Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды административно-правовых норм

 

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. В зависимости от юридического назначения.

Материальные административно-правовые нормы устанавливают правовое положение участников управленческих правоотношении: права, обязанности, ответственность и т.д. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления.

Процессуальныеадминистративно-правовые нормы регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, предусмотренных материальными нормами; порядок привлечения к ответственности.

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. Процессуальные нормы выступают гарантией реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

2. По характеру диспозиции.

Императивные нормы – это нормы, содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов.

Диспозитивныенормы – это нормы, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения. 3. По степени общности.

Общие нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей), регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти.

Межотраслевые – регламентируют те или иные стороны государственно – управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.

Отраслевые– регламентируют те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции.

4. По юридическому содержанию.

Обязывающая норма – предписание субъектам действовать в условиях, предусмотренных в норме определенным образом. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание.

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой. Запреты могут носить общий характер (запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения), либо специальный характер.

Уполномочивающаянорма содержит предписание, позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению. Здесь отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь режиму, обозначенному в данной норме. Гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления. Для субъектов публичной власти предписание может включать обязанность избирать тот или иной вариант поведения.

Стимулирующаянорма содержит предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их поведения. Обычно они связаны с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических методов управления. Это различные меры поощрения, преференции, налоговые льготы и т.д.

Рекомендательнаянорма содержит правила возможного поведения, наиболее целесообразных действий. Эти нормы своеобразны, так как рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. В связи с этим они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти.

5. По целевому назначению.

Различают нормы, предназначенные для установления, закрепления, и развития позитивных процессов в обществе, а также нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения и, таким образом, нацеленные на развитие указанных процессов.

6. По юридической силе.

Выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах.

7. С учетом государственного устройства.

Различают нормы общефедерального значения, региональные и местные.

8. По действию во времени.

Административно-правовые нормы бывают:срочные, для которых определен срок действия, и бессрочные – нормы без указания срока действия.

 

§ 4. Понятие и виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – это урегулированные норами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникло правоотношение) и содержание. В содержании правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).

Существуют разные мнения по вопросу о том, что является объектом правоотношения.Одни авторы в качестве единственного объекта любого правового отношения признают действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей).

Особенности административно-правовых отношений:

1. это в основном управленческие отношения, а точнее их административно-правовая форма;

2. субъектами могут быть любые участники управленческих отношений. Административно-правовые отношения не могут возникнуть между двумя гражданами, поскольку их обязательным участником должен быть субъект, наделенный юридически властными полномочиями;

3. они характеризуются юридическим неравенством сторон; обязательно существует субъект, уполномоченный принимать решения. Исключение составляют отношения, основанные на соглашении сторон, имеющем форму административного договора;

4. они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, в том числе и против воли другой стороны. В некоторых случаях вступление в административно-правовые отношения является обязанностью той или иной стороны. Например, обязанность зарегистрировать законно приобретенное оружие;

5. юридическое содержание не всегда выражает взаимосвязь субъективных прав и обязанностей сторон. В основном это зависит от правового положения сторон. Например, нижестоящий орган государственного управления обязан выполнить правомерный акт вышестоящего органа, не имея права на какое-либо встречное требование по отношению к вышестоящему органу;

6. сторона, которая нарушает свои обязанности, несет ответственность перед государственными органами или органами местного самоуправления. Споры, возникающие из административно-правовых отношений, как правило, решаются в административном порядке.

Предпосылками возникновения административно-правовых отношений являются:

- административно-правовая норма. Административно-правовое отношение может возникнуть при наличии административно-правовой нормы. Норма закрепляет меру возможного и полностью допустимого поведения его сторон, их права и обязанности. Из нормы вытекает ответственность сторон за невыполнение ими своих обязанностей;

- административная правосубъектность его участников. Административная правосубъектность позволяет приобретать права и нести обязанности, предусмотренные нормой, отвечать за правовые последствия своих действий;

- юридический факт, Основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного правоотношения является юридический факт, т.е. обстоятельство или условии, при наличии которых наступают указанные административно-правовые последствия. Юридическими фактами признаются действия и события.

Административно-правовые отношения можно классифицировать по следующим основаниям:

По содержанию:

1) материальные - это отношения, урегулированные материальными нормами административного права;

2) процессуальные - это отношения, урегулированные процессуальными нормами административного права.

По основаниям возникновения:

1) административно-правовые отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов;

2) деликтные административно-правовые отношения, являющиеся следствием дисциплинарных или административных правонарушений.

По структуре объекта:

1) простые административно-правовые отношения – объект, т.е. поведение или деятельность, являются единственными;

2) сложные административно-правовые – те, в которых поведение или деятельность могут быть направлены на другие объекты, например, имущество, информация, услуги и т.д.

По юридическому характеру взаимодействия их участников:

1) властные или субординационные (вертикальные) – это те отношения, которые основаны на властном подчинении одной стороны другой. Вертикальными также являются отношения, где нет подчинения сторон, но есть зависимость юридически слабой стороны от субъекта, уполномоченного принимать решения;

2) отношения взаимодействий или согласований (горизонтальные) – когда стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не зависит от другой. В установленных законом случаях участниками этих отношений могут быть субъекты, относящиеся к одной и той же системе, но занимающие разное положение (например, федеральный территориальный орган и соответствующий орган субъекта РФ при заключении соглашения о передаче части своих полномочий).

По цели возникновения:

1) внутренние – возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления;

2) внешние – возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к объектам управления.

По характеру юридических связей:

1)отношения, порожденные правомерными фактами (действиями или бездействием);

2) отношения, порожденные неправомерными фактами (действиями или бездействием).

 

§ 5. Юридические факты в административно-правовых отношениях.

Административно-правовая норма непосредственно не создает административно -правового отношения. Она является правовой основой. Непосредственным основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного административно-правового отношения является юридический факт, предусмотренный данной нормой.

Юридический факт – этообстоятельство или условие, при наличии которого наступают указанные административно-правовые последствия.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие правоприменительный (индивидуальный) характер.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм и норм других отраслей права (налогового, таможенного, трудового и др.). Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. Кроме действий к юридическим фактам относятся также бездействия юридически обязанных лиц совершить соответствующее действие.

Административно-правовые отношения иногда возникают, изменяются и прекращаются на основании событий. События – юридические факты, возникающие независимо от воли людей, но признанных таковыми действующим правом (стихийное бедствие, рождение, наступление возраста, смерть и пр.). В административном праве в качестве юридического в отдельных случаях выступают сроки, с наступлением или истечением которых связывается возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и особенности норм административного права | Лекция №4. Граждане как субъекты административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.