Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема познания красоты и гармонии

Проблемы гносеологии (вопросы познания).

Одним из важных вопросов познания является вопрос о познавательных способностях человека, о соотношении чувственного и разумного. В диалогах Платона, где главным персонажем является Сократ, подчеркивается, что познающее начало – это активная и бессмертная душа, которая управляет благородными и темными страстями. Душа человека, подобная божеству («подобие»!) окрыляется, т. е. способна понять сущность, главную идею «во многом» и классифицировать «многое» по видам. Методом получения и передачи истинного знания Платон считал диалектику – умозрительное интуитивное знание-припоминание божественной истины. Чувства же приводят человека к заблуждениям, его душа «теряет крылья», низвергается в земные иллюзии и даже царство мертвых. Заблуждение – это знание о «неподобном». «Майевтика» или метод познания Сократа основан на введении оппонента в заблуждение, т.е. представление «неподобного» как истинного. Истинная речь – это процесс обнаружения «подобия» знания божественному эйдосу, она не нуждается в записи, ибо активирует разумную бессмертную душу.

Идеалистическая и мистическая философия Платона трактует земное проявление красоты как припоминание неземной идеи-эйдоса. Столкновение подобного (разновидностей красоты и их восхождение к «идеи») в земном и божественном приводит человека к ощущению влюбленности и «окрыленности».

Проблемой гносеологии является вопрос о методах познания и истинности знания. Философы разных эпох для познания противоречивости и гармонии мира использовали разные методы – интуицию и герменевтику, метафизику и диалектику, а также научную методологию. Определение истины в традициях идеализма и материализма существенно отличается: идеализм называет истиной такое знание, которое соответствует (подобно) идеальным сущностям (плану, замыслу, проекту мирового разума) или априорным формам самого разума; материализм называет истиной такое знание, которое правильно описывает реальность или соответствует реальности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы онтологии (учения о бытии) | Проблемы этики (учения о нравственности)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.