меры значительно усложняли поддержание сбалансированности экономических интересов товаропроизводителей, создавали угрозу нарушения баланса хозяйственной рыночной системы, назревания кризисных явлений и повышали вероятность попыток решения экономических проблем политическими (внеэкономическими) методами.

На первом этапе индустриализации (1926—1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы — добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период были введены в эксплуатацию Штеровская электростанция в Донбассе, Земо-Авчальская в Закавказье и Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций, а также прокладка новой железной дороги — Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в развитии отдавалось окраинным районам страны. Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении. В 1926 г. обнаружилась нехватка металла, а затем и других сырья и материалов. Одновременно начал назревать товарный голод на потребительском рынке.

Среди причин такого положения можно выделить следующие:

- «перекачка» привела к тому, что крестьян не могли удовлетворить государственные заготовительные цены и они предпочитали продавать продукцию частным заготовителям или выжидать более выгодной конъюнктуры. Следствием этого стал срыв хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств; недостаток доходов от экспорта вынудил сократить планы промышленного производства и капитального строительства;

- привлечение на строительство большого числа рабочих (преимущественно из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой; кроме того, в 1927 г. было проведено снижение цен на 10%, параллельно возросла номинальная заработная плата рабочих;

- с 1926 г. начала проводиться активная политика вытеснения частного капитала: повышены тарифы на перевозки частных грузов; прекращено государственное кредитование частных предприятий; началась ликвидация обществ взаимного кредита; кроме промыслового и прогрессивного подоходного налогов был введен налог на сверхприбыль (1927); запрещалась сдача в аренду отдельным лицам госпредприятий и прерывались заключенные договоры, сокращалось число иностранных концессий.

Это привело к быстрому сокращению частного сектора прежде всего в торговле, а поддержать нормальный товарооборот государственная торговля не смогла из-за неразвитости своей сети. То же самое следует сказать и о государственных заготовительных органах.

В декабре 1927 г. партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: «перереконструирование» нэпа, развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни. И хотя первоначально руководство страны пыталось ограничить перекачку средств из сферы крестьянского хозяйства, тем не менее хлебозаготовительный кризис 1927/28 хозяйственного года привел к применению чрезвычайных мер, использованию административного и судебного нажима на зажиточных крестьян для обеспечения города хлебом, включая конфискацию хлебных излишков. В 1928 г. И.В. Сталин выступил с теорией «дани», т.е. добавочного налога на крестьянство, сверхналога для поддержания высоких темпов индустриализации. Таким образом, экстраординарные меры переросли в новую политическую линию и получили практическое воплощение, став основой раскручивания «машины чрезвычайщины».

Переход в 1929 г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле. В 1930 г. было ликвидировано большинство концессии, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т.д. К осени 1931 г. была ликвидирована и частная промышленность.

Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) секто-ра создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден.

Первый пятилетний план охватывал 1928—1932 гг. Целевой установкой плана определялась необходимость стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенно-го воспроизводства (накопления) в промышленности на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народнохозяйственного развития и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата. Было подготовлено два варианта плана: от-правной и оптимальный. Утвержден был оптимальный вариант, а отправной стали именовать минимальным, оппортунистическим. Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой про-мышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.

В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. было объявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. Одновременно приобрела определенность новая система управления, получившая впоследствии название «командно-административной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938—1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возросла численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.

Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала, как указывалось выше, осуществлять их «перекачку» из сельскохозяйственного сектора. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации, таким образом, оказались неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное (контролируемое и управляемое государством) хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей — постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрифика-ции). Но не устанавливались сроки, формы и способы кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами в целях снижения удельного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, достигавшим 10 млн человек. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволила повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые, хотя и были ниже плановых, но значительно превосходили темпы прироста продукции в других странах. Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93—97%, по тяжелой промышленности — на 108% (по официальным данным). Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых. Необходимо подчеркнуть также, что первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес тяжелой промышленности в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г. Выпуск продукции машиностроения и металлообработки возрос в четыре раза. Изменились и пропорции между основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик. Крупнейшие среди них: Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на Востоке страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

В системе управления народным хозяйством происходило окончательное оформление командно-административной системы. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Расширялась регламентация хозяйственной жизни, адми-нистрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по плановой цене все счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками. Не стимулировала развитие инициативы предприятий и налоговая реформа, хотя вместо множества налогов и видов налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчитан на 1933—1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигалась окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деле-ние общества на классы и эксплуатацию человека человеком. Материальной основой решения этих задач должно было явиться завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию необходимости приближения плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому план по среднегодовому приросту промышленной продукции определялся в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана — свыше 20%).

В сельском хозяйстве главным становилось завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза. Ставилась также задача повышения уровня потребления в 2—3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%. Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд руб. вместо 64,6 млрд руб. в первой пятилетке. Около половины всех капитальных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой промышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузооборот транспорта должен был быть увеличен в два раза. В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:

1) развитие социалистического соревнования, прежде всего стахановского движения;

2) рост производительности труда (на 63% за пятилетку);

3) обеспеченность квалифицированными




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.