Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные источники и особенности древневосточной философии




 

Первоисточники древнеиндийской философии:

Махабхарата,книги древнеиндийского эпоса http://iproaction.ru/index.php/adiparva-pervaya-kniga

Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа) – древне-индийские тексты на ведийском языке, созданные в ХVI, ХIV – VI вв. до н.э. За Ведами следуют тексты брахманы, араньяки, упанишады. Особое философское значение имеет «Ригведа» и её трактовка «единого», пуруши, брахмана, атмана, риты, сатьи, дхармы, кармы, мокши, майи и др. Одной из главных идей является трактовка «пути действия», преодоления зла и страданий.

Вайшешика – древне-индийская философская школа, основатель Канада (Улука). Признает 7 видов реальности: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность, небытие. Субстанция проявляется в 9 формах: земля, вода, воздух, огонь, эфир, пространство, время, душа, ум. Вселенная состоит из 4 видов атомов, вечных и неделимых, соединяющихся в двойки, тройки и т.д.

 

Упанишады – древнеиндийские религиозно-философские тексты, тайное учение и источник веданты. VI – III вв. до н.э., ХIV-ХV вв. н.э. Главный акцент сделан на постижении «пути знания», нравственности, освобождении от страстей и материального мира, осознании единства с мировой душой, единства брахмана и атмана («Я»), природы пуруши. Упанишады оказали большое влияние на учения буддизма, санкхьи, йоги, «Бхагаватгиты», европейскую философию.

Особенностью восточной философии является представление о многогранности мира, который воспринимается противоречиво – как реальный и в то же время иллюзорный.

В учении «веданта» (т.е. позднего этапа учения Вед, представленного упанишадами), в адвайта-веданте существует учение о четырех состояниях психики: бодрствовании, сне со сновидениями, глубоком сне и запредельном состоянии. Каждое из состояний, воспринимаемое как реальность, указывает на иллюзорность всех других состояний

Анализ древневосточной философии дает возможность увидеть устойчивые структуры менталитета восточного человека, специфику его мировоззрения и отношения к миру. Это особенно важно для понимания истории, культуры, политики современных народов.

Восточная философия складывается в VIII – VII веках до н.э. Существенным отличием восточной философии является её обращение к естественным основаниям единства человека и космоса, которые можно использовать для гармоничного согласования жизни человека с Вселенной. Восточная философия формулирует наставления по организации жизни человека в соответствии с естественностью и неизбежностью Добра и Зла, жизни и смерти. Такая философская система по своему характеру космоцентрична (т. к. естественный закон развития Космоса, его ритмы подчиняют духовную и психо-физическую жизнь человека). Мудростью Востока можно считать стремление к гармонизации ритмов жизни человека и Космоса. Мудрость Запада, древнегреческой философии проявляется в стремлении «овладеть» разумным, гармоничным и упорядоченным Космосом. Такая философия неизбежно приходит к антропоцентризму, учению, в котором центральным звеном Космоса становится Человек.

 

В восточной философии одной из главных проблем является осознание условий достижения гармонии с окружающим миром. Так в «Бхагавадгите» (одной из частей «Махабхараты») говорится о таком пути нравственного совершенствования как «недеяние», аскетизм, йога. Цель освобождения от греха и деяния состоит в обретении Иного состояния психики – равновесия с мирозданием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.