КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Й учебный вопрос: Телекоммуникации в образовании
Слово «телекоммуникация» происходит от греческого слова tele — «далеко, вдаль» латинского слова communicatio — «общение». Современное значение термина «телекоммуникация» подразумевает такие средства дистанционной передачи информации или информационного ресурса, как радиосвязь, телевизионная, телефонная, телеграфная, телетайпная, спутниковая связь, основанные на применении современной компьютерной техники, средств информационных технологий с привлечением оптоволоконных и космических технологий. Различают термины «технология телекоммуникации» и «средства телекоммуникаций» постольку, поскольку понятия технологии и средств, позволяющих ее реализовать, также различны. Технология телекоммуникации — это совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном Современные средства и системы технологии телекоммуникации функционируют на основе синтеза компьютерных История реализации возможностей технологии телекоммуникации в образовании Первые компьютерные сетевые системы ориентировались на линии связи между каждым компьютером в сети, к которым можно было бы отнести аналогию маршрута поезда (при передаче информации). Важным шагом в развитии самой идеи передачи информации следует считать «пакетную систему», которая позволяла создавать магистрали данных, по которым можно было передавать большое количество пакетов. Каждому такому пакету соответствовал некий Шестидесятые годы XX в. ознаменовались использованием фондов департамента обороны США и агентства исследовательских проектов (ARPA), что позволило проводить исследования и эксперименты, направленные на объединение между собой компьютеров и их отдельных пользователей через телефонные линии связи. Именно ARPA создало технологию «коммутации пакетов» (packet switching) — объединения Уже в 70-х гг. XX в. именно АВРА инициировала создание протоколов передачи данных между компьютерными сетями различного типа — межсетевые протоколы, которые сделали возможным возникновение и развитие всемирной сети. На этой основе создавались и развивались связи В 80-е гг. XX в. эту сеть стали называть Internet (Интернет), которая стала расширяться и совершенствоваться, присоединяя к себе сотни и тысячи образовательных учреждений, управляющих агентств, исследовательских коллективов фирм и компаний. Стало возможным подсоединять локальные сети к Интернету, однако только для взаимодействия по электронной почте и для работы в телеконференциях. Важным достижением этого периода можно считать расширение В России с 1989 г. стал осуществляться совместный советско-американский проект под названием «Школьная электронная почта», который курировали сотрудники проблемного совета «Кибернетика» (Академия наук СССР) и фонд П. Коупена (США). Девяностые годы XX в. можно охарактеризовать беспрецедентным увеличением количества пользователей сети Интернет и скорости передачи данных по сети. Констатировалось 20% роста количества электронных писем, передаваемых по сети в месяц, а скорость передачи данных возросла от 5 тыс. бит в секунду до 1,5 млн, а затем до 45 млн бит в секунду. Эксперты Интернета прогнозировали скорость передачи данных до 2 млрд бит в секунду. Существенным достижением этого периода стало создание коммерческих служб, предоставляющих Возможность передачи любых объемов информации с достаточно большой скоростью на любые расстояния определила В конце 90-х гг. XX века реализация потенциала всемирной сети Интернет сводилась в основном к использованию информационного образовательного ресурса. Это осуществлялось путем предоставления пользователю открытого доступа к информации, в том числе и образовательного назначения. Важным достижением этого периода является, во-первых, применение технологии телекоммуникации во многих образовательных учреждениях, подключение каждого пользователя учебного заведения к Интернету, во-вторых, объединение учебного заведения с другими и, кроме того, с различными предприятиями, в-третьих, возможность участия обучающих и обучаемых в совместных видеоконференциях и в других видах общения с использованием телекоммуникаций. При этом значительно возросла роль коммуникаций как на уровне ученик-учитель, так и между отдельными учениками, учителями, коллективами учебных заведений. Доступность электронной почты, звуковой связи обеспечили возможность доступа пользователя к информации, к избранному адресату, а также информационного взаимодействия с другими пользователями, выхода в мировое сообщество. Возникли интеллектуальные объединения, которые формировались исключительно по личностным интересам пользователей. В этот же период Всемирная сеть Интернет становится не Следующим шагом в расширении функциональных возможностей Интернета становится продуцирование информации совместными усилиями распределенных коллективов разработчиков, так называемых online-сообществ. Таким образом, в начале третьего тысячелетия Всемирная Использование средств телекоммуникации в образовательных целях Остановимся кратко на описании следующих возможностей использования средств телекоммуникационных технологий в образовательных целях: видеоконференции, электронная почта, электронные конференции (text-based conferencing), электронные дискуссии (text-based discussions), факс, кабельное ТВ (cable TV), интерактивное TB (iTV). К устоявшимся на настоящий момент времени средствам, пригодным для широкого применения в образовании, относятся: электронная почта; электронные конференции; Web-страницы и сайты в Интернете, используемые для доступа к распределенным информационным ресурсам; лазерные компакт-диски, в том числе с точки зрения доступа к ним через Интернет; видеоконференции; кабельное ТВ. К технологиям, которые еще не нашли широкого применения, но уже используются в образовании, относятся открытые К экспериментальным технологиям, образовательная С течением времени указанная типизация, конечно, изменится, будут появляться новые технологии и средства этих Направления использования технологии телекоммуникации в образовании Рассмотрим три основных направления деятельности 1. Общение через электронные средства связи (электронная почта, электронные конференции и дискуссии, списки 2. Дистанционный доступ к информационным ресурсам 3. Создание информационных ресурсов для доступа других Общение через электронные средства связи Используемые учащимися технологии при общении через В этом случае послание хранится до того момента, когда получатель сможет обратиться к нему и ответить на него в удобное Асинхронные средства общения (связь с задержкой по Асинхронные средства информационного взаимодействия получили к настоящему времени наиболее широкое распространение за счет простоты и наименьшей стоимости. В ходе работы с асинхронными средствами общения пользователям нет необходимости координировать время использования этих средств. В этом случае общение осуществляется Асинхронные средства представляют собой важные источники информации, которые могут быть использованы в самостоятельной работе учеников в школе и дома, в ходе организации и проведения разнообразных учебно-исследовательских проектов. Рассмотрим каждое из средств более подробно. Использование факса признано эффективным для решения повседневных вопросов либо в тех случаях, когда организуется видеоконференция и прежде, чем собраться на нее, необходимо предварительное обсуждение различных вопросов, что позволяет существенно экономить время и финансовые средства. Использование электронной почты позволяет практически моментально передавать адресату, удаленному на сколь угодно большие расстояния, текст, графику, звук, изображения, в том числе программные продукты. Электронная почта может использовать локальные сети ЭВМ Широко популярный в отечественной и зарубежной школе Использование возможностей электронной почты легло · регулярная рассылка и получение на местах инструктивно-нормативной документации от соответствующих управленческих · регулярное оповещение о конференциях, съездах, семинарах; · регулярная рассылка методических материалов из регионального центра или института повышения квалификации учителей; · обмен информацией как между отдельными учителями, так и группами учителей. Несомненно, при этом должна существовать определенная служба, курирующая такую деятельность. Электронные конференции («электронные доски объявлений») позволяют привлечь к участию в обсуждении разнообразных проблем самый широкий круг желающих, обеспечивая при этом каждому участнику возможность одновременного «присутствия» сразу на нескольких конференциях, не отходя от своего компьютера. Во время электронных конференций в работе может принимать участие большое количество участников, хотя возможно и индивидуальное общение. Для пользователя сферы образования электронные Электронные конференции могут длиться от одного дня до Электронные конференции вместе с электронной почтой Синхронные средства общения. Синхронные средства общения позволяют организовать доступ в реальном Синхронные коммуникации являются наиболее современными средствами информационного взаимодействия, с помощью которых можно организовывать одновременное обучение (при необходимости и одним преподавателем) нескольких групп обучаемых в нескольких учебных заведениях региона или района. Ученики и учителя могут принять участие в круглых столах, в обсуждении сложных тем и разделов, в дистанционных лекциях и лабораторных занятиях в режиме видеоконференций, когда обучающий и обучаемый «встречаются» на экранах. Видеоконференции используются не только для обсуждения учебных ситуаций, проблем «лицом к лицу», но также для видеодемонстраций, работы с приложением и совместным обсуждением видеофрагментов, рисунков, планов и диаграмм, перевода файлов с одного сайта на другой. В ходе проведения первых видеоконференций практически все системы использовались в телефонном режиме, который обеспечивал связь отдельных участников или небольших групп, находящихся в двух разных местах в одно и то же время. Одной из технических проблем была сложность использования технологий для организации дискуссий между большими группами. «Разговор с камерой» является своего рода искусством, которому надо учиться. Следует отметить, что даже Несмотря на эти сложности, данный вид связи получает · взаимодействовать с учителями, находящимися в других городах и странах, и получать квалифицированные советы и консультации; · укреплять связи со учебными заведениями за рубежом, проводить совместные уроки, лекции и обсуждение наиболее актуальных вопросов современности; · принимать участие в разнообразных проектах (например, по моделированию работы Арбитражного суда, по защите · вести разговоры на иностранном языке с носителями · наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки, и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая · достижение полной совместимости в учебных программах и расписании занятий всех групп участников; · наличие соответствующего уровня технической базы, в · развитие обеспечивающей инфраструктуры для видео- Дистанционный доступ к информационным ресурсам Рассмотрим три вида доступа к электронным ресурсам: · Интернет, · дистанционно к CD-ROM, · интерактивное телевидение. Первый вид доступа к электронным ресурсам сети Интернет является одним из наиболее частых видов использования средств ИКТ в учебном процессе. Всемирная мультимедийная среда (WWW — World Wide Web) позволяет осуществлять поиск информации (звук, Интернет может в полной мере использоваться в учебных В учебном процессе могут быть использованы следующие · базы данных, в том числе полученные через спутниковые каналы связи; · телевизионные программы, хранимые на центральном сервере проекта; · информация с удаленных видеокамер; · CD-ROM, расположенные в другом месте. Online Database позволяет осуществлять поиск данных в Обучение с использованием ресурсов Интернета · роль учителя (преподавателя) становится менее авторитарной; · учителя вынуждены творчески подходить к учебному · увеличивается доля свободного времени учителя (преподавателя), что освобождает его от рутинных операций и позволяет сосредоточиться на помощи учащимся; · развивается процесс взаимопомощи учеников в учебной группе, учителей и учеников; · учащиеся используют разнообразные информационные ресурсы для выполнения домашних заданий, при этом традиционные источники информации используются учащимися на более качественном уровне; · увеличивается доля самостоятельной работы, выполняемой учащимися, что способствует развитию учебных навыков, умения планировать и организовывать свою работу; · учащиеся уделяют больше внимания процессу созидания, у них возникает интерес к решению проблемных ситуаций. Второй вид доступа к электронным ресурсам из классной Отметим, что CD-ROM образовательного назначения являются носителями информации, полезной для использования в учебном процессе. При этом информация на них, как правило, лучше структурирована, чем в Интернете, и зачастую ими более удобно пользоваться как учащимся, так и преподавателям. Информацию с CD-ROM можно использовать в качестве дополнения к традиционным учебным материалам и информационному ресурсу Интернета или сведениям, получаемым в обычных библиотеках. Третий вид доступа к электронным ресурсам из классной комнаты — интерактивное телевидение. Относительно использования интерактивного телевидения отметим, что эта технология также имеет большие возможности, но в настоящее время больше рассматривается как экспериментальная. Перечисленные выше виды доступа к информационным ресурсам сети Интернет и соответствующие им виды информационного взаимодействия на основе телекоммуникационных сетей (при реализации определенных методических подходов) способствуют развитию у обучаемых: · умения в сжатой форме представлять в различном виде · коммуникативных способностей, играющих важную Доступность информации для пользователей сферы образования и все возрастающая вовлеченность их в информационное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями, разнообразие видов использования ресурсов телекоммуникационных сетей — все это определяет практику использования технологии телекоммуникации в образовании. Остановимся на описании ряда примеров, понимая, использования телекоммуникаций в образовании. Для языкового общения и преподавания иностранного языка специалистами соответствующей страны существуют современные средства связи, которые позволяют в условиях аудиовизуального контакта осуществлять взаимодействие с «виртуальным преподавателем», находящимся в таких странах, как Франция, Италия, Германия, Испания. Дистантное, или дистанционное, заочное обучение (дистантное — от английского слова distant — отдаленный, дистанционное — от французского слова distance — расстояние). Дистанционное заочное обучение уже с середины 90-х гг. прошлого века предполагало использование современных программных средств или систем учебного назначения, специальных форм тестирования, диагностики ошибок, контроля результатов обучения, переструктурирование учебного Отечественная практика использования возможностей Особой формой осуществления этого направления использования средств технологии телекоммуникации в образовании является дистанционное повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений, учителей школы без отрыва от преподавательской деятельности. Эта форма перспективна также для оперативной смены профессии, для осущecтвлeния переквалификации, что становится актуальным в последнее время Наблюдения за природными явлениями или социальными ситуациями, предоставляемые сайтом (например, за изменениями погодных условий, за спутниковыми изображениями той или иной из планет, доступных в пределах открытых возможностей NASA, за ситуацией в пределах Расширение услуг библиотеки учебного заведения за счет обеспечения доступа к библиотекам различных стран мира позволяет использовать весь спектр материалов, предоставляемый Интернетом. К таким материалам можно отнести как обучающие материалы, представленные в виде аудио-, видеоинформации, так и информацию с любого компакт-диска (CD-ROM), в том числе и обучающие курсы. Самопредставление, самоопределение отдельной личности или группы, коллектива во всемирной информационной среде позволяет участникам образовательного процесса (обучающему, обучающимся) представить себя во всемирной аудитории через Интернет. Для ученика эта форма представления себя как личности Для преподавателя эта форма представления себя как личности и как специалиста позволяет обрести коллег-единомышленников в области своих профессиональных, научных интересов, своих авторских подходов, к решению тех или иных проблем и задач. Обучение основам бизнеса проводится в настоящее время в школах Великобритании с помощью «виртуального эквивалента» школьной биржевой программы, которая не ограничивается временными рамками или местом проведения биржевой операции. При этом в качестве данных для осуществления виртуальной биржевой сделки, разыгрываемой учебной целью, могут использоваться реальные данные биржевых сводок, представленные в любом доступном современному специалисту виде (динамические диаграммы, матрицы данных, аудиосводки и пр.). Все вышеприведенные примеры осуществимы при реализации описанных выше направлений деятельности учащихся В заключение отметим, что реализация возможностей технологии телекоммуникации в системе образования видоизменяет не только формы и структуру информационного взаимодействия участников процесса обучения, но и сам учебный процесс в связи с тем, что, во-первых, резко возрастает дос тупность информации и информационных технологий,
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |