Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возбуждение дела об административном правонарушении




Деятельность участников производства по делу об административных правонарушениях осуществляется последовательно от момента возбуждения дела до момента реализации постановления о наложении административного наказания. Производство проходит несколько сменяющих друг друга стадий. Стадия – это относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет свойственные только ей задачи, состав участников и процессуальные документы. На каждой стадии совершаются определённые действия, являющиеся частными по отношению к общей цели производства. Стадии органично связаны между собой: очередная стадия начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии оценивается то, что было сделано раньше. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих стадий:

1. возбуждение дела и сбор доказательств;

2. рассмотрение дела и принятие решения по нему;

3. пересмотр постановлений и решений;

4. исполнение постановлений.

Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства, имеющая предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса и представляющая собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, определения подведомственности дела, сбора основополагающих доказательств. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликтвенту предусмотренных законом мер ответственности.

Основанием возбуждения административного дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения.

Поводами (процессуальными основаниями) к возбуждению дела являются:

1) непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением отдельных правонарушений. К ним относятся правонарушения, предусмотренные ст. 5.27 ч.2, ст. 14.12, ст. 14.13 КоАП РФ;

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4), транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии основания и повода.

Момент возбуждения административного дела нередко зависит от характера правонарушения и условий его совершения. Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении признаётся возбуждённым с момента:

1. составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

5. оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется;

6. вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП при фиксировании правонарушения специальными техническими средствами.

В возбуждении дела об административном правонарушении может быть, и отказано и вынесено мотивированное определение. Основанием отказа может служить результат проверки материалов, сообщений и заявлений о правонарушении, поступившие из различных органов и организаций, указанных в КоАП РФ.

В момент возбуждения дела об административном правонарушении не обязательно иметь исчерпывающие сведения о признаках административного правонарушения. Особое внимание нужно обращать на факторы, позволяющие отграничить административное правонарушение от преступления, дисциплинарного проступка и гражданско-правового деликта.

КоАП РФ и УК РФ устанавливают административную и уголовную ответственность более чем за 80 смежных составов преступлений и административных правонарушений. Решающее значение при определении сущности деликта имеет степень общественной опасности, которая выражается в наличии или отсутствии тяжких последствий, в размере реально причиненного ущерба, способе и месте совершения. Критерии разграничения административного правонарушения и преступления, как правило, указаны в законодательстве. Например, мелкое хищение чужого имущества влечёт административную ответственность (ст. 7.27 КоАП РФ). При этом хищение признаётся мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. Если эта стоимость выше указанной, то хищение будет являться преступлением.

Итак, дело об административном правонарушении возбуждается лишь при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Возникает вопрос о том, допускает ли проведение проверки (до возбуждения дела об административном правонарушении) фактов, изложенных, например, в заявлении физического лица о совершении правонарушения. Безусловно, правила статьи 28.1 КоАП РФ не препятствуют такой проверке. В противном случае, невозможно ответить на вопрос о том, достаточно ли данных для возбуждения дела об административном правонарушении.

Особое значение на стадии возбуждения дела отводится протоколу.

Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

Он составляется во всех случаях совершения административных правонарушений, за исключением тех, когда дело о правонарушении возбуждается прокурором посредством вынесения постановления, а также при назначении наказания на месте обнаружения правонарушения без составления протокола. В статье 28.4 КоАП РФ содержится перечень составов правонарушений, возбуждение дел, по которым отнесено к компетенции прокурора. Таких составов 18, половина из которых связана с посягательством на избирательные права граждан. Прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации и передать его по подведомственности.

Составлять протоколы об административных правонарушениях могут как должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ в пределах компетенции соответствующего органа, так и иные должностные лица органов, специально на это уполномоченных, перечень которых (более 80) и компетенция в этой сфере содержится в ч. 2-5 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы в том или ином органе, устанавливается приказом руководителя этого федерального органа исполнительной власти.

В МВД России перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определён Приказом МВД России от 2 июня 2005 года № 444 «О должностных лицах МВД России т ФМС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»[44]. Аналогичные акты приняты во всех федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность.

Как процессуальный документ, протокол об административном правонарушении должен в обязательном порядке содержать следующие реквизиты: дата и место составления; должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; имена, отчества и фамилии, а также адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются; фабула правонарушения – место, время и обстоятельства совершения правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Наиболее важным и нередко проблемным является установление сведений о правонарушителе. Сведения о личности нарушителя заносятся в протокол только тогда, когда они установлены из достоверного источника, главным из которых является документ, удостоверяющий личность. При отсутствии при лице документа, удостоверяющего личность, для установления его могут использоваться другие возможности: данные паспортно-визовой службы, различные картотеки, учёты, пояснения сослуживцев, соседей, родственников, информация адресных бюро и др. Главное, чтобы должностное лицо, оформляющее протокол, не имело сомнений в том, что перед ним находится именно этот гражданин, а не другой.

Одним из обязательных требований при составлении протокола является разъяснение привлекаемому к ответственности лицу его процессуальных обязанностей и прав, предусмотренных КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей делается отметка в протоколе с подписью лица, привлекаемого к ответственности.

Протокол должен быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, установления личности правонарушителя или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждено дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Административное расследование – новое понятие в административно-процессуальной деятельности и представляете собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых вызвано необходимостью получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Административное расследование проводится по определённым категориям правонарушений. Оно назначается за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, если при этом возникла потребность в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Административное расследование – факультативный (необязательный) элемент первой стадии производства и осуществляется лишь в случаях, когда нет ясности, позволяющей сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.

Проводится административное расследование по месту совершения или выявления правонарушения. Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором – в виде постановления.

Описательная часть определения должна содержать все обязательные реквизиты, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении.

Срок административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлён вышестоящим должностным лицом на срок, не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил – начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Административное расследование заканчивается составлением протокола об административном правонарушении или вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку привлекаемому к ответственности физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по их просьбе.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, неправильно составлен и оформлены другие материалы для принятия решения, он возвращается органу или должностному лицу, составившему его. Недостатки такого протокола и других материалов дела об административном правонарушении должны быть устранены в срок, не более трёх суток со дня их поступления, после чего, втечение суток все материалы дела с внесёнными в них изменениями и дополнениями возвращены судье, органу или должностному лицу, правомочному их рассматривать.

Что касается протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, то они составляются категориями должностных лиц, уполномоченных на это субъектами Российской Федерации в нормах соответствующих законов.

КоАП РФ предусматривает основания и порядок назначения административного наказания без составления протокола, в упрощённом порядке. Особенность такого порядка привлечения к ответственности за правонарушения определена статьёй 28.6 КоАП РФ. В таких случаях должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполнения решения на месте обнаружения нарушения. Обязательным условием назначения наказания без составления протокола является малозначительность совершённого нарушения. Главным критерием малозначительности административного правонарушения является вид наказания и его размер.

Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения или штрафа. Штраф на месте обнаружения правонарушения может быть не только назначен, но и взыскан. Если административный штраф взимается на месте совершения правонарушения физическим лицом, ему выдаётся постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции указываются дата выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего наказание, сведения о лице, привлечённом к административной ответственности, время и место совершения правонарушения, сумма взыскиваемого штрафа. Протокол-квитанция выписывается в двух экземплярах и содержит подписи должностного лица и физического лица, подвергнутого штрафу.

Предупреждение как вид административного наказания объявляется (фиксируется) в письменном виде на бланке установленной формы.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения, назначенное ему наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, составляется протокол и производство осуществляется в обычном порядке.

Очень важно должностному лицу, уполномоченному возбуждать дело о правонарушении, составлять протокол об административном правонарушении при совершении первичных процессуальных действий выяснить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. КоАП РФ (ст. 24.5) определяет такие обстоятельства, при наличии которых дело об административном правонарушении не возбуждается, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся:

1. отсутствие события административного правонарушения, т.е. в реальности отсутствовали факты, действия (бездействие) и т.п., которым были бы присущи признаки такого явления как административное правонарушение;

2. отсутствие состава административного правонарушения. Известно, что состав административного правонарушения включает объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсюда следует, что состав правонарушения отсутствует в случае отсутствия хотя бы одного из них. При этом законодатель акцентирует внимание на недостижении физическим лицом на момент совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, а также невменяемости физического лица, совершившего правонарушение. Невменяемость лица по понятным причинам исключает производство по делу в силу болезненного состояния его психики;

3. действие лица в состоянии крайней необходимости. Имеется в виду причинение вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если не было иных средств её устранения и если причинённый вред менее значителен, чем предотвращённый.

4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение

административного наказания;

5. отмена закона, установившего административную ответственность. Речь идёт о случаях, когда на момент начала производства об административном правонарушении или в ходе производства была отменена статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, ранее предусматривающая административную ответственность за это правонарушение. При этом необходимо учитывать правила статьи 1.7 части 2 КоАП РФ об обратной силе закона, отменяющего административную ответственность;

6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административном правонарушения, а по отдельным категориям правонарушений (нарушение законодательстве Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе) по истечении одного года со дня совершения правонарушения;

7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела;

8. естественным условием, исключающим производство является смерть физического лица, в отношении которого оно ведётся.

Понятно, что многие из перечисленных обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, могут быть установлены лишь в ходе этого производства.

В случае выявления названных обстоятельств дело об административном правонарушении подлежит прекращению до передачи его на рассмотрение.

Дело об административном правонарушении прекращается путём вынесения мотивированного постановления, в котором излагается сущность дела и основания прекращения. В постановлении отражаются данные, касающиеся должностного лица, судьи, состава коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого прекращено дело; обстоятельства, установленные на стадии возбуждения дела; срок и порядок обжалования; каким образом решён вопрос об изъятых предметах, об имуществе, на которое наложен арест, вещественных доказательствах и т.д.

Это постановление вступает в силу с момента его вынесения. Копия его в трёхдневный срок со дня вступления в законную силу вручается или высылается лицу, в отношении которого велось производство по делу.

Заканчивается первая стадия – возбуждение дела об административном правонарушении – направлением протокола (постановления прокурора) судье, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. По общему правилу, установленному статьёй 28.8 КоП РФ протокол (постановление прокурора) в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) направляется для рассмотрения.

Протокол о правонарушении (постановление прокурора), влекущем в виде наказания административный арест, передаётся на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения). Это означает, что сроки, установленные для производства при назначении административного ареста, не могут быть продлены и являются окончательными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 9080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.