КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 26. Организация управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Одним из направлений социальной политики любого современного государства является политика в области природопользования и охраны окружающей среды. В Конституции Российской Федерации сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться и природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Система экологического законодательства состоит из двух подсистем – природоресурсного и природоохранного. Природоресурсное законодательство направлено на рациональное использование природных ресурсов. К такому законодательству относятся Федеральный закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г., Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации. Природоохранное законодательство включает большое количество нормативных правовых актов. К важнейшим из них относятся: Федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г., «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1996 г. и целый ряд правительственных актов. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Органом управления в области экологии является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, действующее на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации от 29 мая 2008 г. №404. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством; использования и охраны водного фонда; использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений); использования объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемых природных территорий, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: 1) вносит в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации; 2) самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: – порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами; – порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса; – порядок переоформления лицензий на пользование участками недр; – классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых; – методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых; – порядок и условия использования геологической информации о недрах, являющихся государственной собственностью; – форма бланка лицензии на пользование недрами; – порядок и методика проведения лесоустройства на территории лесов, не входящих в лесной фонд; – перечень показателей государственного лесного кадастра; – методики экономической оценки лесов; – региональные правила рубок (наставления); – санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, от вредителей и болезней леса; – перечень противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий; – нормы средств пожаротушения в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий; – нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств; 3) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 310, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет контроль и надзор: – в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); – в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; – за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; – за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; – за использованием и охраной водных объектов; – за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; – за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; – за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений; 2) государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий; 3) выдает лицензии (разрешения) на: – добывание объектов животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации; – оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; – добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими; – содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; – ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций; – ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных, их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства); – ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящейся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб; – экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и античных материалов; – экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения; – экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых); – экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них и т. д.; 4) организует и проводит государственную экономическую экспертизу: – проектов правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы; – нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов; – материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производственных сил на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе: проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и др.; – материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и местного значения, а также программ реабилитации этих территорий; – проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; – документации об изменении функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные и т. д.; 5) осуществляет мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; 6) осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации; 7) осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения; 8) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет свои полномочия на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере водных ресурсов. Полномочиями федерального агентства водных ресурсов являются: – перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности; – подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; – подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод; – проведении государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; – проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд; – предоставление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по установлению для водопользователей лимитов, водопользования по водным объектам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; – определение объемов экологических пропусков и безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; – иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) также находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293. Агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Полномочия Федерального агентства по недропользованию: 1) организует: – государственное геологическое изучение недр; – экспертизу проектов геологического изучения недр; – проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; – проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; – проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о представляемых в пользование участках недр; 2) осуществляет: – предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; – организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; – принятие решений о предоставлении права пользования участками недр; – выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; – ведение государственного учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами; 3) ведет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса; 4) осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) находится под руководством Правительства Российской Федерации. Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Росгидромет осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 312. Служба осуществляет следующие полномочие в установленной сфере деятельности: 1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации и по вопросам, относящимся к сфере ведения службы. 2) самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: – инструкции о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы; – порядок централизованного учета документов единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления на электронных носителях; – требований при проведении наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции; – нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности; 3) осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности: – осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации; – выдает лицензии (разрешения): на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; 4) осуществляет: – в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; – ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; – формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдения, определение их местонахождения; – государственный мониторинг атмосферного воздуха; – государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов; – государственный мониторинг континентального шельфа; – государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации; – руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции; – информирование пользователей о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей; – обеспечение функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации; – обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде; – осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасностью электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасностью гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальных функций в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору находится под непосредственным руководством Правительства Российской Федерации. Служба является: – федеральным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; – специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; – специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; – органом государственного энергетического надзора; – специально уполномоченным органом в области охраняя атмосферного воздуха. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору: 1) осуществляет контроль и надзор за: – соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; – ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); – выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии; – физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; – соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; – соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ; – соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которым переданы органы местного самоуправления; – соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) и т. д.; 2) осуществляет лицензирование деятельности по: – размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; – обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; – обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добычи урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ; – использованию ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. д.; 3) выдает разрешения на: – право ведения работ в области использования атомной энергии; – применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах; – застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода; – эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений; – выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; – трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; – вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ; – применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами; 4) устанавливает лимиты на размещение отходов; 5) регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов; 6) ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; 7) ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов; 8) проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности; 9) организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу: – проектов правовых актов, международных договоров Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду; – подлежащих утверждению организаций государственной власти Российской Федерации материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации; – технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности; 10) создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; 11) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |