Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе




Сущность, содержание и функции организации управления предприятиями на современном этапе

ЛЕКЦИЯ 12. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Вопросы:

1. Сущность, содержание и функции организации управления предприятиями на современном этапе.

2. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе.

3. Классификация структур во внутрифирменном управлении.

 

 

На современном этапе в условиях рыночной экономики, идет формирование такого управления предприятиями, которое наиболее полно отвечают сложившимся принципам и функциям управления. Функции отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными условиями. К ним могут быть отнесены:

ü размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная);

ü производственный профиль фирмы (специализация на выпуск одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей);

ü характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство);

ü сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок);

ü масштабы и формы заграничной деятельности (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.);

ü характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа, фирма, предприятие).

Организационная структура фирмы и ее управление не является чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Но главное то, что в управлении предприятием устанавливаются постоянные и временные взаимоотношения между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий его функционирования. Функция организации управления предприятиями реализуется двумя путями:

1) через административно-организационное управление;

2) через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировкой. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. При текущем планировании для производственных подразделений предприятия разрабатываются план производства, план реализации, план капиталовложений, финансовый план, который обобщает итоги названных трех планов. Это позволяет согласовать систему финансирования, распределение производственных мощностей и персонала. Во многих фирмах текущее планирование ведется методом от «затрат к выпуску», т.е. сначала устанавливается, какими ресурсами располагает фирма, а потом на основе этих данных определяется стратегия «продукт - рынок». У каждой фирмы (предприятия) имеются свои специфические особенности планирования: по видам планов, их структуре и показателям, горизонту и сроком разрабатываемых планов для подразделений.

Любая фирма имеет организационную структуру, которая состоит из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые предусматривают распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные проблемы, возникающие при управлении – это установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков, выбор соответствующих технических средств.

Управление и его совершенствование предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирование функций и информационных потоков. О сновной задачей и сущностью здесь являются повышение эффективности управления и выполнение поставленных целей предприятий.

Для вновь созданного предприятия, основной проблемой управления является создание жизнеспособного отлаженного «организма», в рамках которого работники четко сознают цель своей деятельности и способы ее достижения. Если предприятие не превращается в отлаженное и управляемое производство, оно обречено на провал, несмотря на блестящую предпринимательскую идею, привлеченный крупный капитал.

Управление на новом предприятии требует:

ü концентрации внимания на рынке;

ü финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;

ü создание высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе имеет это подразделение;

ü умения определить участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей.

Поэтому вновь созданное предприятие должно так организовать управление, чтобы предвидеть и упредить возможные изменения на рынке и организовать свою деятельность так, чтобы мобилизовать ресурсы предприятия так, чтобы не только противостоять негативным последствиям на и извлечь пользу из неожиданно возникших рыночных и других негативных ситуаций внешней среды.

И последнее. Необходимо помнить, что одним из важнейших отличий управления крупных компаний от мелких и средних предприятий является то, что в последних слабо развито делегирование полномочий и руководство предприятием. Предприниматель находится в непосредственном контакте с исполнителями директив, в том числе и с самими работниками.

 

 

 

Процесс перестройки организационных структур управления как крупных, так и менее крупных предприятий на современном этапе имеет актуальное значение. Практически процесс реорганизации управленческих структур становится перманентным и находится в прямой зависимости от изменений в стратегии развития фирм.

Важнейшие факторы, вызывающие необходимость изменения управления следующие:

- ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;

- интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;

- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

Выделяют следующие основные направления перестройки структур управления:

1. В аппарате управления:

üперегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, характера взаимодействия, распределения полномочий и ответственности;

üреорганизация внутренних структур в результате поглощения других фирм или продажа производственных предприятий в нее не вписывающихся;

üвыделение в самостоятельные хозяйственные подразделения программно-целевых проектных групп или создание на их базе новых подразделений, участие в акционерном капитале, проникновение в эти фирмы;

üусиление интеграции небольших компонент в комплексы крупных компаний, внедрение наукоемких отраслей;

üсоздание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев – специализированных подразделений, курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж продукции и прибыли и у которых возникают проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями и административными службами.

2. В принципах управления:

üпериодическое изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности взаимодействия между подразделениями;

üусиление программно-целевого управления для консолидации ресурсов компании на наиболее передовых направлениях научно-технических исследований или на разработке и выполнении крупномасштабных проектов, требующих объединения специалистов одного профиля в одном подразделении.

3. В функциях управления:

üусиление стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики;

üусиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска;

üпридание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности;

üучастие в решении вопросов на Заседаниях Совета директоров и Правления;

üпоощрение работников за разработку новых идей в области совершенствовании технологии производства;

üусиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами;

üповышение затрат на эффективное проведение маркетинговой деятельности.

4. В хозяйственной деятельности:

üизменение технологического процесса;

üприменение гибких автоматизированных технологий;

üукрепление межфирменного сотрудничества на международном уровне в области специализации и кооперирования производства;

üвыполнение крупных совместных научно-производственных программ и соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

üсоздание совместных производственных предприятий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.