Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы онтологии (учения о бытии)

Одной из важных проблем онтологии является понимание основ космического порядка, закономерностей бытия.Древнегреческая философия представляет мировой порядок как вечный живой Космос, движение которого обеспечивается мировой душой, запечатлевшей в себе некоторую программу его изменения. Для описания порядка вводятся специальные категории:

Логос – вселенский закон, необходимость, целостность и гармоничность мира;

Космос – это мирострой (у Гераклита), упорядоченная и организованная часть мира (у атомистов), Разум и Красота, целесообразное творение демиурга (у Платона); пространство для реализации потенциального в актуальное, перводвигателя в космические потенции (Аристотель);

Субстанция (от лат. substantia) – сущность, существенное, первооснова;

Акциденция (от лат. accidentia) – случай, случайность, несущественность;

В средневековой философии под Законом понимается замысел (план), установленный трансцендентным Богом, который нарушается в силу испорченной природы человека. Закон утверждается при помощи благодати, «спасения» человека, «восстановления» первоначальной его природы.

В Новое время под «законом» понимают порядок, установленный природой и познанный естествознанием с целью овладения силами природы.

Закон выражает форму организации связей, отношений и выявляет устойчивые, необходимые, существенные связи.

Проблемой онтологии является представление о бесконечном и конечном.

В античной философии бесконечное рассматривается как апейрон. Элеаты (Парменид и Зенон) и Аристотель трактуют апейрон (бесконечное) как доказательство абсурдности и нереальности, случайности, потенциальности, несубстанциональности. Противоположное мнение представлено у Пифагора и Платона. У Пифагора беспредельное (апейрон) аналогично четному, пассивному, женскому и злому. Платоновский апейрон – это изменчивое, неопределенное, неоформленное.

Онтологическая проблема неопределенности бытия.

Неопределенность бытия греческая философия выражала в понятиях «Ничто», хаос, средневековая христианская философия признавала сотворение мира из Ничего, а в Новое время наряду с атомами признавалась пустота как нечто неопределенное (в учении И. Ньютона). Современная научная теория развития сложных систем (синергетика) также исходит из модели появления нового порядка в самоорганизующихся системах с помощью неопределенности системы и проявления новых возможностей в точках бифуркации (возмущения). Согласно современной теории проявление нового порядка в обществе зависит от направленного (интенционального) активного сознания и действия человека. При этом интенциональность проявляет себя как результат корреляции социальной действительности и сознания.

О неопределенности систем мира (и отсутствии линейной причинно-следственной программы их развития) говорит эстетическая культура начиная с эпохи Возрождения. Художественный образ, язык художественного творчества рационально непостижим и зависит от индивидуальных переживаний (в т.ч. мистических) художника-творца. Художественное творчество стремится выразить трансцендентальную «идею» (целостность, прекрасное, гармоничное) как некоторое ядро (концентрацию) смыслов, своеобразную точку бифуркации (возбуждения возможностей нового порядка). Художник, обнажая возможности в развитии системы, представляет собой вопрошание и ожидание элементов нового порядка.

Философский анализ неопределенности развития сложных систем представляет феноменология. За долгую историю идеализма феноменология определила в качестве приоритетной проблему чистого сознания, вневременных идеальных сущностей – феноменов, которые определяют интенциональность (направленность) сознания. Так в философии Гуссерля исследуется коррелятивность (соотносительность) инвариантных (неизменных) смыслов сознания и многовариантность языковых форм. Познание рассматривается как целостный, упорядоченный, инвариантный поток сознания. Постижение феноменов сознания означает вскрытие возможностей, интенций «чистого сознания», которые могут рассматриваться в сложном неопределенном повседневном мире как «точки бифуркации», точки зарождения нового порядка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интернет-ресурсы | Проблема познания красоты и гармонии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.